Это только мои личные впечатления от экспозиции
Королевского музея.
Совсем не о том, что видят искусствоведы, и не о том, что уже
записано в Википедии.
Музей расположен в историческом центре, на той парадной улице, которая ведет к роскошному зданию Дворца Правосудия.
Историческая часть музейной коллекции размещена в залах бельэтажа. Но как и в главном вестибюле здесь входная группа экспонатов - это актуальное искусство.
Этикетки с именем автора я не нашла.
Бархатно-серая фактура "обивки" дивана очень реалистична, кажется мягкой и пушистой. Если бы не мертвецкая серость лица девушки, это можно было бы считать гиперреализмом. Вероятно, это произведение продолжает линию старинных бесцветных картин-обманок (которых в экспозиции много), но только в скульптуре.
Далее - наглядный пример-иллюстрация того, что натурализм в религиозной живописи
умАляет достоинство изображаемого.
Икона "Ecce Homo" 1494 г. (художник Jean Hey).
Здесь нет глубины и пространства, фигура все еще в плоскости картины, но фактура тела настолько реалистична, что поневоле взгляд цепляется только за нее. Лик отстранен от зрителя, а его выражение настолько равнодушно, что становиться безразлично и зрителю.
Такова двусмысленность позиции художника: он хотел, видимо, показать божественную "надмирность" Христа, и при этом Его человеческую плоть.
Но получилось как всегда - плоть возобладала...
Снимать с рук здесь трудно (хотя разрешено) - сумрак в зале + блики на стекле.
Вот единственная традиционно-религиозная работа Босха (если есть и другие подобные, прошу меня поправить).
Авторство Босха выдает лицо донатора - оно типично сюрреалистично.
Еще одна сюрреалистическая картина с изображением святых жен с атрибутами их мучений - "Дева среди дев"
1475-1500.
Ниже - поздне-готическая Мадонна с Младенцем, редкая в своем жанре, поскольку оставляет впечатление глубины Образа, несмотря на объемную конкретику форм.
Квентин Массейс, начало XVI в.
И далее - совершенно противоположная по духу назидательная картинка в стиле средневекового комикса.
Альберт (Альбрехт) Баутс "Обед у Симона фарисея" (пер.половина XVI в.)
Здесь все персонажи "говорящие":))
Респектабельный Симон пальчиком указывает охраннику на непорядок под столом.
Охранник "в космосе" - он тут самый одухотворенный.
И смешно, и грустно - так опустить высокий сюжет и качественное ремесло художника - к чистой карикатуре - это же надо постараться!
Очень привлекательны тщательно исполненные натюрморты, подробно демонстрирующие изумительные достижения европейской кухни. Это уже начало XVII в. Художник Osias Beert.
И завершает средневековую часть экспозиции огромная картина города Брюсселя (Jean Bonnecroy).
Формально это середина XVII в., но метод изображения архаичен, это не итальянский Ренессанс.
Однако глубина пространства и воздушная перспектива уже в наличии.
Продолжение следует...