Собор Монреале - это финальный аккорд византийской мозаичной традиции на острове Сицилия.
Архитектура собора - традиционно латинская - это огромная трехнефная базилика, перекрытая двускатным сводом.
С западной стороны, как обычно - две башни, одна из которых не достроена - что придает собору восточную живописность.
Между башнями - классицистический мраморный портик 1770х гг.
С востока базилика завершается тремя полукруглыми апсидами, украшенными в "арабо-норманском" стиле.
С восточной от собора стороны с обзорной площадки открывается широкая панорама долины, с видом на море и агломерацию Палермо (до которого от Монреале - 7 км):
Вид в противоположную сторону - на собор, с той же панорамной площадки:
Общее фото интерьера собора Монреале - из сети.
В реальности там довольно темно, поскольку храм огромный.
Подсвечивается для туристов только центральная апсида (без подсветки там полная тьма - интересно, как здесь решалась проблема освещения в древности?)
Самая живописная часть мозаик - в алтаре.
Смена масштабов фигур, чередование динамики и статики их поз, в сочетании золота фонов и разнообразных орнаментов создают торжественную и монументальную композицию, выдержанную в лучших византийских традициях.
Огромная полуфигура Спасителя в конхе центральной апсиды изумительна по пластике и выразительности образа:
Собор Монреале украшался мозаиками в 1183-1189 гг., то есть примерно на 40 лет позже, чем другие храмы Палермо (Палатинская капелла и Марторана), или Чефалу (1145-1148).
Но общее сходство техники, рисунка и многих композиционных решений говорит о преемственности традиций в рамках одной мастерской.
Я думаю, что в Монреале работали уже именно местные, выращенные теми первыми греками, пришедшими из Византии в эпоху ее разгрома крестоносцами, которые работали и в Палермо, и в Чефалу в начале 40х гг. XIII в.
В Монреале руководили работами их ученики, а исполняли - уже ученики учеников.
Алтарные мозаики Монреале - работа профессионалов высочайшего уровня.
Все остальные композиции (по стенам базилики и аркады центрального нефа) - это добротное ремесленное исполнение, римейк мозаик Палатинской капеллы в значительно большем размере, несколько более графичный и "латинизированный" в направлении готики.
Для сравнения - образы Спасителя в алтарных апсидах
Палатинской капеллы:
Собора в Чефалу (фото из сети)
В Чефалу мозаики сохранились только в алтарной апсиде. Впечатление такое, что храм был полностью восстановлен в ХХ веке - на стенах и аркаде нефов собора нет ни мозаик, ни росписей, ни барочных деталей - сохранились лишь античные капители (видимо, от более древней постройки) и еще - скульптура в виме..
К сожалению, этим летом алтарь собора Чефалу выглядит так: