Палатинская капелла Нормандского дворца в Палермо - это уникальный памятник, сохранивший в значительной степени великолепный ансамбль золотых мозаик XII века. Эта небольшая капелла позволяет нам пережить тот восторг от созерцания триумфа красоты, который испытывали современники, и который сейчас уже редко где можно встретить на православном Востоке. Хотя именно на Востоке - в Византии, была создана школа, которую двигали многие поколения мастеров.
Но злоба и зависть Запада оставила там лишь жалкие крохи былого великолепия.
Норманы, оплатившие работу византийских художников, усвоили эти шедевры себе. Этот памятник в европейской литературе всюду именуется арабо-норманским. Византийское происхождение мозаик упоминается как бы между прочим.
Но согласитесь, слава древних памятников Палермо - это ведь заслуга не "арабо-норманнской" стилистики, а тех самых безымянных византийских мастеров!
Но, видимо, благодаря такому "усвоению" замечательные мозаичные ансамбли Палермо и окрестностей сохранились до наших дней.
Фасадов у этой капеллы практически нет. Она обстроена со всех сторон в разное время и в разных архитектурных стилях. Ее алтарь упирается в пристройку галереи, которая видна на фото слева от башни.
Из внутреннего двора (в Википедии это описано подробно) внешний вход в капеллу с южной стороны оформлен мозаикой XVIII века - в стиле французких шпалер. Заботясь о "правдивости" передачи форм и объемов, художники потеряли четкость структуры рисунка. Мозаика - это ведь не живопись, и даже не ткачество:))
Формы получились мятыми, а лики - не выразительными.
Почувствуйте разницу с византийской традицией мозаичного изображения человека на плоскости стены:
Здесь все внятно и четко, а экспрессии - хоть отбавляй!))
Академическое описание мозаик можно легко найти в интернете, статья Википедии тоже достаточно подробна.
Я пишу только собственные впечатления от увиденного.
К сожалению восторг от созерцания красоты мозаик Палатинской капеллы немножко (только немножко, такой шедевр ведь трудно испортить!!!) омрачают видимые тут и там следы плодотворной деятельности реставраторов и реконструкторов разных эпох. Например, мозайки алтарной части Палатинской капеллы в значительной степени изменены вмешательством художников более позднего времени. Мне кажется, что большинство из этих вмешательств были навязаны владельцам дворца - ведь каждый хотел сделать этот блистательный во всех смыслах интерьер "еще лучше"! А лучше - было бы не трогать:)))
Очень неудачно "улучшены" ноги архангела Гавриила в сцене Благовещения, полностью "оптимизированные" ангелы по сторонам центральной апсиды, и конечно - композиция в центре, под сохранившейся с XII в. полуфигурой Христа Пантократора.
Манерная поза центральной фигуры под изображением Христа претендует быть центром композиции, но художник XVII века явно перестарался:))
Почувствуйте разницу между "живоподобным" архангелом, оптимизированным в XVII в. и оригиналом этой иконографии - архангелом XII в., сохранившемся в барабане купола Палатинской капеллы:
Еще один результат "оптимизации" XVII в. - это обрубленный балкон-жюбэ, переделанный в кафедру проповедника.
Решетка алтарной преграды - тоже новодел, вероятно XIX в.
продолжение следует.