Apr 26, 2015 14:10
Пишу о среднетехническом образовании в нашей стране. Почему об этом: знаю хорошо положение дел изнутри (работала преподавателем в строительном техникуме, и после переименования в политехническом колледже). В советское время давали такое техническое образование, которого нет сейчас в строительном ВУЗе. Сейчас делают вид, что учат. Дирекцию интересует только количество обучающихся на коммерческой основе, а обучающихся получение «корочек». Для чего в бывшем строительном техникуме убрали отделение ЖБИ, готовивших специалистов для заводов железобетонных изделий и крупнопанельного домостроения; сократили число групп, готовящих техников-строителей, закрыли сварочное отделение, готовящих руководителей сварочных работ на строительстве трубопроводов, мостов, зданий?! Что взамен? В бывшем строительном техникуме организовали новые шесть отделений - все на платной основе: 1) Экономика, бухгалтерский учет и контроль; 2) Финансы; 3) Менеджмент; 4) Правоведение; 5)Государственное муниципальное управление; 6) Технология продуктов общественного питания. Кроме названных отделений в стенах техникума работала автошкола, всевозможные платные курсы и сдача в аренду спортзала - все было направлено на зарабатывание денег для дирекции. На коммерческие отделения устраивали своих деток чаще всего для того, чтобы не болтались, ответственности ни за что эти детки не несли и, прогуливая, ничуть не мучила совесть, что родители за их обучение немало платят. Кстати, выросло поколение потребителей и просто бессовестных людей, даже по отношению к своим родителям. Спрашиваю одну такую диву с отделения «Менеджмент» - ты кем будешь после окончания учебы - девица, с голым пупком и боевой раскраске отвечает: - Директором. Ох и навыпускали этих недоучек, которые мечтали работать в банках, известными юристами, директорами и иметь большие доходы - оказывались на рынке, в киоске продавцами. Знаю женщину, которая вынуждена работать по 12 часов, а в свой выходной день бегать обслуживать клиентов на дому (она мастер по маникюру). У нее был нервный срыв, нажила себе болезни и все для того, чтобы платить за обучение дочери в университете, выплачивать кредит за автомобиль (купить который дочь потребовала на втором курсе), а недавно ее дочь обнаружила у себя способности к пению и нашла преподавателя вокала, который за час берет 1500 рублей. Спрашиваю ее мать: «Почему потворствуешь всем нескромным запросам дочери?» Отвечает, чтоб у дочери не было комплекса нищеты. Вспоминаю себя, своих однокурсников - мы ничего не требовали от своих родителей, но комплекса нищеты у нас не было, так как молодость это самое большое богатство и молодость априори не может быть нищей.
Но вернемся к нашим баранам. Сокращение профильных специальностей - это еще не самое страшное. Хуже то, что для подготовки техников строителей исковеркали программы. Ранее, чтобы техник знал, как работают строительные конструкции, изучались: теоретическая механика, сопромат, статика сооружений, предмет под названием - строительные конструкции (две курсовые работы одна по промышленным зданиям, другая по гражданским). Сейчас из программы убрали сопромат, статику сооружений, сократили преподавание строительных конструкций, по ним нет курсовых и строительные конструкции исключены из дипломного проекта как его часть. Что ввели: макроэкономика с элементами международной (хотя есть нужный предмет экономика строительства), менеджмент, делопроизводство. Такой перекос в подготовке техника - строителя приведет на производстве к катастрофам обрушения конструкций (да уже приводит, причем с человеческими жертвами). Но даже то, что есть в программе - обучение превращается в полную профанацию, так как на основных отделениях 30% поступили на платное обучение, абсолютно с непроходным баллом. Идет 2009 год, весна, на профсоюзном собрании совместном преподавателей и учащихся выступает директор (уж лучше бы рот не раскрывал). Говорит, что студенты, учащиеся на платной основе, жалуются на преподавателей, которые опоздавших не пускают в аудиторию (опоздания этих горе студентов бывают на 2/3 лекции). Далее директор заявил, что преподаватель не имеет права не пускать, так как эти студенты свое право оплатили деньгами. После этого собрания начался бардак с посещениями.
Абсурд продолжался. Училище, которое готовило рабочих строительных специальностей, тоже обозвали колледжем. А затем техникум - колледж и училище колледж вошли филиалами в Нефтегазовый университет, а там решили экономить на штатах, зданиях и объединить техникум с училищем. Выпускной курс должен уходить на дипломное проектирование, а ребята из училища ни одного курсового не делали. Что нам сказало руководство - отдать им старые дипломы пусть скопируют чертежи и перепишут пояснительные записки. Доработала учебный год и уволилась. Руководство колледжа (не люблю это слово, оно у меня во рту застревает, почему-то сразу вспоминаю из американского фильма девицу со жвачкой, которая этак дебильно говорит, что мечтает поступить в колледж). Руководство ценило, когда не было отсева коммерческих. Дело доходило до того, что некоторые преподаватели перестали отмечать отсутствующих, а пришедшим раздавали учебники и заставляли конспектировать тему занятий, после такого преподавания к ним вообще перестали ходить на лекции. Бывало, такие преподаватели закрывались в аудитории и сидели в одиночестве, а потом зачеты и экзамены ставили автоматом, причем, чтоб студенты не жаловались на них, всем ставили только 5 и 4. Студенты на радостях цветы, а руководство благодарность за 100% успеваемость и высокое качество обучения (а как же все на 4 и5). Какое разложение!!
Коммерческое платное среднее и высшее образование в наших условиях падения нравов у руководителей и преподавателей учебных заведений, рыба гниет с головы, выдает «на гора» не техников и инженеров, а безнравственных недоучек. Только бесплатное обучение и по настоящему спрос за качество обучения, только поддержка способных, мотивированных на обучение студентов, а именно: повышенные стипендии, создание условий морального удовлетворения, лучшие места при распределении на работу и т.д. Вопрос встает о безопасности производства и недопущении техногенных катастроф из-за человеческого фактора. Коммерческое обучение обогащает верхушку образования и наносит огромный ущерб бюджету страны от каждой аварии на производстве и обрушения зданий.
Н.Грибоедова