Что было дальше.
Дальше я вспомнила временную шкалу композиторов того времени.
ПОтом я поняла, что волей-неволей придется продолжить прерванное мною в 11 лет музыкальное образование.
Т.е. это мне понятно.
внутри этой рамки помещены 30 вариаций - 10 групп по 3 вариации, причем каждая третья представляет собой так называемый канон (музыкальная форма, в которой один голос в точности повторяет другой со сдвигом во времени вступления). И в каждом следующем каноне интервал вступления голоса, проводящего канон, увеличивается на ступень: канон в унисон, затем - в секунду, далее в терцию и т.д. - до канона в нону.
Вместо канона в дециму (такой канон был бы повторением канона в терцию) Бах пишет так называемый quodlibet (лат. - кто во что горазд) - пьесу, соединяющую в себе две казалось бы несовместимые темы. При этом басовая линия темы остается.
А вот в этом мне необходимо разбираться.
По каким параметрам изучать этот композиционный план? Любой, взятый изолированно, ведет к схематизму, ибо в произведении сочетаются разные струи: расчлененная танцевальность и пассажная моторность, ариозная кантилен-ность и виртуозность, гомофония и контрапунктическое мастерство. В отличие от других баховских вариационных циклов, в основу вариаций положена здесь не тема, а структура Арии в целом. Выдержанная во французской галантно изукрашенной манере, она являет собой сарабанду менуэтного типа (заимствована из Нотной тетради Анны Магдалены 1725 года; принадлежность музыки Баху не бесспорна) и состоит из двух равных колен (16+ 16 тактов); каждое колено, по указанию автора, повторяется. Так же построены все вариации, только в некоторых ( 3, 9, 21, 30 - все это каноны! ) в такте совмещены два такта Арии, отсюда соотношение 8 + 8.
Удержанный бас - в канонах он скрыто наличествует в других голосах - напоминает о чаконе. Но это лишь внешнее сходство, так как варьируется вся мелодико-гармоническая ткань Арии, причем необычно.
Вариации (их тридцать) организованы по «тройкам»: каждая третья - канон. Три - сакральный символ троичности, а канонов десять, что соответствует декалогу, также сакральному числу «десяти заповедей». Каноны следуют согласно возрастанию интервалов имитации от примы до ноны, а в 30-й вариации, названной Quodlibet («что угодно», «кому что нравится», или - в вольном переводе - «кто во что горазд»), на удержанном басу проводятся каноном две народные песни. Таков один скрытый пласт композиции, скрытый - потому что лишь ухищренное, натренированное ухо отделит эти вариации от других: не как хитроумные контрапунктические сплетения воспринимаются каноны на слух, а то как кантиленные пьесы (№ 9, 15, 21), то как сицилиана ( №24) или бурре ( №18). Характеристическая танцевальность ощущается и в других полифонических вариациях (фугетты в №10 и 22).
Строение произведения двухфазно. Коль скоро оно начинается и - без изменений - завершается Арией, то всего пьес в цикле тридцать две. «Ось» же приходится на сердцевину - №16, обозначенный автором: «Французская увертюра». По обе стороны оси расположены диссимметрично перекликающиеся аналогические повторы. Это второй композиционный план. Вот примеры соответствий:
танцевальные:
7, 10
19, 20
моторные:
5, 11, 11, 14, 17
20, 23, 26, 29
лирические центры:
13 (Dur)
25 (moll)
фугетты:
7
22
Но есть еще третий архитектонический план, который привносит в композицию (в противовес принципам обрамления и диссимметрии) еще один уровень развития - линейный, устремленность к кульминационным зонам, что обусловлено усилением роли виртуозности и что полностью осуществляется после главного лирического центра - №25, одного из лучших Adagio в инструментальном творчестве Баха. Если ранее то и дело прорывались элементы виртуозной техники, широкого охвата регистров или - в манере Скарлатти - «скрещения», перекидки рук (предполагалось исполнение на двухмануальном клавесине), то теперь возникают двойные трели и приемы marteljato, чуть ли не предвосхищающие Листа ( №28, 29). Внутреннее напряжение Adagio сменяется внешне динамическим нагнетанием, но Бах «снимает» его народным юмором Quodlibet и, верный себе, всю композицию обрамляет Арией. Он одновременно и на пути к финальной кульминации (пути, проложенном Генделем и ведущем к венской классике), и противостоит этой тенденции, оставаясь приверженцем эстетики барокко.
М.Друскин. Иоганн Себастьян Бах.
Так что буду эксплуатировать дорогую Романну. У кого же учиться, как не у учителя музыки.
Я уже к сегодняшнему отрывку почувствовала, что нельзя идти по одиночным отрывкам. Т.е. каждый день, рисовать отрывокто можно. НО после этого стараться прослушать все в длительности, друг за другом.
Пн мар 23, 2015 11:03 pm
Знаешь, слушая сегодняшний отрывок в памяти четко всплыли две картины Клее. КОторые ему соответствуют. Представляешь, сколько всего уже в памяти после твоих семинаров.
Канон в унисон.
Возвращаясь к концу прошлого поста. ПОдумалось, хорошо, что есть новый день. Услышать новую мелодию дня, вплетая ее в прожитое.
Но не буду прятаться за спину Клее. Иду рисовать :)
Елена Макарова » Пн мар 23, 2015 11:27 pm
Юленька, я эту статью поставила в материалы, если не ошибаюсь.
Разбор замечательный.
То, что ты привела здесь именно эти работы Клее, подарок для меня. Клее вырос из музыки - папа его был главным спецом по Баху. Когда человек что-то постигает с пеленок, у него со временем появляется возможность транслировать, часто неосознанно, основные мелодии этого опыта. У Клее это стало осознанным позже, когда он стал педагогом.
Сегодня слушала фоном фильм об эпохе барокко, и там рассказывалось о знаменитом картографе того времени, чьи карты были настоящим произведением искусства, его переманивали королевские дворы разных стран. Звали его by Joan Blaeu.
Случайным образом я рисовала Баха на его картах.
Так ты ведь любишь карты!И композиция твоя с этой картой имеет много общего.
Юлия Ремпель » Вт мар 24, 2015 12:19 am Лена. Голова идет кругом. Мир един.
Сын клее художник, отец музыкант.
Отец Файнингер художник.
Сын!Его сын - Feininger, Laurence
1909-1976, Musikwissenschaftler, Sohn von Lyonel Feininger,
Классификация форм канона-правила дана Л. Файнингером в его диссертации «Ранняя история канона до Жоскена де Пре»34. Этот труд признан фундаментальным и служит источником для авторитетных современных работ о каноне,
http://www.kholopov.ru/canon/canon.html#from34 Елена Макарова » Вт мар 24, 2015 12:31 am
Вот это да!!!!!!!!!!!!!!!
Юленька, спасибо за Файнингера, я не знала о том, что его сын был знатоком музыкального канона. Но, глядя на работы отца, он что-то услышал...
Интересно, ведь мы все понимаем, что мир един, но почему-то преподаются все дисциплины кусочно, потом мы всю жизнь пытатемся сложить знания в некую картину.
Юлия Ремпель » Вт мар 24, 2015 12:48 am
Все-таки нужно делать наброски утром.. Чтобы к вечеру они хоть немного созрели.
Но сегодня те самые 15 минут. Пусть. Должно выкристаллизоваться в форму. Канон будет повторяться. Тогда станет яснее.
Что делает эллектрический свет. Сжирает целые цвета и оттенки.
Елена Макарова » Вт мар 24, 2015 10:55 am
Все-таки нужно делать наброски утром.. Чтобы к вечеру они хоть немного созрели.
Но сегодня те самые 15 минут. Пусть. Должно выкристаллизоваться в форму. Канон будет повторяться. Тогда станет яснее.
Юленька, зришь в корень!
И это важное замечание.
Что делает электрический свет?
Сжирает целые цвета и оттенки.
Как хорошо, что у тебя есть "утренний" и "ночной" вариант.
Если такое попробовать, мы заметим, как влияет на нас свет и крайние точки - подъем и отбой дня.
О, да!
Знаешь, я так надеялась на каникулы. Думала, все ученики разъедутся, и я послушаю, почитаю.
Ан нет! Все хотят удвоить кол-во занятий, приходится умеривать родительский пыл.
Но! Все-таки Егор уехал на спортивные сборы и у меня было время все послушать еще раз.
Сначала я разбиралась с ариями.
Мне нужно было понять, что это такое не на сцене, а в музыкальном произведении.
А-и меньшего размера, в коих оркестровое сопровождение заменяется фортепианным (что обыкновенно бывает при салонном исполнении), лишены совершенно принципиального отличия от романса и называются каватина, ариетта или прямо "романс" (куплеты, канцона).
- Французское слово Air и теперь еще имеет гораздо более широкое значение и соответствует приблизительно нашему "мелодия", т.е. употребляется одинаково, как по отношению к разного рода вокальным, так и инструментальным пьесам, с тем только условием, чтобы их главное содержание заключалось в красивой мелодии. Это значение слово А. имело и в Германии в 17-18 вв. и поэтому говорилось одинаково как о "Spielarien" (инструментальных а.), так и о "Gesangsarien" (вокальных а.).
Это я поняла.
В определенную музыкальную форму высоко художественного значения А. вылилась в так назыв. большой а. или а-и Da capo, которая состоит из двух главных частей, по настроению, темпу и общей художественной разработке контрастирующих друг с другом. Первая часть дает певицу возможность показать себя с вокально-технической стороны; она изобилует повторениями текста и всякого рода видоизменениями мелодии, тогда как во второй части партия пения идет в более спокойном движении, зато в ней развертываются в большей мере гармонические и контрапунктические богатства; за второй частью следует Da capo, т.е. точное повторение первой части, с большими только вокальными украшениями. Существенную часть большой а. составляет инструментальная ритурнель, помещенная перед началом а. и содержащая главную мелодию.
И мне захотелось услышать, как менялись арии . До Баха и Баха. Что было дальше я просто не успела послушать.
Сначала Пёрсселя.
Click to view
В этом ролике дивные гравюры того времени.
Затем Скарлатти отца. Причем мне все-таки удалось найти арию без голоса. Можно распевать самой, оперное караоке!
Click to view
И ты смотри! Как сочиняет арии его сын! Ты только послушай! Я теперь все время буду носить ее с собой!
И какой чудеснейший исполнитель!
Click to view
Юлия Ремпель » Вт мар 24, 2015 5:35 pm
ПОтом я не могла оторваться от Арии Баха.
Какие же дивные музыканты ее исполняют!
Вот это! И сама запись!!!!!!!!!
Click to view
Все! Я уже слышу повторя, слышу развитие темы. Знаешь, тут не хочется рисовать. Тут не нужны линии и пятна.. Эта музыка самодостаточна. Дивное творение.
Юлия Ремпель » Вт мар 24, 2015 5:42 pm
Еще.
Еще я сегодня послушала все с начала. Изумилась до глубины души - почему у первой вариации я нарисовала то, а ко второй это.
Сегодняшняя подпрыгивающая двоюродная сестра первой вариации.
Мне не хватало стакатто, но кто рисует стакатто малярной кисточкой?
Чувство неудовлетворенности осталось, но бумаги больше не было. И это оказалось на пользу!
Потому что фактыра картонки для посылки меня выручила!
Мне уже хочется уйти от такого способа изображения. Нужно только понять - куда.
Елена Макарова » Вт мар 24, 2015 11:55 pm
Юленька, ты найдешь, куда.
Спасибо за музыку!