Лебедев-Кумач и "переоценка ценностей"

Jan 16, 2014 14:07


В дни тяжёлые сомнений
Сумрак тяжкий отгони.
Сладким мигом вдохновенья
Время скорби осени.
Пусть среди упадка духа
Словно вешний ветерок
Моего коснётся слуха
Радость рифм и стройность строк.
Чтобы тяготы отпали,
Чтобы снова сильным стать,
И дорогу от печали
Смог я людям указать.

Это Василий Иванович Лебедев-Кумач написал. В 1916-м году. Стих называется "Моление". Наивно, искренне и красиво. Если 18-летний юноша так пишет - нет никаких сомнений, растёт большой поэт.

Новый сборник стихотворений Лебедева-Кумача вышел. "Сердце, тебе не хочется покоя". Главная изюминка там - подборочка ранее не издававшихся стихов Василия Ивановича, его юношеские работы. Мне, если честно, позднее творчество поэта нравится намного больше, но это дело вкуса. В любом случае, большое спасибо составителям сборника за такие раритеты.

А вот за предисловие к сборнику - хуёв вам тачку, г-да составители. И дополнительную тачку того же самого товару - персонально Марии Деевой, которая гадкое предисловие написала. С омерзением цитирую это паскудство:

Война, чьи жертвы были колоссальны, беспощадность сталинских репрессий, послевоенные годы разрухи и неоправданных надежд заставляли людей многое переосмыслить. Уже в первые военные месяцы, отмеченные страшными потерями Красной Армии, Лебедев-Кумач пережил огромную переоценку ценностей. 16 октября 1941 года, когда в Москве была объявлена всеобщая эвакуация и мало кто сомневался, что город будет сдан врагу, доведенный до отчаяния поэт, на вокзале, при огромном скоплении народа, сорвал с лацкана пиджака и швырнул со словами проклятия в портрет Сталина свой орден. Этот поступок стоил ему многих месяцев, проведенных в Казанской психиатрической лечебнице НКВД, выбраться из которой удалось чудом. Потом был фронт, служба на Северном флоте, победный сорок пятый и тяжелая болезнь сердца, справиться с которой Василий Иванович уже не смог.

Вот, как получается. Поэт отправляется в эвакуацию - и при этом поносит товарища Сталина, который ни в какую эвакуацию не едет, а остается в прифронтовой Москве... Очень достойное и храброе поведение поэта, ага. Деева реально не догоняет, что её враки позорят Лебедева-Кумача? Видимо, не догоняет. Или ей пофиг: лишь бы хоть что-нибудь антисоветское в биографии поэта появилось, а какой ценой - не важно.

Отдельно радуют попытки сделать из Лебедева-Кумача - человека, который в жизни ничего, кроме благодеяний, от советской власти не видел - "умученного кровавым режимом", эдакую новодворскую 40-х годов. У поэта случился нервный срыв, после которого поэт полежал в больнице и пропил курс успокоительных? Ура! Вот оно - преступление режЫма! Разумеется, то была не просто больница, а "лечебница НКВД"! Разумеется, поэта не просто полечили и выписали - нет! - ему "удалось выбраться только чудом". Каким таким "чудом", г-жа Деева? Ангел спустился с небес, усыпил вертухаев с санитарами и отверз двери узилища? Апостол Пётр явился к Сталину во сне и категорически потребовал выпустить Лебедева-Кумача из психушки? Пророк Илия разрушил стену "лечебницы НКВД" молнией и поэт бежал, воспользовавшись суматохой? Если уж пишешь о "чуде", можно бы и поподробнее! Интересно же! И ещё интересно - как это бывшего пациента тюремной психиатрической больницы (!!!) сразу после выписки привлекли к политработе? Да, если г-жа Деева не в курсе - Лебедев-Кумач служил на Северном флоте политработником. Агитировал бойцов за дело Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Звание у Лебедева-Кумача было - капитан первого ранга, считай - полковник. А ещё Василий Иванович был депутатом Верховного Совета. Неплохая карьера для психопата-антисталиниста, нес па? Воистину, сталинский СССР - страна великих возможностей. Впрочем, пресловутая Новодворская, говорят, после Казанской спецпсихушки вообще до генерал-майора КГБ-ФСБ дослужилась... Казанская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением - настоящая кузница кадров, бгг )

Ещё с огоньковских 80-х повелось, что любого талантливого автора советской эпохи исследователи-антисоветчики изображают диссидентом (хотя бы латентным). С точки зрения рукопожатной интеллигенции, любовь творца к власти трудящихся никак не могла быть искренней, это было либо заблуждение, либо маскировка. Правда, восхваляемый такими рукопожатцами творец в итоге получается не очень симпатичным персонажем - либо восторженным дурачком, либо подлым и лживым приспособленцем. Но интеллигентов это не волнует. Подлость и лживость не считаются грехами среди рукопожатных. Они сами всю жизнь лгут и приспосабливаются, потому такой образ жизни кажется им естественным и единственно возможным. А если творец ни разу в жизни дурного слова о советской власти не сказал? Тогда рукопожатные исследователи "включают" кашпировского и начинают читать мысли творца. Мол, он, конечно, ничего плохого о советской власти не говорил, зато плохо о ней думал! Откуда мы это знаем? А просто - знаем и ниибёт.

Также любой исследователь-антисоветчик жаждет найти в биографии творца "преследования со стороны безбожной власти". Причем успешно находит "преследования" даже в тех случаях, когда в реальности их и в помине не было, были только слава, почёт, огромные тиражи, всенародное признание и государственные премии. Откуда же берутся "преследования"? А очень просто. У любого человека случаются в жизни неприятности, так? Берем первую попавшуюся неприятность и объявляем её результатом "преследований". Режиссер X напился на вечеринке, пошел гулять и спьяну угодил под грузовик? Это явно происки бериевских палачей! У писателя Y случился продолжительный творческий кризис? Разумеется - из-за бесчеловечной политики большевиков! Инженер-конструктор Z впал в депрессию? Наверняка из-за обилия портретов Ленина и Сталина на улицах! Поэт N записал в дневнике: "ненавижу подлецов, предателей и убийц"? Ну, мы-то понимаем, что он не мог иметь в виду никого, кроме членов Политбюро!

Вот так и пишутся рукопожатные биографии, товарищи. Будьте бдительны!

Впрочем, вернемся к Василию Ивановичу и злосчастному предисловию.

Так что же, г-жа Деева, как "огромная переоценка ценностей" отразилась на творчестве Лебедева-Кумача? Он стал антисоветчиком и антисталинистом? Перестал воспевать советскую власть и товарища Сталина? Когда же это случилось? К счастью, у меня под рукой есть сборник произведений Лебедева-Кумача (Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1950-й год). Почитаем стихи Василия Ивановича разных лет и найдем момент "переоценки". По 1941-й год включительно Лебедев-Кумач был образцовым советским патриотом и почитателем Сталина. Наверное, переоценка произошла в 42-м году, после "чудесного освобождения из психушки НКВД"? Что там Василий Иванович в 42-м году написал? Вот, например, чисто наугад:

Гвардейцы в сердцах начертали
Короткое слово: "Вперед!"
Растил их героями Сталин,
И Сталин к победе ведет.

(с) "Морская гвардия". 1942.

Упс! Видимо, в 1942-м поэт ещё не переоценил свои ценности. Но наверняка он переоценит их в 43-м.

В любом бою ведет он нас незримо,
Отец и друг советских моряков.
Споем, товарищи, о Сталине любимом,
О мудром флагмане страны большевиков!

(с) "Морская сталинская". 1943.

Что-то и в 1943-м наблюдаем тот же махровый сталинизм. Пичалька! Но уж в 44-м году поэт отказался от гнилых совковых ценностей в пользу благоухающих общечеловеческих?

О делах отцов и дедов
И о сталинских победах
Здесь расскажет каждый камень,
Прошумит любой причал.

(с) "Если ты служил в Кронштадте". 1944.

И тут "сталинские победы". Аз ох ун вэй! Но хоть к 45-му году-то Лебедев-Кумач уже таки понял, что Сталин - не Отец народов, а кровавый тиран, пожиратель младенцев и вообще - редиска?

В священной великой народной войне
Солдат и моряк породнились вдвойне, -
На суше и в море, тверда и светла,
Их Сталина воля к победе вела.

(с) "Советский солдат и советский моряк". 1945.

Нет никакой переоценки ценностей и в 45-м году. Казалось бы, всем интеллигентным людям уже стало понятно, что в войне победили вопреки Кремлевскому горцу. А Лебедев-Кумач всё своё гнёт:

Спасибо нашему великому Отцу,
Поклон ему земной и всенародный,
И нашим маршалам, и каждому бойцу
За ратный труд, за подвиг благородный!

(с) "Мы победили!". 1945.

А когда уже будет "переоценка", г-жа Деева? Может, в 1946-м году, в "послевоенные годы разрухи"?

Славься, народ,
Правды оплот,
Славься, народ-герой!
Путь твой широк,
Жребий высок,
Ленин и Сталин с тобой!

(с) "Цвети, советская земля!" 1946.

Фу ты, ну ты! У меня создается ощущение, что г-жа Деева в чем-то ошиблась. Хотя есть надежда, что хоть в 1947-м году в творчестве Лебедева-Кумача таки начнут проскакивать антисоветские нотки...

И зарею алой заблистали
Облаков седые корабли.
А в Кремле к столу склонился Сталин,
Думая о будущем Земли.

(с) "Созвездие Москвы". 1947.

Так! Я устал искать. Где анонсированная "переоценка ценностей"?! Да ещё "огромная"?!! Может, в архивах г-жи Деевой (внучки самого Лебедева-Кумача, кстате) сохранились антисоветские стихи Василия Ивановича? А то лично я ничего не могу найти, кроме восхвалений Советской Страны, её народа и её вождей. Разве только - поэт славословил с фигой в кармане? Может, мой любимый поэт - подлец, лицемер и двурушник? Либо дела обстояли именно так, либо г-жа Деева - лживая антисоветская сволочь, которая клевещет на великого стихотворца, стремясь любой ценой записать его во враги власти трудящихся. Прямо и не знаю, какой вариант можно считать наиболее вероятным... ;)

А как вы думаете, товарищи?

ЗЫ: Когда вычитывал пост - вымарал примерно 100500 матерных эпитетов в адрес г-жи Деевой и её подельников, но пара-тройка эпитетов таки остались. "Извинте, граждане! Не сдержался!" (с) Бородатый анекдот.

история, рукопожатное, литература, культура, СССР, Лебедев-Кумач

Previous post Next post
Up