В сквере на Исакиевской площади идеально круглый газон и по центру табличка "По газонам не ходить" - смотрится как арт-объект.
Там же на дубах созревают желуди и как они прекрасны.
Это я два дня ездила в Манеж на
Typeterburg - фестиваль шрифтового дизайна. Ожидала что там будет так же шумно и многолюдно, как на
Wake Up Day например, или других дизайнерских фестивалях. К удивлению моему, людей было совсем мало, пара сотен, наверное мероприятие слишком профессиональное, но мне как начинающему было безумно интересно. Каждая лекция - камень в мой огород.
Давно думаю о правильной самоидентификации. Когда спрашивают чем я занимаюсь, я всегда отвечаю, что домохозяйка, хотя и плохая. Посидев два дня в компании крутых профессионалов почувствовала, что я ещё и дилетант. Люди растут, развиваются, достигают высот, профессионализма, я не успев вырасти из одной студенческой формы спешу напялить следующую. С одной стороны, приятное ощущение быть дилетантом, всегда вдохновленным и узнающим что-то новое каждое мгновение, с другой, не очень приятная самоидентификация.
Хотя, я за дилетантизм. За непредвзятость, неожиданность, странность, энтузиазм. Очень многое внезапное и пронзительное как удар молнии делается дилетантами, в хорошем смысле. Хотя хотелось бы уже куда-то расти.
Если проследить моё направление движение в жизни, кажется хаотично перехожу от одной области в другую. Закончила медицинское училище, поработала и не достигнув никаких вершин пошла дальше. Поступила в Лесную Академию, забрала красный диплом, была окрылена странными идеями ландшафтного проектирования не находящими никакого применения в отсутствие работы, после темы садов ощущений и ароматических, всерьёз увлеклась аромотерапией, потом поработала в фитодизайне, узнала много интересного о комнатных растениях, гидропонике, кратко позанималась флорариумами, перетекла в рисование, не достигла ничего, отучилась на курсах иллюстраторов и тема иллюстрации меня занимает до сих пор, как и изобразительное искусство в широком смысле, теперь отвлеклась, в связи с последними своими исканиями и одним небольшим проектом над которым работаю, на шрифты, - очень увлекательно. Последние пару лет вплотную придвинулась к музыкальной среде, много слушаю и даже пробую играть, вспомнить хоть скрипку. Но к чему меня приводит накопленные массивы информации? Кажется не хватает только работы над скульптурой и я буду специалистом по оформлению похорон и могил, это на надгробных плитах можно сочетать портреты с шрифтом и пригодятся знания о растениях и композиции. Тут придется к месту и остаточное после медицинского, циничное отношение к смерти. В общем, как-то грустно.
Повторюсь про фестиваль. Очень круто организованный. Спокойный и насыщенный. И очень-очень дешево за два дня прекрасных лекций. Что я узнала? Как всегда, что ничего не знаю.
Первая лекция называлась "Надпись на фасаде". Признаться, думала речь пойдёт о граффити, но рассказавал Алексей Домбровский про исследования городских вывесок девятнадцатого века. Как были устроены, какого размера, как рисовались, какие шрифты использовались, как реставрируются сегодня надписи, сделанные когда-то на стенах в рекламных целях. Очень интересно. И я конспектировала. Теперь когда иду по городу все надписи бросаются в глаза. Интересно как много городских деталей проходило мимо осознания.
Дальше докладчиками были Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий с темой "Шрифт сегодня". Они показывали примеры современных шрифтов, очень много, показывали занятные примеры сознательного нарушения правил построения шрифтов (о которых я ни черта), и подведя итог: "Шрифт сегодня - это Ариал, Таймс и Робото." Нууу, не скучно ли?
Из трех лекций на английском, который внезапно понимала довольно неплохо, революционными для меня были идеи из "Type is illusion" - про графемы и надписи, которые можно читать разным образом. Russion как Passion, Love как Hate, Yes как No - удивительные работы студии Underware. Другой лектор Никлас Экхольм из Kokoro + Moi рассказывал про создание шрифтов и про оформление финской недели дизайна. Познавательно проследить ход мысли от идеи до полного оформления буклетов, плакатов и многой-многой печатной продукции. Ещё выступал Якоб Энгберг Петерсен, но никакой особо ценной информации не почерпнула, просто было забавно послушать увлеченного своей работой человека.
Сегодня обогатилась многими знаниями и печалями. Во-первых, главной новостью для меня конечно стала информация о шрифтовых редакторах (нет, я и раньше подозревала что делаю с подвыподвертом, но прям чтобы так). В общем, чтобы делать буквы нужен фонтлаб или другой шрифтовый редактор, а рисовать ручками и в иллюстраторе - это несерьёзное баловство (Так и знала.) Во-вторых, я уловила мысль о том, что графемы одного шрифта лучше делать исходя из идеи одинаковой скорости их начертания пером. В-третьих, Ольга Васик критиковала украшательства, указывая, что к завитушкам, фонам, разноцветности и особо красивым лигатурам надо подходить после того как создашь чудесное начертание самих символов. Это правда не ко мне. Я леттерингом не занимаюсь. Как и шрифтами в целом.
Очень интересно, но пока впустую было слушать Ждана Филлипова - арт-директора Яндекса, про работу с иероглифами в дизайне.
Последним выступал Юрий Гордон, который скорее художник, чем дизайнер, в моём понимании. С безумными шрифтами и наполненный идеями вкуса текста. Это разбавило атмосферу строгости и критицизма.
Давно наблюдаю отношения внутри сообщества и интересно, что с одной стороны, например в ЖЖ очень дружелюбная и мимимишная атмосфера в общении между художниками, но с другой, художники - невероятные снобы, любую работу они могут облить тонной язвительности и скептицизма. Странно это.
Меня последний год сносит волной информации которая ко мне направлена. Пойду и я снесу до основания что делала и начну заново. Правильно.
P.s. Ещё начала читать Кандинского и это очень сильное впечатление. Кажется художники гораздо лучшие писатели, чем писатели. И лучшие философы, чем философы.