Фонации

Jul 31, 2014 02:33


Решила использовать полученный в Хотьково "голосовой драйв" и сделать некоторый обзор моих опытов с фонацией.

Сам тренинг вышел для меня не слишком удачным (об этом я вкратце писала здесь), но стал хорошим будильником для сферы голоса. Анна провела отличный, вкусный обзор арсенала техник - недостаточный, чтобы что-то проработать (естественно), но достаточный, чтобы разбудить азарт у новичков или подразнить ушедшие на дно навыки у занимавшихся - побудить снова практиковать. Традиционная часть живо напоминает двухмесячный курс постановки голоса - прямо-таки возрождает ощущения того периода. Артикуляционная гимнастика (тогда еще я делала ее без лицевой и массажа), скороговорки, всякие странные предметы во рту :))) Забавно, что тонус губ не пострадал от долгого перерыва в упражнениях - примерно докуда я их наработала, всё на месте. А вот пресловутое вращение языка надо делать заново - помнится, когда-то по 40 раз по часовой и против казалось несложным. Но кста, тогда я ничего не знала о логопедическом массаже. Сейчас можно попробовать адаптировать некоторые техники.
Новая для меня часть относится к работе с опорой голоса. Мы ее делали лежа, сидя, стоя. Здесь Аня предложила позу в наклоне и гимнастику Стрельниковой. Последнюю я в свое время пробовала, но гипервентиляция плохо сочетается с замедлением дыхания, из которого состоят цигун и пранаяма. Почему-то я интуитивно сторонюсь продышивания, начиная с холотропа и аналогов (хотя желание попробовать холотроп не ослабевает:)) и заканчивая дыханием огня в некоторых направлениях йоги. Минуту - две нормально, потом я останавливаюсь и замедляю дыхание. Здесь упражнение длилось существенно дольше, был шанс понаблюдать за собой, но... В общем, на ветру и после бани поимела головную боль. Шот нашего фотографа живо отражает мою кислую мину и ("выпустите меня") подсознательное желание уже всё на сегодня закончить.
Помогло ли продышивание в плане голоса? Не почувствовала. Вероятно, должно расслаблять диафрагму, но с этим у меня после цигуна нет проблем и так. Пару дней спустя поимела боли в мелких мышцах нижнего пресса и внутренней мускулатуре таза. Испугалась даже, что застудила что-то по мочеполовой части (в эту часть сезона частенько схлопатываю что-то подобное) - стала отпаиваться жасминовым чаем и отъедаться дыней :)) Но быстро попустило.
Самих упражнений на опору я почти не застала. Начали с проработки резонаторов верхов. Для меня это непривычно - мы всегда начинали с низов, а основное внимание уделяли постановке грудной резонации для речи. И выводили вначале протяжный звук, а не короткий - а тут второе же упражнение было на две отрывистых мощных подачи голоса "хэй, стой!". В ежедневной практике я такие уровни громкости не использую, так что с налета не вышло. Похоже, я могу извлечь качественный крик либо в аутентичном процессе (хех, в разном процессе:)), либо с хорошим контролем - когда мышцы шеи, горла и затылка в нормальном тонусе (с головной болью не проканало). Стот поработать на "короткую подачу" прицельно.
Дальше я тихо слиняла лечить свои сосуды, поэтому самая интересная часть прошла без меня. Ну, что ж теперь делать...
В общем, Анне большое спасибо за вложенную титаническую энергию (справиться с большой группой - иногда головная боль почище) и за поданный импульс, будем осваивать :)
Итак, мои фонационные практики. Главное и первое, что тут стоит сказать, - это не речь (не декламация, например) и не пение, хотя может выглядеть как речь или пение. Постановкой певческого голоса заниматься не хочу по той же причине, по какой больше не хочу никакой формализованной хореографии. Десять лет занятий тайцзицюань наградили меня системой двигательных стереотипов - это хорошо, и это неизбежно, но одной системы хватит. Теперь меня больше привлекает импровизация и аутентика. То же самое с фонацией: сознательным управлением голосом я занималась полгода (вытащила себя из аутсайдерства на средний уровень) и удовлетворилась достигнутым - для ведения занятий мне больше было не нужно. Теперь мне скорее интересно, как голос и фонация могут управлять мной :))

Вот  пять любимых практик.

"Варган без варгана". Лучше работается стоя - с возможностью шаманской "припляски", шага, топтания или просто притряхивания на месте. Выдается протяжный речитатив (ритм) с подвываниями :))) и модулируется странными согласными - близкими к "ж", "з", "р", "в". Дальше как варган :)) Хорошо за ежедневными простыми процессами или во время утренних разогревов. Дает легкий рабочий транс, органично сочетающийся с наблюдением процесса, глушит паразитические программы, ненужные эмоциональные зависания и т.п. - чистит эфир :)
Практика "своей" мантры. Мантра появляется инсайтом из процесса - так что первичен процесс. Какое-то время мантра изменяется, "ищет себя", затем есть момент "да, так" - и дальше она просто поется. Что важно в мантре. Гласные. Это как бы первое, что выбирается. Согласные (понятно). Количество слогов. Размер и ритм.
Если мантра - простое повторение простого слога ("та", "ла", "ра" - или с другими гласными), тогда надо говорить уже о короткой мелодии. Спонтанное нахождение мелодий для меня всегда была терра иногнита. Но чрезвычайно интересный опыт - после можно медитативно воспроизводить эту мелодию с небольшими вариациями. Правда, поскольку я не отличаюсь хорошей памятью на сны и содержания трансов, я уже предпочитаю поначалу напеть добытую мелодию на диктофон, чтобы не утерять.
И мантра, и мелодия - отличный якорь, маяк хорошего процесса. С их помощью можно вернуться в процесс или перенести в другой контекст его общую "хорошесть" :)

Фонационный самомассаж. Это гуделки в чистом виде - направление вибраций в разные части тела, проживание их в теле так и эдак. Форма (поза) имеет значение - например, я люблю все формы вверх спиной, начиная с позы эмбриона. Стоя-сидя, по мере цигуна, по мере отработки ударов в воздух или медленных "тайцзишных" выталкиваний - тоже отлично. Если в теле что-то не в порядке, можно попробовать гудеть сквозь усиленный тонус, прямо-таки сквозь напряжение (например, обхватив себя руками). Но формальный комплекс, как у Стрельниковой, опять же мне не импонирует - продолжаю убеждаться, что важнее приучить себя чувствовать и следовать интуиции. Телесное осознание, наблюдение тонких изменений, отрешенность от наблюдения - и так по кругу. Но - такое возможно в основном в индивидуальной, точнее, одиночной практике.

Парные гуделки. Отлично при всех видах массажа и статичного контакта. Причем очень влияет, куда направляет вибрацию (шире - телесный звук) активная сторона. Можно направлять в руки, а можно оставлять в теле (процесс будет различен, но оба варианта интересны). Интересны эффекты сочетания звуков в паре. Мне недостает музыкальной грамотности, чтобы толком охарактеризовать эти эффекты - но это уже в целом музыкальный дуэт :)

мои практики, фонация, импровизация

Previous post Next post
Up