Как и наметила, стала двигаться вглубь теории цигун. Мда, точнее, попыталась.
Китайцы - это не индусы, мне сразу же стало ясно, что имел в виду наставник, говоря о том, что китайский мастер не раскроет всех секретов стиля никому, кроме старшего сына. Это достояние семьи, а не достояние мира, и ниипет.
Особенно рельефно всё выглядит на фоне книг Айенгара - с каким великодушием учитель делится тончайшими деталями... Мировой дед :)
А вот Китай - вещь в себе, и с особенностями национальной коммерции приходится считаться. По меркам Китая, книга и так почти разорение:)
Изучила две книги Сюи Минтана "Чжун Юань Цигун" (первая и вторая ступени его программы, всего их для широкой публики - четыре, мне попались три, выпущенные издательством "София" в 2001). Книги, похоже, изначально являлись методичками к семинарам, там есть теоретическая часть, ответы на вопросы, часть для врачей, сборник статей (очень похожи на статьи из журнала "Цигун и жизнь" и фото мастера на фоне Китая :)
Достоинство - это общирная, целостная и довольно детальная программа, с советами для самостоятельного освоения. Правда, ввиду особенностей национальной коммерции, в Китае в самостоятельное освоение не то чтобы не верят, а не пропагандируют. Наоборот, подчеркивается, что для изучения цигуна нужны вложения. Ну еще бы :)) Без учителя никак. Причем желательно проходить его семинары по несколько раз.
Что касается стиля изложения, они отлично передаются фразой: «Отрежьте свои головы и отдайте их мне. После семинара я верну их вам». Речь идет о том, что ученикам категорически не следует умничать, рационализировать, читать постороннюю литературу и пытаться постичь логику. Только следовать инструкциям учителя. Точнее говоря, ведущего семинара (стать учеником Сюи Минтана, полагаю, по карману разве что олигархам :)
Что первая книга привносит в дыхательные практики. Ровным счетом ничего. Цитирую: «Фактически единственное упражнение, при котором нужно использовать специальное дыхание, это Малый небесный круг». Долго вчитывалась в посвященную ему главу. Или намудрили переводчики, или речь о так называемом парадоксальном дыхании, т.е. по сути неанатомичном. Поскольку это всерьез расходится с тем, что делали мы (у нас, как и в индийской системе, классическое брюшное), не буду цитировать. Вид дыхания по большому счету и не важен: перемещение пятна тепла по "малому небесному кругу" только запускается дыханием - для удобства ученика. После они вообще не связаны, дыхание произвольно, а перемещение происходит усилием воображения. Вкратце, в чем суть: в статичном цигуне сидя "накапливают энергию" в "нижнем киноварном поле, дань-тяне" - сосредоточивают внимание на области между пупком и основанием позвоночника, вызывая там ощущение тепла. Накопив достаточно, тепло начинают перемещать по кругу: из нижнего дань-тяня, сократив мышцы тазового дна, вверх по позвоночнику, далее, упершись языком в верхнее нёбо, вниз по передней центральной линии тела. И так 54 или 108 раз. Или сколько придется :)
Ну и - большие объемы стояния в базовой стойке (упражнение "большое дерево"). От 30 минут до 2 часов. Правда, руки опущены, работы с корпусом, как в асанах, нет. Здесь обращает на себя важное отличие от канона пранаямы, описанного Айенгаром (допускаю, и в Индии есть разные течения): цигун Сюи Минтана подразумевает измененку (он называет это "достижением состояния цигун" и выделяет несколько стадий). Айенгар прямо говорит: медитация одно, пранаяма другое, в пранаяме экстраважен живой, бодрый и внимательный ум, никакого "глотания времени", потери ощущения тела и т.д. Ничего такого, всё время пранаямы поза детально контролируется, внимание обращено в слух - на звук дыхания (вот почему исключена музыка). В пранаяме никуда не улетают.
Честно говоря, мы с цигуна тоже особо не улетали :) Лёша в самом начале практики сказал, что все его знакомые, кто сосредотачивался на верхних дань-тянях (содержание второй и третьей книги Сюи Минтана), "имели плохие приходы". И в этом плане был очень осторожен. Врач всё же.
Вторая книга Сюи Минтана содержит 1) продолжение работы с киноварными полями - теперь прокачивается среднее, на уровне груди, и 2) динамический цигун, очень близкий к тому, который мы делали на группе. Добавляется стояние во второй по распространенности стойке, известной как "песочные часы" (носки чуть сведены, колени направлены друг к другу).
О дыхании тут чуть больше, предлагается замедление дыхания и задержки (техника задержек дана невнятно и без замков - склоняюсь к мысли, что мастер попросту не раскрывает секретов). На вопрос, как именно дышать (заданный ДВАЖДЫ в вопросах и ответах) мастер говорит, что это совершенно не важно - "дышим легкими" (шютник), а главное - работа с образами, визуализация работы энергии. Народ не сдался и попытался выяснить всё же, какие мышцы должн ыбыть задействованы во вдохе-выдохе. Мастер: «Здесь вы используете силу мысли, силу и мощность вашей воли. Это сознание работает, а не мышцы». Встречается также заява о том, что дыхание должно быть "автоматическим". Два раза "ха", вспоминая Айенгара.
Собственно, "пусто - пусто". Увы. Посмотрю, что у других авторов.
Для желающих прочесть кладу все три части на облако:
Сюи Минтан - Чжун Юань Цигун. 1 ступеньСюи Минтан - Чжун Юань Цигун. 2 ступеньСюи Минтан - Чжун Юань Цигун. 3 ступень Достоинства курса: детально описана работа с образами (кто это любит). Мы избегали. Как и установки на "выход души из тела".
Во всём, что не касается самого дыхания, довольно подробные инструкции - с хорошими иллюстрациями, упражнения показывает автор. В первой книге илл находятся в конце, вместе с фотографиями.
Описаны все феномены (читай - приходы :) во время практики, сказано, что не нужно их бояться, но и не нужно к ним привязываться, ждать их или придавать им особое значение. Особенно ценно то, что Сюи Минтан советует не привязываться к интересным и приятным чувствам, которые встретились в процессе практики, не пытаться их воспроизвести - это как бы обращение развития вспять, в прошлое. Ну и - не залипать в измененке (здесь это зовется «не жадничать» :), обязательно возвращаться к обычному восприятию мира. Феномены - всего лишь иллюзии (глюки:), они не несут ценной информации, даже если содержат связные образы. Про желание испытать и увидеть нечто необычное сказано прямо: много хочешь - мало получишь. Про иллюзии: «Если вы сможете не обращать на это внимания, если вы сможете не хотеть продолжать видеть, а относиться к этому равнодушно и не заинтересованно, наступает период тишины ума, после которого всё, что вы увидите, будет правдой». Аднакоже, многие после семинаров слышат голоса, Сюи Минтану приходится уговаривать адептов их игнорировать... То ли от "автоматического дыхания" происходит гипервентиляция, как на холотропе, то ли прав Айенгар, когда учит делать замки, чтобы давление не скакало. В общем, коммерция зло...
Но что определенно приятно и умно в системе - в ней задействуются все стороны жизни и мало формализма. Цигун во время сидения в транспорте! цигун на ходу на прогулке (правда, направлять внимание на внешний мир или размышления нэлзя - типа рассеивает энергию), и даже во время сна!!! Тут Сюи Минтан молодец.
Занятно про секс. На время семинаров с мастером - рекомендуется воздержание. В обычной жизни всё не так строго, но мужчинам перед семяизвержением энергию желательно "вывести из нижнего киноварного поля в среднее", а кто этого еще не умеет, тот ее "потеряет", так что после надо дополнительно сидеть накапливать и гонять энергию по малому небесному кругу. Во :)
Также на каждой ступени обсуждается целительство посредством "накопленной энергии". Опять же кто любит. Наставник советовал осторожность.