Мы тут с Настей перечитали жежешечки десятилетней давности и так умилились, что стало ясно: надо продолжать архивировать всю эту информацию, чтоб потом можно было поржать и лечь во гроб на позитиве.
Реально, десять лет. Дети - это единственное, что удалось более или менее неплохо, в остальном полный провал.
На данный момент мы имеем молодого крокодила полных десяти лет. Он остаётся довольно smart и умненьким, хотя чем дальше, тем понятнее, что человека надо измерять по набору критериев (вообще я это знал ещё по знакомству с богомерзкой соционикой, просто к детям не прикладывал, чо там прикладывать, кабачки и всё). В этом наборе будет отношение к получению знаний - очень медленно, но всё же восстанавливающееся после одного года в государственной школе. Будет багаж знаний - неплохой для этого возраста и, как ни странно, не совсем уж узкий, хотя иногда пробелы кажутся очевидными. Но ребёнок закрывает их логикой: бальзам на раны. Ну, ошибается, конечно. Но закрывает же.
Будет чтение - скорость и восприимчивость никуда не делись, но нет и жадности до любого текста. Сказки братьев Гримм, «серьёзный» Даррелл и «Дети капитана Гранта» не вызывают энтузиазма; впрочем, я на ночь дочитываю ему «Таинственный остров» и думается мне, что без топоров под компасами не обойдёмся. Володя много перечитывает, любит комиксы и журнальные статьи, и, конечно, всегда есть ощущение, что он ищет чего полегче, а не работы для мозга. Особенно, когда перечитывает всякую шляпу типа «Последних подростков на земле» или что-нибудь ещё, кажущееся мне скукотой :-).
Будут увлечения - и их мало. Мне они кажутся очень слабыми, хотя я сам с трудом вспоминаю, как выглядело моё увлечение археологией в этом возрасте. Кружок начался в 11, время ещё есть. По крайней мере, как мне кажется, в биологии Володя ориентируется не хуже, чем я в 10 лет ориентировался в истории. Он ходит раз в неделю на неплохой, хоть и сумбурный кружок; относительно регулярно бывают программы «Умной Москвы» и их летний лагерь. Но вот всяким другим активностям - онлайн и оффлайн - сопротивляется. Поехать на биостанцию - нет, даже посмотреть кино про природу - нет. А я тут видел его ровесника, который увлечён биологией более активно - вот тот да (хотя у Володи тоже есть преимущества по сравнению с ним). И я вот не понимаю, это прям увлечение или какая-то попытка мне угодить? Не знаю.
Майнкрафт и компьютерные игры. Типичный теоретик. Самому что-то скачать, научиться делать, посмотреть в интернетах - не, так не работает. Только видосы - и благодаря им в некоторых сферах он что-то понимает. Из любопытного - некие зайчатки тактики в популярной у младшешкольников игре в Бравл старс, интересно, во что это выльется.
Что ещё стоит запомнить от этого возраста? Частое «почистите мне апельсин» или «порежьте яблоко»; научился вот недавно кататься на велосипеде, наконец (а велик куплен год назад); нелюбовь к публичным выступлениям, при том, что репетиции или подготовка идут нормально, а зрители там одни и те же. Просто сам факт последнего выступления его выбивает.
Вот, спорт же ещё. Что у нас было? Гимнастика до школы, в 2 классе паркур и бассейн - брошены по очереди. С осени занимается скалолазанием - 2 раза в неделю, неплохие нагрузки, само лазание является, скорее, наградой за отработку упражнений. Не знаю, на что это повлияет. Результаты паркура и бассейна оказались мне лично заметными - особенно бассейна. Посмотрим, во что выльется лазание.
Образование - эксперименты. Не знаю, как это сказывается на психике. Как на моей психике сказалась относительная стабильность первых четырёх лет школы? Не знаю. Социализировался я, конечно, нормально, но у меня и темперамент другой. У нас же много учебной нагрузки дома, свободы выбора, следования интересам ребёнка и постоянному флёру альтернативщины от меня :-). Сейчас 2 раза в неделю по 3 часа школа, там по заданиям Володе всё легко, а вот по коммуникациям так себе: маленький и недружный класс, вызов и для детей, и для школы. Но вот учебный год подходит к концу - в целом, нормально. Без истерик и воплей, хотя и без явного желания, и спит нормально (а были проблемы, хоть и не знаю, почему; осенью ещё были просыпания 1-2 раза каждую ночь). Учительница спросила меня на днях: думаете, в плане знаний наш третий класс ему хоть что-то дал? Что дальше? Не знаю. Планируем в 5 класс пробовать в 548 школу. Как отдавать в обычную, хоть и норм школу человека после такой-то свободы? Ух.
В общем, всё сложно!
Но, помимо крокодила, есть и маленький Тос, которому исполняется скоро 8 недель (у меня был псто про 8 недель Володе)! Это вапще феноменальный ребёнок, не очень похожий на Кро. Это Хрюква и Клювдия, Тосибосич и женщина-Антон.
Ну, для начала, это девочка. Разницы с мальчиком, правда, никакой нет, кроме того, что неудобно её мыть.
Затем, она любит спать и лежать. Володя ненавидел (и ненавидит) спать, он не мог просто лежать и смотреть, его всегда распирало непонятным желанием чего-нибудь. Тося практически не орёт. Только если очень надо. Тося может спать и даже засыпать сама. Её можно положить на лежанку, она будет там изучать стену или потолок, курлыкать им, махать иногда руками - ну минут 15 вполне. Тося улыбается очень няшно. Понятно, что ещё впереди зубы и так далее, но пока что это очень необычные ощущения, мы-то знали, что бывает.
Самое в ней забавное сейчас - это количество звуков, которые она издаёт. Тут и хрипы с хрюками, и тоненькие попискивания, и умилительное «ыы» вместе с улыбкой - явный прообраз смеха.
Володя очень ждал сестру. Конечно, его немного разочаровывает, что с ней нельзя сразу нормально поиграть и потусить. И вообще у них разница солидная - хотя и не блокирующая. Пока что он довольно насторожен, любит высказать что-нибудь обидное или неприятное (забыл написать, что он мастерски поливает грязью всё, что видит), но и братская нежность и доброе любопытство в нём тоже есть.
Вообще, конечно, получилась какая-то сопливая хроника; десять лет назад перо-то моё было пободрей!