Пару недель назад подруга, вологодский журналист, сообщила мне, что в Вологде планируется соорудить рекордно высокое чучело Масленицы. "У нас администрация задумала установить новый рекорд и сжечь на масленицу чучело величиной с пятиэтажный дом. Его поставят на середину реки Вологды. С одной стороны - Кремль, сдругой стороны - деревянное Заречье", - как она написала мне в контакте. Я рассказала об этом отцу, пожарному инспектору, тот усмехнулся и назвал вологжан мазохистами.
Но это все предыстория. История началась утром в воскресенье, на Широкую масленицу, когда специалисты из русской книги рекордов приехали замерять вологодское
чудо-чучело. Накануне, правда, выяснилось, что до рекорда чучело в 15 метров высотой не дотягивает (этот рекорд уже был когда-то установлен), поэтому его в срочном порядке "дорастили" до 16 с лишним метров. Специальный "рекордный" прибор показал цифру в 16 метров 31 сантиметр. Рекорд посчитали установленным, и праздник начался. К половине первого на кремлевской площади (так называемой "соборной горке") собралось столько народа, что уместнее было бы назвать его толпой. Люди стягивались отовсюду широкими потоками, перекрывая движение машин по проспекту Победы и набережной VI армии. Мамаши с колясками, бабульки в пуховых платочках, молодежь с недоумением на лицах. И все это мессиво людей толкалось, пиналось и давилось в невообразимых для тихой провинциальной Вологды масштабах. Еще один рекорд. Чудо-чучело было очень хорошо разрекламировано, и вологжане посчитали своим долгом не пропустить зрелище, понадеявшись на то, что хлебом их также обеспечат.
Но с организацией и инфраструктурой на празднике все же подкачали. Трудно было пробраться сквозь толпу к чучелу на середину реки, трудно было поесть (приходилось отстаивать огромные очереди), трудно было фотографировать (шастающие туда-сюда люди постоянно сбивали резкость, закрывали вид, портили композицию), даже поссать было трудно, не говоря уж о том, чтобы посрать.
Я пошла на площадь из профессионального интереса. Со мною по тем же причинам были моя подруга-журналист, о которой здесь уже говорилось, и ее парень. До соборной горки мы добрались довольно быстро, но уже возле пешеходного перехода на проспекте Победы наметилась обратная тенденция. Плотная толпа заметно замедлила наше движение. Дальше мы буквально протискивались сквозь человеко-массу. У реки и памятника "коню Батюшкова" ситуация ухудшилась. Высокий человек разглядел бы до самого спуска на лед головы-головы-головы. Я же видела только жопы-жопы-жопы. До самого последнего мы верили в счастливый исход операции. Но к чучелу удалось прорваться только моей подруге, которой "было надо". Толпа расступалась под ее напором. Мой напор заметно подкачал. Поэтому я нашла удобную снежную кучу и попыталась увидеть поверх толпы хоть что-то. Получилось плохо. Зато наблюдения за людьми в толпе повеселили. Особенно повеселила пожарная машина, мирно дремлющая посередине бурления масс. Даже если бы на реке что-то случилось, и чучело подожгло бы ближайшие деревянные дома, пожарные не смогли бы оперативно попасть к месту происшествия. Неудивительно, что все встреченные мною спасатели были несколько взволнованы. Полиционеры, впрочем, тоже. Такая толпа, как в тот день, могла вывести из равновесия кого угодно. Это чудо, что никто не пострадал. Чудо и парадокс. Такой же как и то, что в православном городе, с самым большим отношением числа церквей к числу людей, с таким размахом праздновали языческий праздник.
Мы побывали на реке, посмотрели на народные гуляния с купаниями в проруби, частушками под гармошки, баяны, с катанием на лошадях, лыжах, "буранах" и "ватрушках". Мы побывали в центре "Резной палисад", понаблюдали за мастер-классами по народным промыслам, пофотографировались в народных костюмах. Мы побывали на кремлевской площади, понюхали блины, поглядели на свистульки, потолкались в толпе. Блины мы поели уже только дома. У меня в тот день получились на зависть толенькие нежные блинчики. Жаль, что вы их не попробовали. Под катом вы найдете фоторепортаж
(также его можно найти и в контакте) с вологодской Широкой Масленицы.
По итогам праздника Евгений Шулепов, глава города Вологды, разразился интересным постом в ЖЖ, где радовался масленичным рекордам и признавал (на удивление) ошибки организации праздника. Но большинство отзывов вологжан были более негативными. Так, например, одна вологжанка пеняла на транспортный коллапс:
"Совершила невероятную глупость: решила сходить на сожжение чучела Масленицы, на Соборную горку. Начну с того, что автобусы были переполнены. Такое чувство, будто не выходной день, а утро понедельника. Движение транспорта по центральным магистралям было парализовано почти полностью. Честное слово, лучше бы пошла пешком. Путь от площади Чайковского до центра занял больше получаса, 20 минут из которого автобус стоял на Октябрьском мосту". Другой вологжанин возмутился отсутствием хлеба в присутствии зрелища, а точнее, невозможностью насытить свои бренные физические потребности в пику насыщенным духовным:
"Обещанных 27 000 кг блинов так и не увидел. Около палаток, которые продавали блины, шашлыки и прочую снедь, - очереди не меньше 10 человек. Большинство людей, которые успели что-то купить, выстояли очередь (купил - подожди пока приготовят) кушали, стоя, с пластиковых тарелок. И палаток - по пальцам пересчитать. Так что блинов отведать не удалось, да и не очень хотелось, настроение было испорчено". Он же рассказал еще об одной актуальной проблеме подобного рода народных собраний:
"После сжигания чучела "праздник" превратился в конкурс "Найди своего ребенка". Детишки терялись, мамаши плакали, со сцены вещали "Ололош Ололоев твоя мама плачет за сценой, иди найди ее". Взрослому человеку было тяжело передвигаться в такой толпе, что уже говорить про ребенка, который ростом не больше метра, и которого нихрена не видно под ногами". Еще один вологжанин в ЖЖ подытожил довольно обширный материал о "толпе и обиде" следующими фразами:
"В тесноте и столпотворении,которое создалось благодаря бездарной организации этого воскресного мероприятия, каток оказался крайне неуместным,поскольку занимая по ширине значительную часть площади,оставлял довольно таки узкий проход для такой массы людей. Когда мы оказались в этом проходе между катком и домами, были моменты когда становилось немного не по себе,в любой момент всё это грозило давкой,а учитывая плотный поток и неуправляемость было небезопасным.Иногда сзади напирала людская масса,когда впереди идущие притормаживали движение,и возникали ситуации почти полного отсутствия контроля за окружающей ситуацией,многие с трудом могли пошевелиться". Для сохранения справедливости надо сказать, что в народе существуют и другие мнения о вологодском рекордном празднике, так например, в одном из ЖЖ я нашла такой пассаж:
"Простите граждане-вологжане, но по-моему некоторые из вас, мягко сказать "закушались" - и рекордом недовольны, и частушки не по делу, и народа им много. Вы, конечно, извините, но это не закрытая вечеринка, а массовое гуляние - и вина за ваше испорченное настроение лежит не на организаторах, а на вас самих. Глубоко сомневаюсь, что вы никому не наступили на ногу и не вызвали раздражение в тот или иной момент". Я же не буду столь одномерна в высказываниях. Иногда мне было забавно и хорошо. Иногда хотелось кого-нибудь убить. А пожрать и посрать ведь всегда можно дома, что я и сделала. Спасибо Путину за это.
P.S.: Пострадавшие все-таки были. Правда, не из-за давки. Во второй половине дня к площади подкатывали машины скорой помощи. Это слышало и видело несколько очевидцев. Вот что написала моя подруга-журналистка мне в контакте: "Блин, не могла зайти в ЖЖ. Глюк какой-то. Скажу, что скорая приезжала за женщиной, которую сбили дети, катающиеся на ватрушках. И еще один молодой человек тоже с ватрушки неудачно съехал. Двое пострадавших - это по данным МЧС, которые приводит "Вологда-портал". Газета "Премьер" пишет о 10 пострадавших, ссылаясь на травпункт".