Депутаты требуют запретить продажу энергетических напитков несовершеннолетним. В Госдуму внесен проект закона, приравнивающий энергетики к алкоголю и табаку. Эксперты признают, что напитки могут нанести вред здоровью, но отмечают, что энергетики стали для молодежи альтернативой крепкому алкоголю.
В Госдуму внесен законопроект о запрете продажи энергетических напитков несовершеннолетним. Продавцы в магазинах и торговых киосках должны спрашивать у покупателей энергетиков паспорт, считают авторы инициативы. Сейчас несовершеннолетние не могут самостоятельно покупать только сигареты и алкоголь.
«По данным медиков, у многих потребителей таких напитков формируется зависимость от них, что зачастую приводит к обострению протекавших до этого скрытых психических заболеваний, - объясняет депутат Виктор Звагельский, соавтор проекта. - Уверен, что принятие законопроекта приведет к ограничению производства, розничной продажи и потребления безалкогольных энергетических напитков в России».
Законопроект также запрещает продажу напитков на территории детских, образовательных и мед учреждений, а также в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, на всех видах публичного транспорта и в организациях культуры.
По данным «Анализа рынка энергетических напитков в России», приготовленного BusinesStat, натуральный объем продаж энергетических напитков в России за последние 5 лет вырос на 40 млн литров. В 2010 году продажи выросли на 3,3% и достигли 106,4 млн литров. Банка напитка Red Bull объемом 0,33 литра в Москве стоит около 75 рублей.
Средний объем потребления энергетических напитков на 1-го потребителя в 2010 году составил 128 мл в неделю. Низкое среднее потребление объясняется тем, что половина потребителей пьют энергетические напитки нерегулярно.
По оценкам аналитика «Финама» Максима Клягина, объем рынка энергетиков в России составляет $250-300 млн: «На долю алкогольных энергетических напитков в денежном выражении, по условным оценкам, приходится около 15-20% рынка».
К 2015 году BusinesStat без учета ограничений на продажу прогнозировала предстоящий рост до 162,5 мл. По словам аналитиков, причиной роста рынка станет повышение продаж в недавно появившемся секторе энергетиков экономкласса. Доля потребителей энергетических напитков вырастет до 14% от населения страны.
Сведения о тонизирующих субстанциях в энергетиках производители «намеренно размещают на упаковке плохо читаемым маленьким шрифтом», возмущается Звагельский: «Это делает ложный имидж данной продукции как близкой к обычным прохладительным напиткам и абсолютно безвредной».
Еврокомиссия потратила 10 лет на исследование напитков с содержанием кофеина и таурина и пришла к выводу, что они не несут существенных рисков для здоровья, парирует сопредседатель российской коалиции «За контроль над алкоголем» Дарья Халтурина.
Но многие педиатры считают, что они вредят здоровью, признает она. В банке Red Bull содержится в 14 раз больше кофеина, чем в кока-коле, говорит Халтурина: «Минздравсоцразвития и исследователям стоило бы поработать над этим вопросом».
В пресс-службе одного из крупнейших производителей энергетиков ООО «Ред Булл (Рус)» «Газете.Ru» сказали, что «комментариев на такие темы не дают».
С 17 ноября 2010 года в американском штате Вашингтон официально вступил в действие запрет на продажу энергетических напитков, имеющих в составе алкоголь. Аналогичный запрет действует в Мичигане, Юте и Оклахоме.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин скептичен: «Дискуссия вокруг энергетических напитков - это попытка замены основной темы, которая реально стоит перед молодежью, а не гипотетически. Молодое поколение спивается».
По его мнению, Россия является лидером по потребления крепкого алкоголя в мире, «более важно изучить вопрос ценовой доступности крепкого алкоголя: водка на данный момент слишком доступна». Часто энергетики становятся заменой для крепкого алкоголя, отметила Халтурина.
Click to view