Новая эпоха религиозных войн, или В вечном проигрыше

Oct 03, 2007 13:19

Принято считать, что эпоха религиозных войн в Европе завершилась с началом Нового времени и что религиозные войны - атрибут феодализма. При капитализме-де все конфликты решаются «по-деловому». Ну, или в крайней случае, посредством революций.

Однако… как посмотреть. С определённой точки зрения, Новое время - это, наоборот, время обострения религиозных войн. С той только разницей, что изменился их объект и, следовательно, атрибуты их культа. Верховное божество капиталистической эпохи - Капитал, которому, во время непрекращающихся ни днём, ни ночью богослужений прислуживают его адепты, или своего рода пономари - Деньги. Их культ общеобязателен и непреложен. Культ Денег предшествует появлению младенца на свет («Сколько денег нам понадобится на ребёнка?» - спрашивают себя родители независимо от уровня их достатка) и стоит скорбным вопросительным знаком не только накануне похорон, но, зачастую, ещё и долгие годы после них, заставляя родственников покойного воздавать честь не умершему, а денежным долгам, связанным с его погребением.

Жизнь - это Деньги, смерть - это Деньги. Образование, воспитание, здоровье, любовь, красота - это всё Деньги. Обладающий Деньгами - хозяин мира. В Средние века символом мирового господства было обладанием Святыми местами - местами жизни и смерти Спасителя. Геополитический баланс зависел от того, кто именно владеет Гробом Господним - христиане или «неверные». В чьих руках Иерусалим - это сакральное место, этот источник жизни, - в руках того и ось европейской политики.

Святые места эпохи капитализма - это колокольни буровых вышек, качающих из-под земли не только «чёрное золото», но и нечто большее, гораздо большее - Власть, всего лишь облачённую в порфиру Денег, Капитала, Акций, Банковских Бумаг, Контрольных Пакетов. Теоретически на земле существуют страны, государства и даже империи, заселённые миллионами и даже миллиардами людей. Практически названия этих государств и даже империй уже не имеют никакого смысла, кроме номинального; границы между государствами существуют только для того чтобы удовлетворять амбиции политиков и давать пропитание армии таможенных чиновников, паспортисток и чинов от милиции и полиции.

На самом деле границы государств и империй прихотливы, как зыбучие пески, и скрыты от людских глаз, как подводные шельфы. Нет никакой «тайной масонской власти» - есть власть корпораций, добывающих, производящих, торгующих. Битва «Пепси-колы» и «Кока-колы» за рынки сбыта и, в конечном счёте, за власть над душами и умами превосходит, по своему скрытому накалу, любую из самых жестоких и кровавых битв феодального времени.

Адепты религиозных сект и конфессий исчезают с улиц и площадей городов, а если их рясы или оранжевые хламиды ещё и мелькают где-то на перекрёстках или в переходах метро, то это воспринимается как анахронизм, или, лучше сказать, никак не воспринимается, потому что носители ряс и хламид давно уже уступили место жрецам других сект и религий, облачённых в гораздо более призывные и прихотливые одежды: религиозные герои современной улицы - это промоутеры разных торговых фирм: самые фигуристые барышни и самые обаятельные мОлодцы. Одетые в пёстрые униформы тех торговых корпораций, которым они служат, барышни и мОлодцы, выплясывая около демонстрационных столиков, как возле переносных алтарей, поют аллилуйю своим кетчупам, майонезам и жвачкам, которые, в неисчислимой совокупности своих экземпляров, и создают невидимую славу и неоспоримое могущество верховным жрецам - хозяевам корпораций, каковые, как истинные отшельники, скрыты от глаз профанов и являются разве что в виде собственных фамилий в верхних строчках журнала «Forbes» - этом своего рода собрании житий святых новейшего времени.

Религиозный культ Денег неуничтожим - ни теоретически, ни практически, ни законодательно, ни даже действиями народных масс. Религиозное может быть уничтожено только религиозным - подобно тому, как с наступлением христианской эпохи стали падать и разбиваться монументальные языческие кумиры - символы отжившей, устаревшей религии. Кумиры, если верить описаниям житий и мартирологов, падали и разбивались силой молитв и анафем, или, проще говоря, силой неприятия и, стало быть, силой ненависти.

Равным образом и капитализм: он падёт тогда, когда его от всей души и жертвенно возненавидят - сначала в лице избранных, новых апостолов эпохи нестяжательства, а потом, силой убеждения и авторитета, в лице всех прочих.

А пока вы их любите. А пока вы их хотите - гораздо больше, чем самых желанных женщин. А пока вы уверены, что без них - никуда. А пока вы втайне завидуете тем, кто их имеет, с ненавистным обожанием вглядываясь не только в их лица, но даже в их волосатые запястья с дорогими часами.

А пока вы их любите, вы - их рабы.

И, следовательно, в вечном проигрыше.
Previous post Next post
Up