"Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография"

Dec 30, 2015 17:03



Портрет неизвестной (1856-1858). Отпечаток на соленой бумаге

Во время пятничного забега по Эрмитажу я зашла на выставку ранней российской фотографии, представленной работами одного из самых известных фотографов XIXв. - Сергея Левицкого. Признаюсь в очередном позоре, я этого имени раньше не слышала :) Поэтому с удовольствием погрузилась в изучение новой области!
[читать и любоваться]

Итак, в 1839г. будущий придворный портретист закончил юрфак Московского университета и поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел, но от бумажных дел заскучал и приобрёл хобби ради дагеротипный аппарат. Этот каприз и определил его дальнейшую судьбу - уже первые его работы, кавказские пейзажи (1842г.), были удостоены награды на выставке в Париже, куда Левицкий уехал в 1844 году изучать фотографию и слушать лекции в Сорбонне.
Искренне увлеченный любимым делом, Левицкий активно развивал техническую сторону фотографии, потому что этот новый вид искусства только зарождался, фотокамеры были большими, несовершенными и весьма ненадежными. Перечень его нововведений впечатляющ:
1. Ввёл в дагеротипный способ печати бромирование для улучшения процесса обработки.
2. Первым использовал ретушь негатива для уменьшения технических недостатков и убедил фирму Фабера наладить для этого производство специальных карандашей.
3. Разработал схему камеры с мехами для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры.
4. Первым предложил использовать для портретной съёмки электрическое освещение в дополнение к солнечному.
Неплохо для бывшего бюрократа-юриста, да? :)

Если говорить о художественных эффектах, то за полтора века до изобретения фотошопа Левицкий придумал фотоколлажи: он предложил размещать модель на фотокарточке в двух разных позах, как будто, например, фотографируемый разговаривает с самим собой, пожимает себе руку или играет на фортепьяно и одновременно слушает собственную игру. Также он одним из первых фотографов в Европе ввел в оборот декоративные сменные фоны. И к филологии руку приложил - русский термин «светопись» придуман им самим, ай, молодец :)
Когда в 1852г. англичанин Арчер изобрел коллоидный процесс, полностью заменивший собой дагерротипы, Сергей Левицкий первым в России освоил его и мог сделать 34 негатива за 4 дня, что было невиданной скоростью для того времени! Я не технарь, но как я поняла, в дагерротипах использовалась светочувствительная посеребрённая медная пластинка, а при коллоидном способе на стеклянную пластину для съемки наносился особый раствор (коллодий). Этот метод сделал фотопластины весьма чувствительными (выдержка сократилась до долей секунды) и обеспечивал хорошее качество негатива, в отличие от бледных дагерротипных снимков.

На выставке представлено 87 фотокарточек, выполненных в ателье «Светопись Левицкого» в 1854-1859 годах: портреты царской семьи, дворянства, сестер милосердия и обычных клиентов мастерской. Все оттиски имеют единое оформление, характерное для ателье Левицкого этого периода.



Оборотная сторона фотокарточек ателье Левицкого

Большая часть снимков взята из альбома императрицы Марии Александровне, которая всячески поддерживала фотографическое искусство и поручила Левицкому запечатлеть своих родных и приближённых. Именно Левицкий в те годы создал портреты императорской четы - Александры Федоровны и Николая I, и он же снимал коронацию Александра II в Москве в 1856г. За свои заслуги он заслужил звание «Фотограф их Императорских величеств», а позже, на парижском этапе своей жизни стал «Фотографом императора Наполеона III».



Семья императора Александра III



Групповой портрет великого князя Николая Александровича, герцога Николая Лейхтенбергского, О.Б. Рихтера, великого князя Александра Александровича и неизвестного (1858). Отпечаток на альбуминовой бумаге



Портрет княжны Е.Б. Голицыной (1858). Отпечаток на соленой бумаге

В 1849 году Левицкий открыл в Петербурге свою дагеротипную мастерскую под названием «Светопись», а в 1867 году - фотоателье, в котором за годы работы была создана серия портретов писателей, художников и общественных деятелей.



Групповой портрет русских писателей круга журнала «Современник» (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский)



А.Ф. Писемский



В.П. Боткин



Ф.И. Тютчев

В 1854г. французский фотограф А. Диздери запатентовал новый формат фотографических отпечатков - carte de visite - 10 × 6 см. Суть изобретения сводилась к тому, что на одной и той же стеклянной пластинке одновременно отпечатывалось четыре, шесть или восемь изображений. По сути, похоже на наши фото на документы, только покрупнее :) Ателье Левицкого сделало тысячи таких снимков, сегодня значительная их коллекция хранится в Эрмитаже, часть представлена в выставочном зале.
Сергей всегда вёл активную общественную и научную деятельность: стал основателем фотографического отдела Русского технического общества, был членом Французского фотографического общества, выступал в роли эксперта на фотографических выставках, принимал участие в выпуске трудов общества «Записки РТО» и журнала «Фотограф».
Умер в Санкт-Петербурге, в 1898г., похоронен на Смоленском кладбище. Интересно, сохранилась ли его могила?..


Больше всего на выставке меня поразило открытие, что раньше фотограф действительно был художником! Технология была настолько несовершенна, что в каждый снимок приходилось вкладывать душу: фотограф вооружался лупой и выскабливал, подрисовывал, обрабатывал пластину различными веществами, чтобы устранить технические дефекты и придать фотографии красоту. Поэтому настоящий фотомастер владел акварелью, пастелью, карандашом и химическими знаниями, это вам не кнопка "шедевр" в авторежиме :) Создатели выставки специально подобрали некоторые отпечатки в разной стадии ретушированности, чтобы показать постепенный переход от самого снимка к конечному произведению, и это производит впечатление!

история, фотовыставка, выставка, эрмитаж

Previous post Next post
Up