На прошлой неделе, воспользовавшись свободным днем, я забрела в Эрмитаж. Потому что я его очень люблю. Люблю его атмосферу, масштаб, красоту. Иногда даже не обязательно идти на какую-то конкретную выставку, а хочется просто бродить и впитывать всю эту щемящую элегантность. А еще можно сидеть на скамейке и любоваться Невой и стрелкой В.О., как вот этот посетитель :)
Однако в этот раз я пробежалась по всем новым выставкам, которые я еще не видела, и даже сходила на экскурсию в Бриллиантовую кладовую, где не была с ранне-школьных лет. Именно там я поняла, что, кажется, стала взрослой - мне внезапно понравились все эти дорогие изящные вещицы, которые я раньше с подростковым максимализмом отвергала :) Нет, я не собираюсь обставлять квартиру в стиле рококо и надевать бриллиантовое ожерелье, но, черт возьми, в бесстыдном богатстве есть свой шарм! :) Конечно, шарм не в самой пышности, а в тонкой работе ювелира и красоте природных минералов, что так кстати созданы геологическими силами, но и без платежеспособного заказчика они бы не появились, согласитесь. Кстати, рассматривая витрину с золотом скифов, я наконец прояснила для себя смысл фразы «жили долго и счастливо и умерли в один день» - они же убивали жен, чтобы похоронить вместе с погибшим мужем! Вот вам и вся романтика, е-мое :) [моя прелессссть]
Здесь же хранятся экземпляры из «сибирской коллекции» Петра I, которую он создал из находок в сибирских курганах.
И предметы из раскопок Майкопского кургана, который, между прочим, ровесник египетских пирамид.
Потом на свет появились древние греки и тут же от скуки в благодатном климате полуострова, где все есть, научились обрабатывать золото столько тонко, что эти технологии сравнимы с современными возможностями. Какие там сережки с утками! Девочки поймут :)
Ну а вслед за ними родилось христианство, которое немедленно осудило все мирские украшения, и церковь под этой эгидой утащила себе все богатства, до которых дотянулась. Но, любуясь тонким жемчужным шитьем иконы Казанской Божьей матери и тонкой резьбой крестов и мощехранительниц, даже немного хочется простить им века мракобесия и инквизиции. Хотя с Джордано Бруно они все-таки погорячились, уж простите за каламбур.
Подарки турецких падишахов тоже не лыком шиты, на одной сабле 8000 бриллиантов!
Отдельная тема для разговора - т.н. «барочные» жемчужины, т.е. жемчужины неправильной, некруглой, формы, из которых ювелир с фантазией может сотворить настоящие чудеса - животных, птиц и даже кораблики, например, вот такую каравеллу с изумрудом или лебедя:
Каким-то образом в коллекцию Эрмитажа затесалась подвеска Фрэнсиса Дрейка, того самого корсара, что когда-то держал в страхе испанский флот и первым совершил кругосветное плавание.
А еще меня восхитил перстень с циферблатом, нет, вы только подумайте, в Средние века кто-то додумался до мини-часиков на пальце. Практически Apple Watch своего времени :) Кстати, обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек в розовое пошел от средневековых венчальных колец, куда вставлялись сапфир как символ жениха и рубин как символ невесты. Несколько пар таких колец выставлены в витринах. В специальном дубовом шкафу хранятся «геологические букеты» Иеремии Позье: в вазочках из горного хрусталя застыли цветы из драгоценных и поделочных камней.
XIX век, в котором царит Фаберже, чуть позже разоренный революцией и бежавший из России, но тогда еще фаворит и любимец двора. Кстати, надо бы сходить в мужей Фаберже на Фонтанке!
Ну и, конечно, мед на сердце любителя стиля модерн - украшения начала XX века, скромные на фоне предыдущих веков, но восхитительно изящные, как птицы и цветы, которым они подражают. Вот, например, работа Рене Лалика «Клубок змей»:
Меня покорила ваза той же эпохи -черная с розовыми крупными цветами, что-то среднее между Ван Гогом и японской живописью, но картинку, увы, не нашла. Прям захотелось что-то похожее :) Корона, куда же без нее в императорской коллекции:
А еще тут полно перстней, подвесок, ларцов, ваз, табакерок, бриллиантовых часов, камей, орденов и еще всяких чудес. Приходите!
ЗЫ. Фотографировать в хранилище нельзя, поэтому не обессудьте, что нарыла в этих-ваших-интернетиках, то и показала :) Это, наверное, единственное, что меня очень раздражает: фотографировать нельзя, но и нормальной полной коллекции изображений на сайте Эрмитажа нет. В тот же день, кстати, одна очень милая смотрительница не дала мне даже сфотографировать плакат с названием выставки фотографий Левицкого, плакат!!! А еще меня часто ловят за руку при попытке, о, боже, сфотографировать на телефон табличку с названием экспоната, чтобы не переписывать все руками в блокнотик. Музей страшно пострадает, если я запомню пару новых вещей, аррррргхххх… Но Эрмитаж я все равно люблю :)