Маленькое водное путешествие

Sep 08, 2019 10:03


Где-то в глубине во мне давно зрела страсть к водным приключениям. Наверное, повлияли впечатления, полученные в детстве от семейных походов, в особенности - от сплава по Пионерке на батином «надувасике». Несколько лет назад я даже задумывался о покупке лодки, но Олька не разделила моего энтузиазма в этом направлении. К тому же лодка -  это дорогое приобретение, которое может оказаться бесполезным, если водные походы у нас «не зайдут», а рыбалка (как способ применить эту лодку) меня не привлекает. В общем, мысли о том, чтобы сходить «на воду» были спрятаны в самый дальний ящичек и практически забыты - до этого лета.

В июле один из сотрудников рассказал, как он провел выходные с друзьями, сплавившись на плоту по реке Оке. И я зацепился за эту идею, стал изучать, как происходят подобные сплавы. Оказалось, это довольно популярное развлечение у нас в стране. Сплав именно на плоту выглядел очень привлекательно - не надо активно грести, как на байдарке, намного больше места и комфорта, чем в любой лодке - короче, идеальное «матрасное» времяпрепровождение на воде.

Коллега с товарищами брал плот в аренду, а это стоит каких-то неадекватных денег. Плюс район плавания ограничен рекой, на которой базируется контора, сдающая плоты в аренду. То есть, например, на Оке такая есть - а вот на Клязьме нет, и сплавится по ней уже не получится.

Поизучав вопрос и посмотрев, какое количество самоделок народ у нас каждый год строит для подобных приключений, я загорелся идеей построить плот самостоятельно. По моим прикидкам, это должно было получиться очень недорого. На производстве у нас регулярно остаются деревянные паллеты размером 2х3 метра - они могут стать основанием для палубы плота, а так же у нас есть фургончик, на котором, как я знал по опыту транспортировки крупной продукции, подобные паллеты как раз можно перевезти. То есть, не придется тратиться на «Газель» до места старта и обратно - только на бензин для нашей машины. Саморезы различных видов для соединения досок и каркаса у нас тоже имеются в избытке - наследие тех времен, когда мы делали наружную рекламу. Из того, что нужно было купить за деньги, оставались только металлические бочки для поплавков плота и крепеж для них.

Мыслью сплавиться куда-то на плоту я поделился с Лешей и Ланой - это ребята, с которыми мы в начале лета ездили в однодневный поход на карьеры. Народ поддержал идею, к тому же, оказалось, что Лана, вдохновленная «Тремя в лодке, не считая собаки», тоже очень давно мечтала о каком-нибудь водном путешествии. Для начала мы решили построить прототип и испытать его в пожарном пруду на нашем производстве. В один из выходных в начале августа мы вчетвером собрались с утра на нашей производственной базе и из двух паллет и четырех столитровых бочек сварганили вот это «чудо». Много фотографий не делали, потому что все были заняты постройкой, но кое-что осталось для истории.

Лана сматывает «хвосты» стяжек, крепящих бочки:



Леша оглядывает акваторию предстоящих испытаний, а гуси в страхе разбегаются:



Да-да, на нашем пожарном пруду живут натуральные гуси. Их разводят  соседи-арендаторы, у которых основной бизнес, вообще-то, кузня. Но предприимчивые ребята решили, что немного птицеводства не помешает, раз под боком есть бесплатный водоем, и уже второй год летом по пруду плавает немаленькая белая стая.

Плот получился довольно тяжелым, так что в воду мы его спускали с помощью все тех же соседей-кузнецов.  В качестве средства управления я смастерил маленькое весло из куска OSB и алюминиевого профиля, и вот -

Ура, мы плывем!

Плот оказался очень устойчивым и спокойно нес на себе четверых взрослых людей. Мы пару раз доплыли до противоположного края пруда, и сочли испытание успешно завершенным.

Конструкция плота показала себя хорошо, однако для всей компании (плюс ещё две собаки) его площадь была маловата. Поэтому решили сделать две таких секции, спустить их на воду по очереди и потом соединить. Плюс конструкция плота требовала серьезной переработки с целью облегчения - иначе мы просто не смогли бы спустить его на воду в месте сплава. Не брать же с собой в поход соседей-кузнецов!

После испытаний прототипа работы по созданию плота были временно свернуты - мы с Олькой укатили в отпуск. После возвращения судостроительный департамент нашего производства заработал с новой силой:



Оля сосредоточенно пилит фанеру для настила:



Секции плота были практически полностью собраны, проверены и затем разобраны на части, которые можно было бы погрузить в фургончик. Секции имели немного отличающуюся конструкцию - опять же, с целью проверить, как лучше. Материальная часть для сплава готова!

Сам сплав мы планировали провести в тестовом режиме: один день, спокойная река Истра, небольшое расстояние, которое нужно проплыть. Точки старта и выброски находились практически в пределах города Истра. Исходный план был такой: мы с Лешей с утра заезжаем на производство, берем там загруженный фургончик с  элементами плота и едем в Истру на точку старта. Оля с собаками садится на электричку, в которой из Москвы уже едет Лана, и они вместе добираются до места сборки плота пешком.

В электричке на собак пришлось надеть намордники. Лекси, ощутившая эту «прелесть» впервые в жизни, имела очень несчастный вид:



К моменту прибытия наших дам мы с Лешей успели только неспешно разгрузить фургончик. Собак привязали к ближайшему дереву, и работа закипела! Пока мы прыгали на берегу с элементами конструкции плота и бочками, мимо прошло несколько байдарок - видимо, ещё кто-то счел эти выходные подходящими для водных приключений. Несмотря на опыт постройки прототипа, не все сборочные операции дались нам гладко, к тому же я облажался и забыл запасные биты к шуруповертам, а бывшие в них исходно мы довольно быстро «слизали». Хорошо, что в Подмосковье под любым кустом можно найти строительный рыночек или хозмаг! Машина была перегнана к тому же хозмагу, и через два часа после начала сборки плота мы были готовы стартовать. Думаю, если бы не проблемы с битами - управились бы за час.

Отвальную  фотографию в спешке сделать не успели, покидали вещи, кое-как загнали собак, и - мы на реке!



Впереди на своей секции идут Леша с Ланой, сзади мы. В процессе сплава по узкой части Истры мы несколько раз обгоняли друг друга.

Приключения начались сразу же. Поскольку мы вместе с собаками весим больше ребят, то и секция наша сидела глубже в воде. Собаки, не понимая, почему кусок суши с ними и хозяевами вдруг оказался посреди реки, носились по плоту в разные стороны, запутывая себя и нас поводками. Мы пытались распутать их, не дать сбросить вещи поводками и старались параллельно ещё маневрировать плотом. Ничем хорошим подобная многозадачность обернуться не могла, и нас захлестнуло волной. Ничего не смыло, но шмотки основательно промокли - хорошо,что мы догадались заранее убрать всю технику в полиэтиленовые зип-пакеты. Собственно, именно поэтому от водного похода осталось мало фотографий - для каждого снимка следовало аккуратно распаковать телефон, сделать фото и затем убрать его обратно.

Убедившись, что ничего не пострадало, мы отжали наиболее мокрые вещи, и решили искупать собак. Собаки по очереди были десантированы в воду за плотом, при этом Бильбо догнал плот и попытался на него вскарабкаться, а Лекси, как буксир, потянула нас к берегу. Пришлось ее срочно эвакуировать обратно на борт.

«Вижу землю!»



Потом пришла очередь дерева, свесившегося над водой почти до середины реки. Забегая вперед, скажу, что такие препятствия на Истре нам потом встречались довольно часто, и мы легко их обходили. Но в первый раз что-то пошло не так, и ребят затянуло под крону. Из-под дерева выпутались - плывем дальше!

Мы вышли на относительно широкий плес с тихим течением и решили попробовать состыковать секции. Довольно быстро получилось ошвартовать половинки плота длинными бортами друг у другу, и собаки тут же начали шляться в гости к Леше и Лане:



После стыковки наша секция стала передавать через швартовы часть нагрузки на плот ребят и начала вести себя стабильнее. А я, желая просушить где-нибудь мокрую футболку, на десять минут превратился в корабельного плотника и соорудил из остатков деревянных реек некое подобие сушилки:



Разумеется, народ тут же начал шутить про виселицу для попутных пиратов. Так дальше и прилипло намертво: «плот с виселицей».

Нас потихоньку кружило течением, все немного расслабились и дальше все пошло поспокойнее. Река разлилась шире, нам теперь не надо было часто орудовать веслами и можно было просто любоваться проплывающим мимо пейзажем. Довольная Оля:



Собаки успокоились, обсохоли и привыкли к покачивающейся палубе:



Леша наслаждается рекой, пока Лана немного корректирует курс нашего плавсредства:



Я тоже успел попозировать с веслом «для отчетности»:

Леша попробовал позаниматься йогой, выяснил, что плот вполне устойчив для этого:



Стойку на голове, правда, делать не рискнул.

На берегу периодически попадались отдыхающие компании, рыбаки поодиночке и группами, один раз засекли любопытную козу:



Народ по берегам приветствовал нас удивленно-радостно; живо интересовался, из чего мы сделали плот и как планируем возвращаться, не страшно ли собакам и т.п. Кто-то даже снимал нас на телефон. В общем, «плавучий цирк зажигает огни».

По общему решению, готовить на плоту не стали - никто не был голоден всерьез, нагрызлись печеюшек и орехов. А вот чай вскипятили, на газовой плитке. Плот идет довольно мягко, ничего не опрокидывается.

Только закончили с чаепитием - новое приключение. Прошли мимо свай старого узкоколейного моста и сели на мель. Хоть осадка у плота и невелика, но после моста Истра разлилась широко, а дно было покрыто песчаными наносами - вот и зацепились левым бортом. В итоге сначала Леша, а потом и Оля с Ланой попрыгали в воду и просто вытащили плот на быстрину.

В какой-то момент с берега нас предупредили, что впереди за поворотом нас ждет поваленное дерево. «Ха!»-подумали мы. «Деревьев мы не видали, что ли?». Оказалось - таких ещё не видали. Это было свежее, с зеленой ещё кроной дерево, перекрывшее реку от берега до берега, так, что комель и верхушка находились на противоположных откосах. Ширина Истры в этом месте была метров 25, то есть дорогу нам перегородил местный «энт». В отличие от байдарочников и ребят на надувасиках, мы были лишены возможности обноса препятствия, поэтому, расчехлив топор, потихоньку направили плот к левому берегу - где, казалось, есть какой-то прогал в кроне.

В этом месте действительно можно было протиснуться. И мы попробовали, но совершили стратегическую ошибку - рискнули пройти без расцепки секций. Казалось, должны пройти - но в итоге уперлись в крутой изгиб левого берега. Плот течением заклинило между берегом и стволом. Пришлось кое-как отходить назад, расцепляться, разворачивать секции самой короткой стороной вперед и по очереди нырять под дерево. Хорошо, что перед маневром мы догадались перекинуть большую часть вещей на секцию ребят, потому что из-за активных метаний по плоту нашу палубу опять захлестнуло. Пришлось попрощаться и с «виселицей» - она не прошла под ветками.

Мы потеряли много времени на обход дерева и последующую стыковку секций, и немного начали опаздывать на рандеву с фургоном. Поэтому Леша опять без затей спрыгнул в холодную воду Истры и километра полтора толкал нас, как баржу. К сожалению, видеосвидетельств всех водных подвигов не осталось, но Леша был крут и целый день без колебаний лез в реку при возникновении сложных ситуаций. Без него мы бы точно либо маршрут не полностью прошли, либо закончили за полночь.

Обсуждаем, где же этот чертов мост, рядом с которым точка выброски:

Идея с выброской и эвакуацией была такая - один из моих сотрудников вечером забирает машину у хозмага, и приезжает на заранее условленную точку - небольшой пляж рядом с пересечением Истры и Малого московского кольца. Там мы разбираем плот, грузимся и отгоняем фургон на производство, где меняем машины и я возвращаюсь за ребятами.

Пляж, выбранный в качестве финишной точки маршрута, оказался очень удобным - песчаным и пологим. Мы бодро разобрали почти весь плот и даже начали таскать элементы секций поближе к дороге (были опасения, что фургончик на базе «Гранты» не сможет спуститься прямо к пляжу), и уже предвкушали скорое окончание похода и возвращение в лоно цивилизации. Мы ещё не знали, что главная подстава ждет нас впереди...

Кто-то из местных перекопал полевую дорогу, ведущую к пляжу - вырыл поперек грунтовки натуральный ров с бруствером, преодолеть который на обычном развозном фургончике было нереально. Предугадать это было невозможно - на спутниковых снимках никакого рва не было. В общем, у нашего приключения получился очень запоминающийся финальный аккорд :-) Но в конечном итоге, все остались довольны и в будущем году мы планируем пойти уже куда-нибудь на «большую реку»

Previous post
Up