В этом году у нас с Олькой наконец-то появилась возможность уйти в отпуск вместе. Нам давно хотелось понять, как это - путешествовать с собаками, и потестировать поездки куда-нибудь вместе с Бильбо и Лекси. Ещё до отпуска оговорили примерное направление и формат - задумали прокатиться куда-нибудь по европейской части России, желательно - не очень далеко от Москвы (и городов вообще), чтобы в случае чего можно было быстро вернуться домой. По времени - примерно на неделю, чтобы, с одной стороны, ощутить себя в отпуске, а не на длинных выходных, а с другой стороны - не задолбаться с непривычки. Оля сразу сказала, что ночевать в палатке все дни отпуска она не готова (главным образом потому, что у нас ещё нет мобильного душа и спать придется грязными), поэтому решили чередовать - одна ночь в палатке, следующая - в гостишке/съемной квартире. С последним ожидались некоторые проблемы, т.к. у нас с собой две собаки, но, с другой стороны, мы знали, что у нас на случай накладок всегда есть запасной аэродром в виде палатки и возможности заночевать в любом приглянувшемся месте. Забегая вперед, скажу, что с выбором места все совсем не так радужно, как мне казалось в начале нашего приключения, и что теперь-то я понимаю, почему батя всегда возил нас на те места и стоянки, где раньше уже был он сам, хотя ему, наверное, было там скучновато.
Под эти вводные лучше всего подходили города Золотого кольца. После совместных прикидок по карте (с учетом того, что водитель у нас один и хотелось бы не только жать на педаль, но и успеть посмотреть что-нибудь вокруг) решили, что поедем в верховья Большой Волги, начнем с городов, не входящих в Золотое кольцо (очень хотелось посмотреть на Калязинскую затопленную колокольню), и оттуда вдоль реки спустимся восточнее, но при этом в конце не захватим Владимир и Суздаль, т.к. это сильно растянет наше возвращение домой. Получилось такое «Золоте полукольцо», или, точнее, «Полузолотое кольцо». Маршрут по конкретным местам и точкам составляла Олька, я решил в этот раз отойти от планировочных решений, вспоминая, как у меня чуть не закипела голова при организации нашей поездки в Сычево. Мы договорились, что вместо этого я подберу потенциальные точки для природных ночевок.
В итоге по основным точкам маршрут получился таким: Москва-Солнечногорск-Дубна-Калязин-Углич-Мышкин-Рыбинск-Пошехонье-Ярославль-Кострома-Ростов-Переславль-Москва. Прямо на обратном пути мы проезжали, фактически, через Сергиев Посад, но сознательно решили туда не заезжать, т.к. сможем приехать туда в любые выходные, а время отпуска лучше потратить на более отдаленные города, куда одним днем не скатаешься.
Итак, 15 августа мы стартанули в сторону Солнечногорска - Олька хотела заехать на озеро Сенеж и, если будет солнечно, там искупаться. В итоге с погодой в районе Сенежа нам не очень повезло, было пасмурно, а само озеро с мутной зеленоватой водой и большим количеством пены у берега как-то не вызывало желания купаться.
Но засидевшиеся собаки с великим энтузиазмом в эту воду залезли и тот же начали носиться друг за другом по мелководью:
Условно-высушив собак полотенцами, мы двинули окольными дорожками в сторону Дубны. Тут-то приключения и начались! Дело в том, что мы (вместе с Солнечногорском) находились на правом берегу Канала имени Москвы, а Дубна - на левом. Разумеется, через канал есть мосты. В том же Дмитрове - аж два, в Яхроме один. Но как только я увидел в навигаторе возможность пересечь канал «по участку платной дороги» (то есть - покататься на паромчике), то в заднице тут же что-то заиграло. И мы рванули искать паромную переправу. Через канал их существует несколько, кажется - есть даже подвесной паром (это как кусочек моста, курсирующий над водой на тросах между берегами). Наш паром оказался обычным (плавучим), правда, тоже тросовым. Такая маленькая баржечка на 6 машин, которую обслуживают две тетеньки - одна ходит между машинами с кассой и продает билеты водителям и безлошадным пассажирам парома, вторая - следит за порядком и расставляет сами машины на палубе. Паромчик настолько маленький, что водители в ходе путешествия не могут покинуть автомобили из-за их тесного расположения. Видимо, из соображений безопасности пассажиров требуется перед заездом на паром высадить, поэтому Олька ехала отдельно, в специальном отделении для пеших, и сняла маленькое видео о том, как работает билетерша, пока баржечка медленно перетягивает себя на левый берег:
В Дубне мне хотелось посмотреть 2 объекта: Центр космической связи (мы когда-то делали для них большую вывеску, и поэтому я знаю, что он там есть) и циклотрон, картинки с которым я видел ещё в детских книжках по физике. Понятно, что внутрь нас бы никуда не пустили - так хоть снаружи посмотреть. Ну, ещё проверить, как там наша старушка - светит ещё?
С заезда в ЦКС, расположенный на окраине города, мы и начали знакомство с Дубной. Центр представляет из себя больше огороженное поле с параболическими антеннами и зданиями управления. Много шариться вокруг мы не стали, т.к. объект режимный - можно лишиться Айфона (главный кошмар Оли) и/или загреметь на сутки в Дубнинский околоток.
Циклотрон был непонятно где, поэтому мы даже не стали его искать, а просто запарковались возле набережной и пошли гулять по городу.
Погодка не очень:
А Лекси, как всегда, рада водичке:
Заборчик на набережной очень похож на наш, чебоксарский:
В целом Дубна очень самобытный город. Это такой подмосковный наукоград, но не разваливающийся, как Пущино, и не заросший многоэтажками. Вдоль зеленой набережной стоят очень аккуратные, отремонтированные в одном стиле коттеджи, в которых раньше, может быть, жили советские «ядерные академики», получившие эти дома за заслуги перед нашей наукой и промышленностью. Очень похоже на особняк Курчатова на территории его института, только там теперь музей - а тут вполне себе живут люди, может быть - даже прямые потомки тех самых академиков.
Везде - напоминания о том, что Дубна - город атомщиков:
В общем, посмотрели мы ещё на пару местных достопримечательностей из обязательной туристической программы, типа мозаичных панно художницы Нади Леже:
Или памятника самолету:
И поехали смотреть здешнего Ильича! Говорят, дубнинский Ленин один из самых больших в мире. Стоит он в совершенно чудесном месте - посреди парка, разбитого на косе в створе Канала имени Москвы, и как бы встречает заходящие в него из Волги суда:
Сам памятник - ну, Ильич как Ильич, ничего выдающегося, у нас таких понатыкано по всей стране миллион, но место, в котором он установлен, очень красивое. И парк вокруг классный, и поддерживается в очень хорошем состоянии. Благодаря относительной удаленности от самого города, там тихо, нет пьяных компаний, и вообще, как мне кажется, это одно из самых «философских» мест в Дубне - можно сидеть у постамента и смотреть на проплывающие мимо теплоходы и баржи.
Поглядели мы на всю эту красоту, сходили к первому шлюзу канала, дождались, пока отшлюзуются три круизных теплохода:
сфотографировали красивейший закат над Иваньковским водохранилищем:
и двинули дальше - искать стоянку на ночевку (первая ночь у нас была «палаточная»).
Предполагаемое место было километрах в 15 от города прямо на берегу Волги, но уже стемнело, и мы волновались - удастся ли проехать к реке, сможем ли мы быстро поставить лагерь в темноте?
На удивление, навигатор провел нас до самой точки, показывая все повороты местных тропинок. Но там уже стояли несколько палаток! Неудача. Пришлось искать место по близости. Пока крутились по полю, внезапно фарами выхватили из темноты ВОТ ЭТО:
Да, это табун лошадей на свободном ночном выпасе. То самое «ночное», многократно описанное в классической русской литературе. Пастухов мы не заметили - видимо, лошадям с этого луга особенно некуда деться, а цыган в округе нет. Ольку такой свободный выпас очень впечатлил - как человек сугубо городской, она ничего подобного раньше не видела.
Сделав кружок по полю, мы в итоге остановились на приемлемом расстоянии от соседей и постарались в первую очередь побыстрее поставить палатку. В темноте, да с непривычки - с лагерем провозились часа два. Быстро перекусили и полезли внутрь, дрыхнуть после насыщенного дня:
Поспать, впрочем, полноценно не удалось - всю ночь наши соседи катались мимо по грунтовке (за догоном ездили? Но тут в радиусе 10 км ни одного круглосуточного ларька!), а по Волге шли довольно громкие теплоходы и баржи. В семь проснулись собаки, стали проситься наружу, и пришлось вставать и выпускать их. Поскольку до соседей и коней было далеко - отпустил Бильбо с Лекси тоже на «вольный выпас», а те и рады носиться друг за другом по мокрой траве рядом с палаткой:
Ближняя машина левее палатки - это неслышно приехавшие ночью рыбаки. Ребята подкрались так, что их не заметили ни мы, ни собаки, и спокойно встали с удочками на берегу.
«Будет ли завтрак, хозяева?»
После того самого завтрака мы быстро собрались и рванули дальше. Нас ждал Калязин и его знаменитая затопленная колокольня!
Встретил нас Калязин пыльной и довольно разбитой дорогой вдоль строительных рыночков, автосервисов и моек:
Главная улица (та самая, что раньше упиралась в колокольню, а сейчас просто ныряет под воду) оказалась грунтовой (т.е. со снятым асфальтом), с люками в ограждениях из паллет. Ближе к историческому центру грунтовка переходит в брусчатку, и так и уходит в Волгу. Местные прямо по этому остатку улицы загоняют в воду прицепы с катерами и лодками и спускают их на воду - очень удобно, гарантированный ровный спуск. Сбоку небольшой причал, к которому швартуются лодки семейной пары, которая катает туристов на колокольню.
Сама колокольня - вот, выглядит на фоне воды и лодочек очень живописно:
Мы очень хотели попасть на колокольню, но даже не думали застать на месте перевозчиков. Тем не менее, похоже, они уже с утра были здесь - похоже, летом у них самая «путина» на туриста. Дядечка согласился взять нас в лодку с собаками, мы напялили жилеты и помчали вперед:
Собаки сначала были в шоке, потом немножко пообвыклись и начали с интересом крутить головами.
В ходе поездки дядечка немного рассказал нам про Калязин и здания, видимые с воды (в основном старые купеческие особняки, да монастырские здания), а потом высадил нас на островок с колокольней:
Колокольня высокая, с берега островка в кадр не помещается
Внутрь забраться нельзя, так что обошли с собаками по кругу, пофоткались да и пошли обратно в лодку. К сожалению, здание в удручающем состоянии. Никаких реставрационных работ на ней не производится - жалко, что символ города потихоньку разрушается вместо того, чтобы стать элементом туристического бренда.
В целом Калязин произвел на нас примерно такое же удручающее впечатление - фиговые дороги, никакой туристической инфраструктуры и ощущение, что город застрял в 90х. Из всех увиденных городов Калязин в этой поездке стал для нас своего рода эталоном разрухи. Забегая вперед - не похоже, что дело в том, что это провинциальный город, «не Москва».
Закрыв обязательный пункт программы, мы поехали искать в лесах под Калязиным ещё один интересный объект - радиотелескоп ТНА-1500, здоровую «тарелку» диаметром в 64 метра. Видно его из многих точек города:
Но вблизи он производит гораздо более сильное впечатление:
Оля утверждает, что радиотелескоп - это круто:
Как и в ЦКС, внутрь нас, конечно, не пустили - но снаружи тут видно намного больше. Жалко, не попали на момент поворота телескопа - наверное, это редкое событие...
А нас ждал Углич!