Многие туристы, хоть раз посетившие Кубу, наверняка встречали на улицах городов людей в абсолютно белых одеждах. Глядя на них хочется верить, что где-то поблизости и вправду есть настоящий тропический рай, где на коралловом пляже стоит маленький дом с белыми стенами, белыми ставнями и белыми розами в маленьком палисаднике, скрытом от мира тонкой белой стеной. Под навесом крыши приютились три белых голубки, два белых кота спят в белом кресле-качалке, и белоснежное солнце освещает ласковым светом девственно-чистых безгрешных людей. Иной раз кубинский ром пополам с карибской романтикой заставляет видеть мир в таких вот волшебных тонах, но жизнь куда прозаичнее тропических сказок. На самом деле люди в белых одеждах - это так называемые сантерос, приверженцы местного религиозного культа, известного как сантерия. Точнее, та их часть, что практикует сантерию первый год. В течение этого года новообращенные называются йаво, а поскольку я взялся писать об Альмендаресе и был свидетелем проходящих в этом лесу ритуалов - можно сказать, что я тоже йаво, хотя и целиком самозваный.
О сантерии в России известно не много. Если в двух словах, сантерия - синкретический культ, сочетающий в себе католицизм и древние верования африканского народа йоруба. Эта религия попала на Кубу вместе с рабами, которых испанцы (предварительно перебив местных индейцев) начали завозить с западного побережья Африки. Невольники, прошедшие через насильственное крещение, нашли способ, не привлекая внимания, совмещать свои религиозные обряды с традиционными христианскими, заменяя африканских божеств католическими святыми. В то время как испанцы наивно считали, что их рабы молятся Святым Лазарю или, скажем, Петру, на деле те обращались к духам йоруба. Среди белых это весьма эмоциональное и экзальтированное поклонение прозвали "святостью" (сантерия), впрочем, сами сантерос чаще именуют свою традицию «лукуми».
Верховный бог в пантеоне лукуми зовется Олоруном. Он вседержитель, создатель мира, повелитель небес. Далее следуют ориши (божества, духи, или точнее, посредники между миром духов и миром людей), которые отличаются хорошим отношением к людям. Каждый из ориш соответствуют святому из католического пантеона и, одновременно, представляет какую-нибудь стихию (молния, ветер, гром). Всего насчитывается чуть ли не 400 ориш. Их противоположностью являются аджогун (довольно сложная и, скорее, магическая категория инфернальных существ и энергий), которые отличаются кровожадностью и при любой возможности причиняют человеку зло.
У каждого практикующего сантеро есть свой дух-покровитель. Чтобы определить, какой именно ориша владеет человеком, производится специальная процедура гадания, после чего верующий должен вести себя в соответствие с правилами и запретами, установленными для его ориша. Главную роль в ритуалах играет вхождение в состояние транса (необходимое условие для общения с духами), танцы и жертвоприношения (к счастью, животных). Традиционно ритуалы являются закрытыми для посторонних, а передача знаний идет в устной традиции.
По правде сказать, всяких полуязыческих культов по окраинам христианской цивилизации разбросано достаточно много, и описываю эти подробности я только лишь потому, что на Кубе сантерия не просто религия - это, скорее, образ существования, которого придерживается минимум 80% жителей. Ритуалы сантерос упоминаются чуть не в каждой кубинской песне, а знаменитые латинские барабанные ритмы происходят из музыкального сопровождения сантерических молитв. Кубинцы твердо уверены, что и Фидель Кастро при жизни был сантеро, и именно поэтому попал в книгу рекордов Гиннесса как человек, избежавший наибольшего количества покушений в истории.
Безусловно, у туристов ритуалы сантерос вызывают живой этнографический интерес, но лично мне гораздо интереснее тайные культы, хоть и следующие в русле сантерии, но при этом более специфичные и обособленные. Я говорю о кубинской брухерии (магии) и основных ее направлениях - пало майомбе и вуду. К сожалению, подобные темы полузапретны для самих кубинцев и абсолютно закрыты для иностранцев. Может кому-то когда-то и удавалось пообщаться с местными колдунами лично, но это были единичные случаи, и тот, кто утверждает обратное - просто врет.
Однако нет препятствий на пути решительного человека. Как я уже убеждался на собственном опыте - чем сильнее запреты традиционного общества, тем проще их обходить. Главное только найти правильный путь, ибо старинные духовные тексты гласят: «Когда охотник вспугивает дичь, он идет по ее следам настойчиво и неотступно, но выбирая при этом совершенно другую дрогу». Перефразируя сей афоризм на современный русский, можно сказать так: уж коли колдун не желает помочь найти духов, пусть сами духи помогут отыскать колдуна. Но подробнее об этих поисках уже в следующий раз.