В последнее время в нашем лексиконе прочно закрепился диковинный для подавляющего большинства граждан еще каких-то лет десять назад, заимствованный из французского языка неологизм - волонтер, - в современной своей интерпретации обозначающий по сути движение, известное в России с давних пор как общественная деятельность, основанная на бескорыстной помощи и добровольчестве.
В современном информационном пространстве, как в традиционных СМИ, так и блогосфере, наиболее часто термин волонтер стал упоминаться, к сожалению, в основном в связи с событиями катастрофического характера, будь то лесные пожары, наводнения или пропажа людей, где для устранения последствий стихии и оказания безвозмездной помощи приходят люди, готовые работать бесплатно. И при этом, как следствие становления и развития института гражданского общества, людей, способных быть добровольцами, не дожидаясь особых приглашений, становится все больше. И с учетом внедрения современных видов средств коммуникации в некоторых случаях их действия, возможно, даже более оперативны, а помощь нуждающимся адресная и более эффективная, чем у соответствующих служб, что продолжает делать движение все более значимым. Настолько значимым, что даже встал вопрос о модификации законодательства, не менявшегося в части регламентирования деятельности волонтеров с августа 1995 года.
Однако сейчас не об этом. Волонтеры приходят на помощь не только попавшим в беду. Также, к примеру, оказывается добровольная поддержка, не предусматривающая материального вознаграждения, способствующая решению общественно значимой проблемы - подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игры в Сочи, хотя отношение к подобного рода проявлению волонтерской деятельности в обществе остается неоднозначным. Тем не менее, на минувших тестовых соревнованиях удалось провести целый рабочий день в составе группы ребят, работающих на горных трассах.
Но, обо всем по-порядку. Каждый волонтерский день весьма начинается рано. Наша группа, как и большинство других проживает далеко не в Красной поляне, где в зимний период "высокий сезон" и соответствующие этому цены на проживание, а на побережье, в центре Адлера где вполне себе межсезонье.
Подъем и завтрак около шести утра, так как посадка в микроавтобусы и отправка происходит обычно уже в семь - затемно даже на этой южной широте, благодаря печально известному указу Дмитрия Медведева о зимнем времени:
2.
Дорога занимает в среднем около часа и после завтрака, время в пути расходуется либо на мобильный интернет, работающий практически повсеместно, либо, как в случае с автором, на дополнительный сон:
3.
Около восьми утра ребята съезжаются к волонтерскому центру, расположенному в отеле Парк Инн на Розе Хутор:
4.
Затем общий сбор и оглашение вакансий.
Ну, граждане волонтеры, где хотите поработать?
На сегодня наряды: - на трассу сноуборд-кросса - 20 человек!
- хафпайп снежный - 10 человек!
- Огласите весь список, пожалуйста....
- в зону приземления фристайлеров - 10 человек!
- мясокомбинат...
5.
Распределение вакансий продвигается весьма споро, затем посадка в гондолы подъемника и вперед:
6.
Традиционный лук на фоне горного приюта Розы Хутор и далее каждая команда в своем направлении, мы к финишам сноуборд-кросса и фристайла:
7.
На тот момент окрестности трасс действительно представляли собой в большей степени конгломерат строительной площадки и особо охраняемого стратегически важного объекта, где и техники и охранников присутствует в изобилии:
8.
В экстрим-парке у палатки встретил
Дану Ворокову, не только известную студентку Сочинского института РУДН, получающую образование на двух факультетах одновременно, но и волонтера, не жалеющую времени на проведение олимпийских уроков в школах, научно-исследовательскую работу по волонтерской тематике, а так же курирование огромного числа волонтерских проектов:
9.
Поражает, насколько дружественна атмосфера в добровольческой среде. Поправить элементы экипировки, поделиться чем либо, или, к примеру, завязать кому-то развязавшиеся шнурки есть нечто само собой разумеющееся:
10.
Часть группы заняла исходную позицию около сегодняшней рабочей зоны и, в ожидании инструмента, наблюдает за одним из тех самых процессов, наблюдать который можно бесконечно долго:
11.
Цель - зона приземления лыжных акробатов. Казалось бы, какой пустяк, все тридцать метров снега в длину должны быть рыхлым.
А вот оказывается рыхлить его целая наука. Строгое расписание, каждый день вне зависимости от того проходят соревнования в этот день или не проходят, с момента привоза снега и подготовки трамплина не давая слежаться.
Поочередно сменяющие друг друга группы работают постоянно:
12.
За раздачей инструмента следует работа от начала подъема и до обеда, в несколько проходов, на три штыка, с рыхлением мелких комков снега:
13.
За двадцать минут в среднем проходка составляет около двух метров, отдых, и так далее. Работа, напоминаю, ведется на высоте превышающей высоту Останкинской телебашни приблизительно вдвое:
14.
Оставшаяся часть группы, поднявшаяся в экстрим-парк для дообустройства трассы в финишной части сноуборд-кросса, ожидает привоза ограждений, сеток и прочего инвентаря:
15.
Даже это время не тратится впустую, ребята занимаются всяческими "тим-билдингами" и прочими аналогичного характера непотребствами с непроизносимыми заимствованными из иностранных языком названиями:
16.
17.
Подвижные сплочающие игры, если называть на отечественный манер. Хотя сугубо по моему мнению дело в том, что сидеть в волонтерском шатре скучно, а банально стоять на морозе холодно. Так интереснее:
18.
19.
Тем временем, подошло время распределения задач и инструктажа:
20.
Кто-то отправляется разносить и устанавливать направляющие движение зрителей, спортсменов и обслуживающего персонала заграждения:
21.
Кто-то, разбирает баннеры и дополнительные сетки, отправляясь вглубь трассы:
22.
На самом деле практически всеми заграждениями и направляющими, которые можно увидеть на любом спортивном объекте во время тестовых соревнований в Сочи, а так же, надо думать, впоследствии и на самих Олимпийских играх, заведуют как раз таки волонтеры, тысячи их:
23.
Может показаться, что это несложная работа. Незамысловатая. Но ее много. Очень много. Нереально много:
24.
Каждый день, постоянно, что-то собирается, что-то пересобирается. Формируются зоны доступа зрителей, прессы, судейских коллективов, тренеров...
25.
Все организационные элементы трасс, которые Вы видите посещая тестовые соревнования, смонтированы и впоследствии демонтированы руками представителей добровольческого движения:
26.
27.
Ребята лазают вдоль всех трасс с утра и до обеда:
28.
Поскольку к обеду все разбросанные по Розе Хутор команды волонтеров отправляются в приют:
29.
По дороге, с кресельных подъемников можно наблюдать за подготовкой трасс. Работают снежные пушки:
30.
Ратрачат хафпайп:
31.
Организованные колонны стекаются в столовую:
32.
Процедура не изменяющаяся десятилетиями - выдача талонов на еду:
33.
Еще немного времени в очереди, и присоединимся к остальным. Столовая, 1150 метров над уровнем моря:
34.
Собственно говоря, обед:
35.
Продолжение следует.