Неделю назад "Лига избирателей" представила
меморандум о мерах обеспечения общественного контроля при проведении голосования и подведении итогов выборов президента РФ, которые состоятся 4 марта 2012г.
Объединение избирателей предложило одновременно всем задействованным в организации выборного процесса структурам выполнить ряд требований, необходимых для обеспечения "эффективного общественного контроля".
Самыми важными, необходимыми для работы наблюдателя пунктами по праву можно считать несколько. Наблюдателя или представителя СМИ предлагается удалять с участка только за совершение административного правонарушения. При этом члены избиркомов не могут быть понятыми.
У наблюдателя или представителя СМИ должна быть возможность в любой момент ознакомиться со списками избирателей. Недопустим отказ в ознакомлении со списками избирателей "по причинам конфиденциальности этой информации".Кроме того, наблюдателей нельзя заставлять находится в каком-либо месте, определенном участковой комиссией: у них должна быть возможность беспрепятственно перемещаться по избирательному участку.
Именно этих, прописанных на бумаге и действующих на избирательных участках на самом деле, пунктов отчаянно не хватало на декабрьских выборах в Государственную думу, ввиду чего многих наблюдателей, в том числе и автора данного блога, совершенно бессовестным способом выпиливали с участка перед/во время подсчета бюллетеней под любым возможным предлогом, результирующим которые становились подобные бумажки:
Перед выборами в Государственную думу России 6-го созыва, изучив огромное количество материалов и прогнозов относительно предполагаемой массовой фальсификации, приняли решение проявить активную гражданскую позицию и уделить время для наблюдения за выборным процессом непосредственно на участках. Программа выходного дня, тксзть.
Учитывая тот факт, что беспрецедентным по количеству временных избирательных участков в стране, организованных в рамках одной локации, должен был, безусловно, являться Адлерский район города Сочи, где основной таргет-группой являлись строители, задействованные на работах по возведению олимпийских и инфраструктурных объектов в рамках подготовки к Зимней олимпиаде 2014 года, а также на основании анализа статей в ряде СМИ и заявлениях многих известных блоггеров касаемо основных предполагаемых методов влияния на итоги голосования - "карусель" и "вброс"- было принято решение уделить особое внимание именно этим участкам:
2.
Основные опасения, были, безусловно, связаны с самой методикой проведения выборов на данных участках, а именно с тем фактом, что граждан подвозили организованными группами на ведомственных автобусах и голосование в основной массе проходило исключительно по открепительным удостоверениям. Не исключалась возможность использования нескольких открепительных талонов и голосование одной и той же группы граждан на нескольких участках последовательно:
3.
Для обеспечения высокой степени собственной эффективности и пресечения возможности реализации т.н. карусели в рамках указанной части территории методика общественного контроля в нашей интерпретации подразумевала работу в составе группы наблюдателей, осуществляющих контроль внутри участка, а также мобильной группы обеспеченной собственным автотранспортом вне участка.
Участники процесса наблюдения, в том числе мобильная группа, были обеспеченны независимой связью на базе маломощных гражданский радиостанций, работающих в не требующем разрешительной документации диапазоне.
Следует отметить, что на самих временных участках, ни наблюдателям, ни журналистам препятствий не чинилось, более того, процесс был поставлен образцово-показательно открыто.
Секретарь переписывает данные нештатного фотокорреспондента "Народной газеты", по совместительству являющегося в том числе наблюдателем:
4.
В ходе проведения голосования на данном участке было установлено, что открепительные удостоверения сдаются согласно установленным правилам, а подсчет наблюдателями от партий ведется поштучно:
5.
Члены комиссии, сотрудники охраны, представители силовых структур и прочие заинтересованные лица были прекрасно ознакомлены с тем, что может из работы участка освещать фотокорреспондент, равно как и с правами и обязанностями наблюдателя и далее более чем навязчивых предложений пообедать и отдохнуть никаких действий в отношении нас не предпринималось.
Тем временем за пределами участка были выборочно отработаны несколько пассажирских автобусов, организованных для доставки избирателей к месту голосования. Опасения не подтверждались:
6.
7.
В ходе работы избирательного участка 43-87 мною были выявлены нарушения организационно-процедурного характера, о чем было незамедлительно сообщено председателю избирательной комиссии для немедленного устранения, как то: список избирателей разделенный на тетради с обособленным титульным листом не был соответствующим образом прошит и пронумерован:
8.
Голосование шло своим чередом, наблюдатели наблюдали:
9.
Во второй половине дня, воспользовавшись заменой, в составе мобильной группы посетили избирательный участок в селе Молдовка, поскольку из избирательного штаба ЛДПР, от которого собственно и был заявлен наблюдателем на участок 43-11, поступил сигнал о возможном нарушении - на территории участка "наливают проголосовавшим правильно".
На поверку оказалось, что да, наливают. Но внутри участка лишь чай и всем:
10.
А не чай наливают за пределами участка и вроде как тоже всем:
11.
Самым же спорным моментом всегородского масштаба, безусловно, являлась мотивирующая избирателя лотерея, проводимая одновременно на всех избирательных участках, нарушающая одновременно и законодательство о лотереях и попирающая избирательное право, где четко прописан запрет на проведение лотерей и других, основанных на риске игр в период избирательных кампаний и иже с ними (лотерейный билет/его аналог в руках избирателя):
12.
А далее, собственно говоря, самое интересное, правда без фотокарточек - спасибо полиции.
Вопреки досужему мнению, сформированному не только благодаря СМИ, но и не в последнюю очередь блогосферой, на деле внимание уделяемое обществом выборному процессу шокирующе пренебрежительное. В ходе работы на участках выяснилось, что в даже, казалось бы, политически активном городе Сочи вполне себе существовали эти самые участки без единого независимого наблюдателя.
Со стороны казалось, что к выборам, возможно даже более значимым для страны, чем выборы президента, зарегистрированные партии совершенно не готовы или же задача набрать максимальное количество голосов как таковая не стояла. Собственно, не только количество наблюдателей, но и их подготовка вызывает множество претензий.
Хотя даже подготовленные наблюдатели столкнулись с возможностью разночтений и двойных трактовок своих прав и обязанностей со стороны председателей избирательных комиссий, что необходимо учитывать, если Вы действительно будете участвовать в выборах в качестве наблюдателя. Вероятнее всего, вышеозначенный меморандум "Лиги избирателей" так и останется никем из участников организации выборов незамеченным, несмотря на всю его простоту и актуальность.
К примеру, вопиющие мероприятие по удалению автора данного блога по окончании голосования
на участке 43-11, перед началом подсчета голосов. Формализированный повод для претензии был выбран и обозначен как "члены избирательной комиссии не хотят фотографироваться". Внезапно. Что, кстати, абсурдно по сути и форме заявления. На замечание о том, что в общественном месте работники избирательной комиссии фотокорреспондентом и наблюдателем в случае выявления нарушения не только могут, но и будут сфотографированы для приобщения к материалам заявления по факту нарушения, ежели таковое обнаружится, а сами по себе они, разумеется, не представляют интереса, как ни трудно догадаться, был вызван наряд полиции.
Наряд полиции из ближайшего отделения оказался предельно хамским и играл на грани - попытались выволочь с участка, предварительно изрядно приложив пару раз об стену и изъяв при обыске флешки, телефоны и радиостанцию, постоянно пытались отобрать фотоаппарат, по ходу процесса интересуясь не разбили ли его и просили посмотреть, чтобы убедиться в этом, кагбэ намекая. Однако вытолкать с участка сразу не получилось, и в результате пятнадцатиминутных препирательств касаемо знания законодательной базы, были вынужденны признать, что обоснованных претензий не имеют и удовлетворить настоятельные требования председателя избирательной комиссии об удалении наблюдателя не от Единой или Справедливой России не могут.
Но следующим действием опытной в организационных делах председателя избирательной комиссии и по совместительству директора СШ №28 Мартыновой Марины Васильевной стало составление акта нижеподписавшихся из заглавия поста и Поступок, совершить который иной мужчина бы побоялся из опасения получить причитающееся лицу в таком случае либо непосредственно на месте, либо же постфактум. Убедившись, что на обособленном у входа столе с одиноким охранником выложены все изъятые у меня устройства, способные вести запись и в том числе флеш-карты из фотоаппарата, отозвала в сторону и показав акт, держа в руках все мои документы, тихим голосом зачитала оный в слух, поинтересовавшись, какие у меня по сути изложенного есть возражения. Разумеется, учитывая тот факт, что абсолютно все предъявленные претензии являлись абсурдными, а право на съемку подтверждено документально, возражений этих было к каждому предложению.
В то время как я стал в свойственной характерной предельно спокойно-последовательной манере излагать собственную точку зрения, которую должен буду отстаивать в том числе в редакции, от которой был направлен, председатель истошно закричала в голос о том, что я ей физически угрожаю. Правда через минуту, сообразив, что клевета в таком беспардонном объеме весьма наказуема, после уточняющего вопроса немедленно поправилась, мол, просто угрожаю, тем самым мешая работе комиссии, дык.
А офигевший от подобного оборота вращающий глазами охранник "все слышал и будет свидетелем"...
А расплывшиеся в улыбке полицейские с характерным "ну ты все таки попал, умник"...
С участка выпинали, и... И все. Задача выполнена. Ни протоколов, ни заявлений, ничего. Даже специально немедленно поехал в знакомый до боли территориальный отдел, где разговор свелся к завсегдашнему "ну ты извини, ты понимаешь, все на нервах, выборы".
А к чему это все? Главред Народной газеты ушла, никакого материала не получилось, гражданский долг выполнен чуть менее, чем полностью. С уверенностью могу утверждать лишь только, что т.н. "каруселей" и мухлежа с открепительными удостоверениями на вверенной территории замечено не было.
Тем не менее, если Вы решились быть наблюдателем на выборах помните, что даже доскональное знание прав и обязанностей не спасет от умышленно-противоправных действий бесчестных граждан.
Анализируя отзывы наблюдателей от первого лица в блогосфере, а так же публикации в ряде СМИ, в данный момент становится очевидно, что махинации в выборных процессах в основной массе эволюционировали от незатейливых, но эффективных "вбросов" и "каруселей" до замысловатых манипуляций с цифрами в итоговых протоколах перед вводом в систему ГАСвыборы, что тем не менее не отменяет необходимости в наращивании корпуса наблюдателей как качественно, так и количественно, но и налагает большую ответственность на членов комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.
А завтра был день тишины. Наблюдатель, будь осторожен.