"...улучшения Порт-Артура представляются и неотложными и безусловно необходимыми."

Mar 01, 2020 09:00




Всеподданнейший доклад великого князя Алексея Александровича.
8/20 марта 1899 г.
Занятие Квантунского полуострова дало возможность удовлетворить одну из главнейших потребностей нашей эскадры Тихого океана - потребность в незамерзаемой базе, способность обратиться в будущем в сильно укрепленный опорный пункт. В этом отношении Порт-Артур даже в том полуразрушенном состоянии, в котором он достался нам от китайцев, представляет много несомненных преимуществ такой базы, давшей возможность сосредоточить суда эскадры в первую же зиму после занятия полуострова. Названный порт после некоторого исправления мастерских уже теперь выполняет мелкий судовой ремонт, а имеемым небольших размеров доком воспользовалось несколько судов эскадры. Средствами этими, хотя и недостаточными, на первое время еще можно довольствоваться, но при всем том порт имеет еще и весьма существенные недостатки, к главнейшим из которых надо отнести малые его внутренние размеры и недостаточную глубину внутренних бассейнов.

Большие суда, сидящие свыше 25-ти фут, в настоящее время в течение всего года должны оставаться на наружном рейде, совершенно открытом сильным южным ветрам, господствующим здесь летом, и сверх того подверженном влиянию тайфунов, заходящих в это же время года из Китайского моря. Обстоятельство это, подвергающее суда самым разнообразным случайностям, делает невозможным выполнение на них судового ремонта, столь необходимого в каждой хорошо оборудованной базе, и до крайности затрудняет сообщение с берегом, заставляя иногда суда совсем уходить в море.

Что же касается до судов меньшего размера, способных по своему углублению пользоваться имеющимся внутренним бассейном, то нужно сказать, что этот последний недостаточно велик, чтобы в нем могли помещаться все суда сразу; кроме того, единственный существующий в этот бассейн вход с внешнего рейда совершенно открыт южным ветрам и волнению, втесняемому туда с простора, и поэтому может сделаться временно недоступным ни для входа, ни для выхода судов из бассейна в море, как это положительно показал случай крушения китайского крейсера 28 мая минувшего года. Таким образом порт не представляет достаточных удобств и для судов малых размеров.

Столь существенные недостатки  Порт-Артура как обеспеченной якорной стоянки для судов эскадры увеличиваются еще более, если принять во внимание, что названный порт чрезвычайно слабо оборудован механическими средствами и не имеет должных устройств, присущих каждому современному порту, как-то: мастерских, складов для угля и материалов, казарм, лаборатории, эллингов для миноносцев и проч. Но если в мирное время все это вместе взятое составляет лишь недостаток базы, который может быть обойден временным пользованием средствами Владивостока, то в военное время те же причины могут поставить нашу эскадру прямо в критическое положение и заставить принять бой под своими батареями при всяких обстоятельствах и независимо от сил противника. В этом последнем случае Порт-Артур в его нынешнем состоянии даже теряет значение базы, так как не способен укрыть эскадру от сильного неприятеля.

При таких обстоятельствах улучшения Порт-Артура представляются и неотложными и безусловно необходимыми. При этом сказанные улучшения естественным образом подразделяются на два рода: на одни, относящиеся собственно до приспособления порта к обеспеченной в нем якорной стоянки, и на другие, относящиеся до внутреннего устройства порта согласно всем требованиям позднейшего времени.

При соображении первых из них выяснилось, что вполне закрытую и просторную стоянку для большого числа судов со всеми удобствами для устройства на берегах необходимых построек и складов представляет западный бассейн при условии углубления его до 30 фут; в данное время этот бассейн представляет отмелое место, частью обсыхающее при отливе. При этом ввиду упомянутых выше неудобств существующего входа в порт необходимо этот бассейн попутно обеспечить непрерывным и вполне удобным сообщением с внешним рейдом. Проект устройства бассейна на этих основаниях, разработанный на месте с участием товарища председателя правления Общества Китайской Восточной железной дороги инженера Кербедза имеет ввиду самый большой возможный размер, т. е. длину 1000 с[аженей] и ширину 610 саж., не уступающий размерам всей бухты Золотой Рог во Владивостоке, а существующих вход в этот бассейн предположено прикрыть двумя небольшими волноломами, достаточными лишь для того, чтобы обезопасить его от действия волнения. Сверх того имеется ввиду сделать еще и второй выход из бассейна, прорыв его через южную часть Тигрового полуострова, чем устранится важное тактическое неудобство одного входа и в значительной мере умалится вредное действие приливных и отливных течений. При устройстве порта согласно этого проекта широко разрешаются все вопросы, относящиеся до размещения складов, магазинов, казарм, лабораторий и проч., так как все это может быть удобно устроено частью на насыпной территории, частью на берегах вновь вырываемого бассейна.



Выполнение относящихся до сего землечерпательных работ и сооружение молов, показанных в особой при этом ведомости, потребует от 6-ти до 8-ми лет, причем углубление западного бассейна предполагается производить частями, в известной постепенности. Сверх того, в первую же очередь предполагается приступить к удлинению до 500 фут существующего дока с целью сделать его доступным самым большим судам размера крейсеров «Россия» и «Рюрик». Стоимость всех упомянутых работ по приблизительному исчислению составляет расход около 13 ½ млн рублей, который, однако, не может быть покрыт из нормального бюджета Морского ведомства и посему требует особого сверхсметного ассигнования.

Что же касается до работ, относящихся до внутреннего устройства порта, как то: до оборудования мастерских, постройки казарм и госпиталя, второго дока, складов для хранения угля и материалов, эллингов для миноносцев и проч., то эти работы столь же необходимы и неотложны, как и углубление порта, но относящиеся до них все сметные соображения и проекты еще находятся в разработке и в данный момент представляется лишь возможным предугадывать общую цифру расходов по этой части, могущих по приблизительному исчислению превысить 10 млн рублей, которые, в свою очередь, в ближайшем будущем также потребуются к дополнительному ассигнованию.

Всеподданнейше доводя до сведения Вашего императорского величества о столь неотложных и необходимых улучшениях Порт-Артура, направленных главным образом к устройству в нем вполне надежной для флота базы, поставляю долгом доложить, что промедление в их производстве легко может поставить в критическое положение нашу эскадру, а вместе с нею и весь занятый новый край, и что если в устранение сего Вашему императорскому величеству благоугодно будет признать неотложными и необходимыми приведенные в особой ведомости работы, направленные в первую очередь к углублению порта и устранению опасности входа, то к производству их полагалось бы необходимым приступить тем безотлагательнее, что на одно лишь изготовление соответственного землечерпательного каравана и на его доставку в Тихий океан потребуется свыше года.

Резолюция Николая II:
“Окончательно представить мне доклад совместно с министром финансов. В общем одобряю изложенное предположение”.

РГИА. Ф. 565. Оп. 1. Д. 402. Л. 4-6 об.
Машинописная копия.

Ведомость главнейших работ, необходимых на первое время для улучшения Порт-Артура.

1) Приобретение землечерпательного каравана - 2 500 000 р.
2) Землечерпательные работы для углубления западного бассейна и южного канала - 5 250 000 р.
3) Сооружение двух молов у входа в южный канал - 400 000 р.
4) Устройство портовой территории, укрепление откосов набережной и канала, устройство железных пристаней и канализация по отводу дождевых вод - 1 395 000 р.
5) Необходимые приспособления для производства работ по устройству молов, бетонный завод, краны и плавучие средства - 450 000 р.
6) Постройка 2-х молов у существующего входа в порт - 2 250 000 р.
7) Различные непредвиденные расходы - 955 000 р.
8) Удлинение существующего дока 260 000 р.
Итого: 13 460 000 р.

Резолюция Николая II:
«6) эта статья кажется мне излишнею, раз весь флот будет помещаться на внутреннем рейде».
[Примечание: впоследствии «Государь император, признав представленные доводы в пользу постройки молов совершенно основательными, соизволил приказать не придавать значения замечанию, сделанному по тому вопросу...» (письмо Тыртова Витте 18/30 марта 1899 г)]

РГИА. Ф. 565. Оп. 1. Д. 402. Л. 7.
Машинописная копия.

Текст приводится по книге «Порт-Артур и Дальний, 1894-1904 гг.: последний колониальный проект Российской империи. Сборник документов.» Сост., авторы введения и комментариев И.В.Лукоянов, Д.Б. Павлов - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018 г., стр. 369-372.

Если завтра война..., Порт-Артур

Previous post Next post
Up