Несколько слов про "Алису" ("Аленку" в чешском переводе, вот вам и "Анька в Удивляндии"), а то две недели уж, как посмотрели, забудется.
Ну понятно, что те, кто идут на экранизацию Кэрролла, плюются, а как же, это не экранизация никаким боком, скорее, новая сказка с использованием всего бестиария, и по-моему, неплохая вполне сказка, ближе к "Нарнии", чем к Кэрроллу как таковому, но об этом Стр
тут написал, и нет резону повторяться.
Для меня там важна одна вещь. Причем эта вещь на моем пути возникает за последние месяцы второй раз, первый - в UnLonDon Мьевиля. Это - игнорирование Предназначения, только наоборот. Не спокойной жизни для, но вляпаться в неприятности ради.
И у Бартона, и у Мьевиля героиням заявляется прямо, что избранные - не они. У Мьевиля вообще вот, рядом стоит Избранная, пророчество под нее, и Предназначение на нее скроено и сшито; у Бартона Алисе просто говорят - ты не она, свободна.
После чего в какой-то момент не-герой говорит - да катал я ваше Предназначение по всей камасутре, на кого оно там шито, тут же все сейчас нафиг развалится, если кто-то не начнет что-то делать. А делать некому, потому что все ожидают Избранного. И не-герой, выругавшись, насколько позволяют читатели до 12 лет, идет пахать, игнорируя тот факт, что он тут никто и вообще ему слова не давали.
То есть ситуация прямо обратная классическому Неверленду, когда объявляется Предназначение, герой проходит пять стадий по Кублер-Росс - отрицание, гнев, торговля, депрессия, принятие - встряхивается, вздыхает и чапает на подвиги, потому что против Судьбы прет только дурак.
Здесь же мы имеем тех самых дураков, которые аккурат против Судьбы и прут, даром что им уже объяснили - повестку принесли по ошибке; которые на стадии времени не имеют и вообще ничего на них не сваливается, кроме внезапной причастности к другому миру и нежелания эту причастность игнорировать. То есть полностью самостоятельное решение ВОПРЕКИ судьбе (а не СОГЛАСНО ей, как в классике). Строго говоря, тут уже Судьбе - на данном конкретном этапе - слова не дают.
Разумеется, в конце оказывается, что НА САМОМ ДЕЛЕ судьба именно это имела в виду, и предназначение как раз этому герою и предназначено, но у нас нет шанса увериться в том, что кубики лежали так изначально, а не были перетряхнуты полой кафтана несущегося мимо экс-второстепенного героя. Судьба, конечно, говорит: "Именно ЭТО я и имела в виду!", но все мы знаем, чего стоят такие слова после драки.
Если это тенденция - она мне нравится.