Киргизские профсоюзы выступают против предложения Минтруда республики отменить закон об охране труда. Министерство тем самым выполняло поручение Совета по регулятивной реформе. А сам Совет реализует нынешнюю политику Киргизии, направленную на либерализацию предпринимательской деятельности.
Министерство труда и социального развития Киргизской Республики уже подготовило законопроект по отмене закона, регламентирующего охрану труда в стране. Это один из шагов так называемой регулятивной реформы. Она продолжается уже два года и подразумевает инвентаризацию законов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности. Правительство Киргизии намерено поднять ее экономику через стимулирование отечественного и зарубежного бизнеса. А потому и начало чистить законодательство от “ненужных” нормативных правовых актов. Ненужными признаются такие, которые чинят административные барьеры и прочие препятствия для развития предпринимательства.
В специально разработанной системе “е-Гильотина” (электронная гильотина) ведется досье на каждый нормативный правовой акт, с анализом и оценкой его экономического эффекта. Анализируют и оценивают акты две стороны: чиновники и представители частного сектора.
Профсоюзы не захотели остаться в стороне и возмутились - в частности тем, что под “гильотину” попал закон об охране труда. По словам председателя Горно-металлургического профсоюза Киргизии Эльдара Таджибаева, законопроект на днях должен появиться на правительственном сайте для общественного обсуждения, а затем будет направлен в парламент республики. Именно на стадии общественного обсуждения профсоюзы и хотят спасти закон и ситуацию.
- Министерство труда ссылается на то, что якобы эти нормы (содержащиеся в законе “Об охране труда”. - И.С.) и так отражены в трудовом законодательстве и других подзаконных актах. Однако в случае отмены закона многие моменты выпадают: права работников на защиту, на безопасные условия труда, государственный контроль… Основные принципы государственной политики в области обеспечения безопасных условий труда, предусмотренные в этом законе, не отражены в других законах, - пояснил “Солидарности” Эльдар Таджибаев. И привел пример: - Для нас, для профсоюзов, один из важнейших моментов - это общественный контроль. Статья 19 закона предусматривает полномочия и права профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за безопасностью на рабочих местах. И в Трудовом кодексе имеется такая статья, но там буквально два предложения в двух абзацах, и в общих чертах написано, что профсоюзы осуществляют общественный контроль. А какой именно и какие полномочия - устанавливается в законе об охране труда. Плюс к закону об охране труда в привязке идет ряд подзаконных нормативных правовых актов: постановления правительства, инструкции, положения и т.д. (допустим, об обеспечении молоком работающих или о расследовании несчастных случаев на производстве; методики и суммы возмещения вреда при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях и т.д.). Соответственно, если закон признается утратившим силу, то и все подзаконные нормативные акты, которые шли в привязке к нему, тоже автоматически становятся недействительными.
Сейчас киргизские профсоюзы проводят встречи с представителями правительства, стремясь донести свою позицию. Первая беседа состоялась в Минтруде на прошлой неделе, а 16 января - в здании Федерации профсоюзов республики. Как говорит Таджибаев, соцпарт- неры заверили, что без учета мнения профсоюзов никаких изменений трудового законодательства не будет. Создана рабочая группа, которая по пунктам обсудит каждую норму законодательства об охране труда. В составе группы - три человека от профсоюзов, включая лидера Горно-металлургического профсоюза. Горнодобывающая отрасль - одна из самых сложных, с рисковыми профессиями и нередкими несчастными случаями. В числе их основных причин - неисполнение требований и норм охраны труда и техники безопасности.
“Частные предприниматели берут лицензии на разработку месторождений, нанимают людей с улицы, без специального образования. Зачастую под завалами гибнут молодые парни 17, 18 лет, хотя в шахту должны пускать лиц старше 20 лет”, - приводит рес- публиканское информационное агентство 24kg слова Максата Абдылдаева, начальника управления горного надзора при Госинспекции по технической и экологической безопасности при правительстве Киргизии.
Только за последний месяц на угольных шахтах Киргизии произошло четыре трагедии, в результате которых погибли пять человек. Одному из них было всего 16 лет: он погиб 9 января под завалом горной массы.
Досье
Регулятивная реформа в Киргизской Республике была запущена в январе 2015 года. Ее цель - упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Координирующий орган - Совет по регулятивной реформе, возглавляемый премьер-министром республики. Инициировали реформу правительство и Центр ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) в Бишкеке.
Процесс реформирования состоит из трех этапов: инвентаризация нормативных правовых актов, их анализ и оценка и, наконец, выработка рекомендаций правительству по поводу того, что делать с конкретным актом: аннулировать, изменить или оставить нетронутым. Анализируют законы госорганы и представители бизнеса - с намерением исключить, как говорится на официальном сайте реформы, “дублирующие, противоречивые и неэффективные нормы в законодательстве, регулирующие видение бизнеса в Кыргызстане”.
Так, 12 декабря 2016 года правительство Киргизии признало утратившими силу 62 нормативных правовых акта. Подсчитан и экономический эффект от оптимизации законодательства за 2016 год - порядка 976 млн сомов.
Ирина Середкина
https://red-penza.org/2017/01/18/%d0%ba%d0%b8%d1%80%d0%b3%d0%b8%d0%b7%d0%b8%d1%8f-%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd-%d0%be%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%b0-%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd/