Оригинал взят у
impressionante в
Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!! Нэ треба.Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
http://impressionante.livejournal.com/35801.html http://impressionante.livejournal.com/35861.html http://impressionante.livejournal.com/36223.html http://impressionante.livejournal.com/36400.html http://impressionante.livejournal.com/36834.html http://impressionante.livejournal.com/37125.html http://impressionante.livejournal.com/37449.html http://impressionante.livejournal.com/37722.html http://impressionante.livejournal.com/38167.html http://impressionante.livejournal.com/38516.html http://impressionante.livejournal.com/38681.html http://impressionante.livejournal.com/39041.html http://impressionante.livejournal.com/39173.html Отчего-то мало кого задел предыдущий пост - о патологии души, которая в современном обществе принята за Идеал. Неужто не страшно? Неужто ни вопросов, ни комментариев не возникло? Неужто нет собственных наблюдений на эту тему?
Я много чего знаю в своей области, и могла бы поделиться… Только ведь делиться знаниями интересно в диалоге, а писать в глухое молчание не могу, не люблю.
Все странно - заходов по счетчику много, и каждый день ко мне пачками дружиться идут, а откликов нет. Может быть, тема душевного здоровья в принципе не интересна? Судя по количеству комментариев - не интересна. Тогда что интересно? Подскажите!
Ну, что ж, попробуем еще немного в данном направлении покопать - может, чего выкопаем…
***Много лет назад, наткнувшись на роль эмоциональной сферы в развитии Личности человека, (а также в его жизни и судьбе), я возмечтала создать методику по развитию эмоций. Вопрос, кому нужны эмоционально-полноценные Личности, передо мной не вставал. Я считала − всем. Человечеству. Государству. Обществу. Семье.
Я сочиняла методику много лет, в основном по ночам, когда засыпали мои дети. Я перелопачивала огромное количество материала, книг и статей - по психотерапии и психологии творчества, поэзии, режиссуре, живописи, риторике... Через несколько лет список использованной литературы зашкаливал за 5 тысяч честно прочитанных книг.
Я дорабатывалась до пелены перед глазами, но именно перейдя грань смертельной усталости, я находила самые интересные идеи. Помню рассвет, шаркающий звук метлы по асфальту за окном и моя счастливая растерянность от соприкосновения с чем-то, как мне казалось тогда, огромным и неподъемным.
«Мало кому дано начать работу, еще меньше тех, кому дано завершить ее...» - не помню, кто сказал и по какому случаю. Мне было дано. Методика получилась намного больше, чем я задумывала. Она позволяла не только развивать эмоции, но и реставрировать их, и укреплять. Пробуждать от летаргического сна, а бывает, и выводить из комы. Обновлять, как компьютер! Настраивать, как рояль! Выращивать, как цветы!!
Мало того, методика позволяла исследовать глубины психики и приобщать к великой культуре. А еще давала крылья и право дерзать!
В дополнении ко всему методика оказалась еще и широкого профиля. Модификации ее могли использоваться и в лечении душевных расстройств, и для развития творческих возможностей личности. (В медицине так бывает. Яркий пример тому - «Виагра», кардиологический препарат, оказавшийся весьма эффективным и в лечении мужских проблем).
И я, «наивная чукотская дэвушка» сверкая пятками, ринулась нести человечеству благо. Я была убеждена - каждый мечтает быть эмоционально-полноценной Личностью − уникальной, единственной и неповторимой.
………………………………………………………………..
На меня всегда и везде смотрели с искренним недоумением. И во времена советской власти, и в суетное время перестройки, и когда расцвел Российский дикий капитализм...
Оказалось, развитие эмоциональной сферы - как главной составляющей Личности Человека - ненужная для всех роскошь. И для человечества, и для государства, и для общества, и для семьи… А самым неходовым товаром оказались крылья и право дерзать. К нему относятся с недоумением и тихим ужасом, точно я добропорядочным гражданам предлагаю купить оружие из-под полы.
***Но почему???
С одной стороны, эмоционально полноценные люди и семье, и обществу, и любому государству страшно выгодны. Достаточно упомянуть, что у них совесть есть… Мало того, они думающие, самостоятельные, умеющие наблюдать и размышлять, чувствовать и рефлектировать, искать и добиваться. Голубая кровь… белая кость...
Зато большинство преступлений против здоровья и жизни человека (от развязывания войн - до грабежа старушек) совершаются именно вследствие эмоциональной неразвитости. Есть даже специальный психиатрический термин: «эмоциональная тупость».
Почему же выбор делается в пользу эмоциональной неразвитости? Кто виноват? Кто эти тайные враги и злодеи??
А нету. Ни врагов, ни злодеев. И выбор НЕ делается - он сам происходит.
Если розы не сажать и особым образом за ними не ухаживать, они сами по себе не вырастут. Сам по себе растет только бурьян да лопухи. Почему выбор в пользу бурьяна? А за ним ухаживать не нужно. Специальных усилий предпринимать не нужно. Тайная мечта человечества - чтоб само.
Тогда зайдем с другого боку - если эта сфера брошена на произвол судьбы, то… вдруг это не просто так? Может ли это быть кому-нибудь выгодным? Ну, подсознательно, конечно. (А если подсознательно, то не считается… следовательно, винить некого!)
Вот и представим себе на минутку, что правительству, обществу и семье вовсе не нужна эмоционально-полноценная Личность. Мало того, она для них представляет опасность - ведь Личность независима! Мы же все догадываемся, что для любого правительства идеальный народ - это покорные существа, без собственных мыслей, чувств и желаний. Чтоб в любой момент можно было отнять, призвать, посадить, переселить, навязать новое законодательство или в одночасье провести денежную реформу.
История нашей страны, хотя бы за последние сто лет, является замечательным примером, в каком направлении работает государственная машина.
Какие качества при советской власти давали индивидууму большие шансы на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твердость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Моральная «гибкость». Умение не высовываться. Умение приспосабливаться. Отсутствие собственного достоинства…
***А семье - насколько выгоден эмоционально-полноценный, самостоятельно-думающий? Чтобы жить с таким человеком, надо или ему соответствовать… или - не допускать его быть таким. Иначе вместе не уживемся.
Нужен ли родителям подобный ребенок? Я слегка затронула эти вопросы в своей книге «…Анины размышления о сказках довели ее до «Буратино». И немедленно эта веселая история в Анином воспаленном мозгу получила новое прочтение. Она увидела, что во всех ее знакомых семьях из детей старательно делают полено. Им обрезали корни, обрубали ветки − их выстругивали под себя. Личность ребенка должна была соответствовать вкусу заказчика, то есть иметь те формы, цвет и размер, которые были придуманы его родственниками.
А чтобы материал не доставлял особых хлопот, ему следовало как можно раньше подрезать крылья, то есть искоренить всякое желание иметь собственные мысли и чувства. Эта операция считалась столь же нормальной, как, например, кастрация любимого кота, чтобы не кричал и не беспокоился по весне…»«Секретики. Записки психотерапевта»
Не правда ли, как красиво пересекаются интересы общества, семьи и государства?
***Итак, врагов нет. А что есть?
Об этом в следующий раз.
продолжение следует