Project-based homeschooling

Nov 10, 2016 17:37

Оригинал взят у kovaleva в Project-based homeschooling

Давно собиралась написать про книгу Лори Пикерт “Проектно-ориентированное домашнее обучение”. Звучит ужасно, но  ничего не поделаешь. Оригинал называется Project-Based Homeschooling. Mentoring Self-Directed Learners. Это образовательная концепция, которую автор воплощает уже много лет, и которая сокращено называется PBH, что несколько более симпатично, чем полный вариант. Сама книга - гимн здравому смыслу, и именно поэтому мне так нравится. Потому что идеи идеями, а когда вы пытаетесь приложить их к жизни, и понимаете, что никак, тут-то и приходится применить именно его.

Лори Пикерт некоторое время возглавляла школу, построенную по малоизвестной у нас концепции Реггио. Потом она школу закрыла и сосредоточилась на домашнем обучении собственных детей и выездных семинарах. И написала книгу о проектном обучении.

Традиционная система образования не учит ребенка выставлять приоритеты и добиваться поставленных целей. Это невозможно в существующих рамках. Как ведет себя общество? Оно наполняет образовательную тарелку ребенка какой-то едой и говорит: «Ешь. Верь, это то, что тебе нужно». Лори Пикерт предлагает вместо этого дать ребенку меню со словами «Закажи то, что ты хочешь».

Страшно? Конечно. Даже учитывая, что этот подход вовсе не означает, что ребенок предоставлен сам себе. Есть обязательные занятия, есть сверки со школьной программой, которые особенно нужны, если планируется сдача SAT-ов (американских ЕГЭ). Но главным в таком обучении остаются проекты, которые ребенок делает самостоятельно.

Что такое проект? Это работа, который ребенок выбрал сам. Он сам ее планирует, сам ей управляет и сам принимает решение о том, когда считать проект завершенным. Все, как в нормальной жизни. Потенциальная материальная ценность проекта не является его обязательным свойством, хотя и не исключается, поскольку главная его задача в другом - научить ребенка ставить себе цели, искать под них ресурсы и доводить дело до конца. И все это по собственной инициативе, не по маминой.

Это очень сложная деятельность для всех, поскольку родитель разрывается между двумя крайностями: предоставить ребенку самому себе и зависнуть над его головой со своими комментариями. Правильное поведение находится как раз посередине, поскольку ребенку в этот момент нужна поддержка, но не нужна конкуренция за главенство на проекте.



Книга говорит о том, что нужно делать родителю, чтобы ребенок справлялся с этой работой:


  • объяснять  ребенку, что ошибки и неудачи - это неизбежная часть любой работы,

  • рассказывать,  что если дело застопорилось, нужно сделать шаг назад, взглянуть на сделанное, подумать и попробовать снова,

  • периодически сообщать о своих ошибках, чтобы ребенок знал, что он не один их допускает,

  • придерживаться подхода «подождем-увидим», а не бежать впереди паровоза,

  • проявлять искренний интерес к проектам ребенка и принимать участие в обсуждении возможных решений, но не перехватывать инициативу,

  • включать ребенка в жизнь семьи, чтобы то, что родители говорят ребенку, не расходилось бы с тем, что они делают,

  • строить жизнь в соответствии с ценностями своей семьи, а не какими-то абстрактными конструкциями.


Автор вполне позитивно относится к развивающим занятиям - да, они популярны в Штатах ровно так же, как у нас - но все-таки говорит о том, что все главное происходит дома. Если в доме нет пространства для творчества, для занятий, нет людей, которые бы искренне поддержали ребенка, все обучающие процессы будут идти вяло. Любые занятия всегда жестко ограничены по времени, и если внутренний цикл ребенка не совпадает с текущим расписанием, он так никогда и не сможет войти в поток, чтобы почувствовать себя счастливым за работой. А это очень важно.

Задача всей этой работы вырастить у ребенка правильные привычки, а вместе с ними и характер.

В своем блоге Пикерт много говорит о том, что в семье не приживаются чужеродные модули, как бы хороши они ни были. Задача каждой семьи - найти свой способ воспитания детей, вне зависимости от того, ходят они в школу или нет, а не рваться напополам, пытаясь воплотить чужие идеи. Да, это сложно, долго и трудно, но только это имеет смысл.

Книга продается на Амазоне. Думаю, на русский она не будет переведена никогда, поскольку хоумскулинг в американском варианте у нас невозможен, а, значит, и потенциальных покупателей немного. Вместо него у нас вовсю идет партизанская борьба под девизом «научим ребенка всему в обход школы», но это явление еще не имеет ни названия, ни лидеров.

обучение, самообразование, образование

Previous post Next post
Up