О смерти, разрушении, йогах и великой богине Кали

Apr 26, 2014 21:17

Оригинал взят у dvorami в О смерти, разрушении, йогах и великой богине Кали
Ну ладно, раз пошла такая пьянка, все же вывешу этот пост. Я уже довольно давно читаю про разные вещи, связанные с похоронными обрядами, черной тантрой и вообще всей этой темой разрушения земного тела. Думала вывесить несколько постов, посвященных и агхори - йогам, практикующим черную тантру, и странным мадагаскарским обрядам "переворачивания костей", когда живые достают своих мертвецов и гуляют с ними по улицам - но вначале как-то не решалась такой темой затронуть вашу уютненькую френд-ленту.

Но поскольку Кали достаточно недвусмысленно проявила себя в моей жизни, в частности путем разрушения вещей вокруг (как минимум за неделю я сломала и порвала буквально кучу всего), я решила, что надо все же отдать ей долг и вывесить давно обещанный пост.



Кали - достаточно необычная богиня для нас, западных жителей, привыкших к тому, что смерть и разрушение - это плохо и этого надо всеми силами избегать, придумывать таблетки для вечной молодости и вкачивать ботокс литрами, чтобы никто не дай бог не подумал, что старость и разрушение не за горами. В отличие от этой идеи вечной молодости, красоты и благополучия, Кали несет разрушение и смерть. Но это для индусов неплохо. Без разрушения старого невозможно построить новое, без разрушения невежества - не постичь истину, без разрушения старого тела - не обрести новое. Кали - это темная и яростная ипостась Парвати, разрушительный аспект Шивы. Это великое божественное разрушение, "мать-тьма", как сказал бы Курт Воннегут.

Вот как о ней говорится: «Кали - освободительница, защищающая тех, кто её знает. Она ужасная Разрушительница времени, тёмная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через неё удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».



Вид ее также устрашающ. Однако все не так ужасно, если понимать символику. Окровавленный меч означает разрушение сомнений и двойственности, в руке у нее голова демона, который символизирует эго. Руками она делает жесты, защищающие от страха и исполняющими желания. Череда голов (или черепов) - это символ реинкарнаций одного и того же человека. Высунутый язык - это гуна раджас (страсть/деятельность).

Именно Кали связана с нашей физической природой и руководит ею от зачатия до смерти.
Кстати, хозяйке на заметку. Мантра ОМ ШРИ КАЛИ НАМАХ разрушает всякое зло.

***

Вообще идея естественности и божественного происхождения не только добра и света, но и зла, тьмы и разрушения - очень успокаивающая, я бы сказала. Все, что происходит, имеет свою причину, следствие и божественную природу. Это мысль, которую прямо не вредно думать, потому что получая свою порцию страданий, мы на Западе считаем, что "бог отвернулся от нас". Это в общем, достаточно эгоистичная идея, как ни крути.

Но еще больше в осознание божественности страданий и смерти проникают йоги, практикующие черную тантру, - агхори. Агхора учит принимать мир с его грязью, тьмой, так же как и свет, ибо это в сущности, разные проявления одной реальности. И они концентрируются именно на принятии темной стороны, медитируя на кладбищах, местах сожжения трупов, сидя на самих покойниках и тому прочий экстрим. При этом во рту покойника, к примеру, зажигается пламя, которое символизирует разрушение тела. Я уже промолчу, что они едят на Садхану. Но можете напрячь фантазию.



На фото - агхори, который пьет из верхней части человеческого черепа.

Разумеется, принять их позицию достаточно сложно - но вполне возможно, если учесть, из каких идей они исходят. В мире нет ничего ужасного и отвратительного, есть такое специфическое проявление реальности в ее дуалистичности, и для того, чтобы принять мир во всем объеме и достичь просветления, необходимо принять и его темную сторону как нечто естественное. Таким образом они избавляются от двойственности ума, делящего мир на черное и белое, хорошее и плохое. Скажу честно, практики их достаточно неприятно даже читать, не говоря уже о том, чтобы смотреть на фото. Но этот очень специфический путь, безусловно, имеет серьезное основание под собой, а не просто "полюбоваться на покойничка и пожрать тухлятинки".

***

Опять же нам в современном западном мире очень тяжело признать существование смерти - настолько, что мы боимся подойти к покойнику, даже родному, стараемся избежать вхождения в комнату, где лежит умерший родственник - с кем не было такого? А вот у некоторых народов со своими покойниками принято не только разговаривать, но и доставать их через несколько лет, переодевать и даже гулять по улицам. Так поступают, к примеру, на Мадагаскаре, где родственников достают из склепа раз в семь лет и прогуливаются с ними по улицам. Считается, что пока тело полностью не истлело, душа находится на земле, и с ней было бы неплохо пообщаться. Есть несколько запретов при общении: не показывать пальцем, не называть по имени, не плакать. Семья обычно собирается с друзьями, поминает, переодевает покойника в новый красивый саван, рассказывает ему о новостях. А потом снова убирает на следующие семь лет. Это достаточно разорительный обряд, и многие бедные семьи копят только на то, чтобы достойно провести обряд "переворачивания костей". Очень похожий обряд существует в Индонезии - только там, по-моему, их достают почаще, раз в три года.

В общем, это весьма специфический обряд и лично мне ближе сжигание тела, которое дает возможность душе быстрее освободиться от ассоциации себя с телом и уйти дальше. Но вообще принципиально иное отношение к смерти и разрушению, согласитесь, налицо.

метафора, миф, эзотерика, целостность, архетипы

Previous post Next post
Up