Изредка публикую свои выписки из авторов и источников, многими считаемыми сомнительными. Могу по этому поводу заметить следующее. Мое отношение: ни гуру, ни наставник, ни кто либо другой не обязан цедить базар. Чужой базар должна цедить я и только я. Базар цедится не через чужой рот, а через мои уши. Тут есть два аспекта: 1. Отношение к сомнительному гуру как по мере искренности его поиска, а не по конкретным достигнутым им результатам. 2. Как опытный яхтсмен любой, даже противный ветер, умеет направить в свои паруса, - слышать и использовать то, что способствует собственному духовному стремлению и росту.
На некоторые возражения ж давно ответил сам сабж.
"Я не хочу, чтобы псевдоним "Бодхи", который я выбрал 12 лет назад, вводил читателей в заблуждение.
В моих книгах нет ни буддизма, ни эзотеризма. В моих книгах - открытые мною законы о структуре, динамике, эволюции восприятий, составляющих личность человека. Хорошо разобравшись в них, я попросту занялся чисто инженерными вопросами - как сделать так, чтобы не испытывать агрессии (не из моральных соображений - а потому что агрессия крайне неприятна), как сделать так, чтобы побольше испытывать ОзВ (озаренные восприятия - нежность, чувство красоты, чувство тайны, предвкушение, радость, преданность и т.д.) - и тоже не из моральных соображений, а потому что их испытывать очень приятно, и кроме того - культивирование ОзВ ведет к открытию всё новых и новых привлекательных состояний.
Таким образом, мои книги - чисто научная, или даже инженерная дисциплина. Они для тех, кто хочет изменить себя совсем немного или очень сильно - так, чтобы жить стало приятнее и интереснее."
[Spoiler (click to open)]Характерные моменты переживания самадхи таковы: во-первых, человек чувствует, что в этом переживании сосредоточена самая суть его существования и ничто иное не имеет ни малейшей цены, ни малейшего значения; во-вторых, человек чувствует себя полностью освобожденным от всяческих страхов, даже самых глубинных; в-третьих, непередаваемая глубокая экзальтация охватывает его; в-четвертых, человек чувствует, что он ни в чем не нуждается - ни в имуществе, ни в знании, ни в достижении, ни в чем - жизнь его предельно полна; в-пятых, самадхи - переживание невероятной интенсивности, такой интенсивности, с которой человек никогда раньше не сталкивался - это предельная полнота существования. Человек, переживший самадхи, никогда уже не сможет забыть это, и сознание его в любом случае претерпит значительные изменения.
Теперь я хочу описать эти изменения сознания, подчеркнув, что отчетливо видимыми они становятся (и для самого человека тоже) в случае нескольких переживаний: 1. Религиозность медленно, но верно растворяется, уступая место сознанию своего незнания. Человек начинает понимать, что ничто не является столь спорным, как те самоочевидные истины, которые составляли основу его религиозности. Он уже не уверен, что есть что-то моральное или аморальное, плохое или хорошее, нужное или ненужное, ценное или бесполезное. Такое явление в обществе склонны называть моральным разложением человека; 2. Глубокая тоска является теперь его непременным спутником. Эта тоска в его глазах, в его сердце; она освещает неким мрачным загадочным светом все его дела, его радость и боль. Это тоска по самадхи. Постепенно, но неотвратимо все доступные человеку удовольствия теряют свою привлекательность, и, что удивительнее всего, недоступные тоже. Величайшей трагедией для деятельных мистиков является то, что самадхи оказывается недостижимым состоянием. Не существует способа достичь. Оказывается, есть в человеке нечто, что находится вне мира причин и следствий. Когда человек оказывается в состоянии самадхи, то он именно оказывается там.
В состоянии самадхи человек чувствует себя прикоснувшимся к определенному виду знания. Я бы назвал это чувством истины. Это безусловное, абсолютное знание, однако не выраженное ни в какой конкретной форме. Это бесформенное знание. Человек чувствует, что он знает, но не знает - что именно он знает. Глупо? Возможно, но не для того, кто это пережил.
мистик оказывается в некотором убежище абсолютного знания, которое некоторым чудесным образом является также и высшей формой его существования и блаженства. Самадхи чувствуется как сила, перед которой ничто не устоит,
Удачной мне кажется фраза Франка, что "недостижимое достигается посредством его недостижения". И все же эта парадоксальная мысль еще не вполне глубока и точна. Я бы сказал, что недостижимое не достигается, оно просто есть. Ни достижения, ни недостижения просто не существует для мистика - это слова, лишенные всякого смысла.
3. Ни прошлое, ни будущее не имеют над мистиком такой власти, какую они имеют над обычным человеком. Переживание самадхи дает человеку почувствовать цену настоящего момента. Только здесь и сейчас живет мистик.
Даже если человек открывает рот для того, чтобы съесть пищу, то он не мистик в полном смысле этого слова
4. Мистик испытывает чувство любви. Чем дальше, тем больше. То, что он называет любовью, для обычного человека совершенно непонятно. И именно эта любовь совершенно изменяет его жизнь, и величайшие страдания могут быть на самом деле моментами величайшей любви. Мистик не испытывает любовь к кому-то конкретно. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Его любовь абсолютно, я подчеркиваю, абсолютно внеличностна, и если она касается кого-то, то характер свой не меняет
Интерес к внешнему миру неуклонно падает у мистика, пропорционально росту содержанию его жизни. И содержание это не только не зависит от какой-либо деятельности, но абсолютно вне ее. Сутью жизни становится пребывание, или созерцание, как угодно. Внимание человека, которое мы все так любим "направлять", никуда, разумеется, не направляется, но у мистиков переживание внимания также меняется. Оно отрывается от объектов и чувств, огибая их, как магнитное поле сверхпроводник. Приобретенная способность внимания отрываться и как бы зависать в пустоте приводит к тому, что качество внимания меняется. Мистик чувствует, что его внимание иногда концентрируется само в себе, сгущается и все это приводит к совершенно особому мироощущению, которое я не возьмусь здесь описывать. Скажу лишь, что у человека словно образуется новое тело - тело внимания со всеми вытекающими отсюда последствиями Самопроизвольная концентрация внимания непреложно приводит к переживанию одной из разновидностей самадхи и является абсолютно спонтанным Улыбнитесь тому, кто говорит, будто он "концентрирует свое внимание". Концентрация внимания не является действием и этого нельзя сделать или как-то достичь. Концентрация внимания - это свойство, появляющееся у внимания,
Наиболее удачной мне кажется формулировка в работах Кастанеды - он говорит о "приманивании". Мол, нельзя достичь, но можно приманивать, а там уж бог знает от чего зависит - будет или нет. Мистик действительно похож на того, кто приманивает. Без малейшей надежды на успех он живет, несмотря на полную обесцененность своей жизни, он знает, что он находится в ожидании, и знает, чего именно он ждет, но что это - он не знает.
А именно, человек научается как бы одновременно, и поддаваться провокации, и понимать суть процесса, видеть его иллюзорное основание. Я подчеркиваю, что "наблюдение" - это термин, обозначающий вполне конкретное состояние сознания и не имеет ничего общего ни с мышлением, ни с чем-то еще. Этот термин обозначает одновременное переживание иллюзии и видение того, что это иллюзия. Именно одновременное. Это особое переживание - или, иначе говоря, состояние сознания. Попросту говоря, это форма чувства "Я". Чувство "Я" - это то, что кроется за термином "состояние сознания". Таким образом, вся эта морока приводит человека к тому, что он иногда оказывается в состоянии наблюдения, т.е. в таком положении, когда его чувство "Я" протекает параллельно его личностным процессам. Пожалуй, впервые тогда человек ставит вопрос о внимании как центральный. И в первую очередь, вопрос принимает форму - а что такое, собственно говоря, внимание? С того самого момента, когда этот вопрос приобретает первостепенную важность, начинается новый этап - именно динамика этого вопроса выводит человека из мира человеческого в мир Возможность поступить как угодно, как захочется, разрушает отождествление "Я" с качеством личности. Постепенно человек приходит к тому, что только одно неразрывно связано с "Я" - внимание. В сферу внимания человека попадает само внимание. Внимание оборачивается назад и смотрит в свой источник. Если человек осознал, прочувствовал ценность этого момента - он уже не человек.
Считать себя кем-то - значит потерять себя, превратившись в собственную тень.
отождествление собственно и является таковым именно в силу того, что определенная часть внимания "протекает" через некоторое психическое явление, тем самым, наполняя его "вкусом" индивидуальности.
Процессы вытеснения и сублимации НЕ ПРОТЕКАЮТ в том случае, если в момент подавления существует наблюдение. Имеет место противоположный процесс - рождается чувство освобождения, доходящее до экзальтации. А такое подавление рано или поздно становится насущным для человека, который периодически оказывается в состоянии наблюдения (используем эту формулировку для определения слова "маг").
Итак, почему маг чувствует актуальность подавления своих личностных реакций? Как я уже отмечал, внимание является, по-видимому, единственным связующим звеном между двумя мирами - миром сущности и миром личности. С одной стороны, внимание обладает запахом "Я", можно сказать, что кажется, что внимание проистекает из "Я", излучается им, с другой стороны, оно может как бы направляться на внешние объекты.
Внимание ведет себя. "Я" ощущается как некий неподвижный, неизменный источник, но внимание обладает внутренней динамикой. Тело внимания иногда ощущается как вполне, и даже более чем материальный объект, например, в виде сферы, заключающей в себя физическое тело, впрочем, диаметр такой сферы не есть нечто постоянное и она может либо сужаться до размера теннисного мячика, либо расширяться до черт знает каких пределов, либо иметь несколько размеров одновременно.
Гурджиев утверждал, что как только начинается наблюдение, в тот же самый момент на человека начинает действовать некая "третья" сила, которая приводит к фундаментальным изменениям в человеке. Не знаю, ради каких целей эта сила не была определена конкретно, возможно, с целью избежания самообмана самовнушения; сила эта и есть сила внимания. Наблюдение приводит к изменению - фундаментальная доктрина суфизма. Сила внимания приводит к изменению - так мне ближе. Социальный аспект этих изменений таков, что человек внешне движется от общества. Психический аспект этих изменений заключается в психическом самоубийстве. Внимание не склонно рассеиваться. Внимание склонно концентрироваться в самом себе. Есть такое явление, как концентрация внимания в себе, именно это явление и приводит к образованию тела внимания. Объяснять его невозможно, его можно пережить. Эта склонность имеет определенную силу, и постепенно эта сила становится довлеющей у мага. Так маг становится в позицию убийства своего психического мира. И при этом он чувствует, что происходит нечто исключительно важное, нечто, обладающее абсолютной ценностью. Чем больше его успехи в убийстве своей психики, тем интенсивнее он переживает чувство знания, чувство любви и чувство, что "Я есть". Эти три качества существуют не вследствие чего-то, а именно потому, что ничего не мешает им проявиться. Испытавший эти три качества, во-первых, видит их неразделимость, а во-вторых, он прикасается к самому сердцу вселенной. Сила внимания мага совершает с качествами личности нечто такое, что кроме как убийством не назовешь. В момент действия этой силы некое качество просто разрушается и исчезает совершенно, ничем не обременяя, и становится так хорошо, словно открыт доступ струе свежего воздуха.
Когда сила тенденции внимания к самоконцентрации убивает личность, то страдание очень интенсивно, но длительность его ограничивается пятью - десятью секундами. Если после этого качество-жертва (не важно, какое именно - раздражение, или радость, или сексуальность - любое) не исчезает, то оно побеждает в этом раунде и захватывает власть до своего естественного ослабления в результате удовлетворения. Я полагаю, что любой маг не может с первой же попытки достичь успеха. Более того, с момента проявления тенденции внимания к самоконцентрации до первого успешного убийства могут пройти годы. Дело осложняется тем, что личность человека включает тенденцию внимания как бы в свой реестр, и индульгирование от поражения в деле убийства может отравлять жизнь. Кроме того, поначалу очень сложно совершить именно убийство, а не что-нибудь другое - вытеснение, откладыванием на потом - явно или неявно и так далее - спектр самообмана здесь достаточно велик, но каждый такой "паллиатив" с головой выдает себя тягучим, вязким страданием в отличие от яркой экзальтации, наступающей после убийства. Это проходит с первыми же успешными убийствами. Рано или поздно, в один прекрасный момент после интенсивного всплеска страдания от попытки подавить личностное проявление вдруг наступает полное, абсолютное растворение, уничтожение этого качества. Иначе как убийством это не назовешь - кстати, слово это очень точно характеризует жесткий характер процесса. В тот же миг исчезает и страдание. Совсем. Более того, очевидным становится то, что страдание это имело своей основой просто иллюзию морали или привычки. Не передать восторг, который испытывает человек, переживший это. Ему про это никто не рассказывал, все думали, что тюрьма, в которой мы живем, и есть вселенная. Остается отметить, что после первого же "засыпания" все нужно начинать сначала. То, что было убито, опять здесь. Ну, конечно, там будет недоумение, растерянность и т. п., но природа берет свое, а главное, что опыт уже есть. Постоянное, ежедневное убийство своего психического становится на определенный период главным содержанием жизни мага.
Это ощущение ни с чем не спутать - ощущение облегчения после отрезания некоторой части хвоста, но оставшаяся будет провоцировать раздражение снова и снова, десять раз, сто, тысячу, десять тысяч раз - не известно, сколько. И каждый раз придется совершать убийство. Настает ли такой момент, когда хвост некоторого явления исчезает полностью, как это чувствуется, что происходит потом - предлагаю изучить на себе. Можно сказать, что "ярость" - это переживание влияния сущности на личность. Все действия мага имеют общую направленность - проникновение влияния сущности в личность и полное переустройство последней, лишение ее какой-либо самостоятельной механической динамики, полное подчинение. Личность низводится до уровня благодарного раба. Я не случайно говорю "благодарного" - несмотря на то, что влияние сущности кажется жестоким и разрушающим - убиваются и радости и страдания, но, тем не менее, в результате таких влияний маг переживает уникальную полноту бытия и совершенно особый экстаз от жизни. Древние маги говорили - человек сначала один, потом его два, потом он снова один. Нельзя не согласиться с этим - сначала человек чувствует себя только как личность, потом он чувствует себя разорванным на две части - на личность и на сущность, но в результате проникновения влияний сущности личность полностью перестраивается и становится орудием сущности, а лучше сказать - личность становится излучением сущности, ее формой проявления. И тогда человек снова един. Интересно и то, что уничтожение и "положительных" и "отрицательных" эмоций приводит к одному и тому же. Люди уверены, что есть страдание и есть радость, и вся их деятельность направлена на поддержание того, что приносит им радость, и на разрушение того, что их огорчает. Но для ярости все едино - все одинаково мешает пребывать в истинной жизни, и уничтожение всего подчистую не различает хорошего и приятного и нехорошего и неприятного. В этом смысле все переживания человека, "позитивные" и "негативные" можно назвать страданием. Вся жизнь человека - это страдание, несмотря на то, что он пытается как-то его структурировать и предпочитать одно другому. Маг узнает после первого же акта убийства, что есть избавление от страдания (пожалуй, большее освобождение ощущается не столько от убийства конкретного явления в данный момент, сколько от чувства частичного растворения хвоста).
Как тут не вспомнить четыре благородных истины Будды Гаутамы? Следующая его истина гласила - есть путь избавления от страдания. Ну, не знаю, что он имел в виду. Для меня путь - убийство страдания. Слово "путь" нуждается в дополнительных комментариях. Путь - это не то направление, куда нужно двигаться. Это не термин из области деятельности. Путь для мага - это чувство интенсивного покоя в интенсивном движении, когда ничто никуда не движется, так как нечему и не в чем двигаться, но есть необычайно яркое чувство интенсивного движения.
Нет посредников между вами и реальностью, а если он есть, то он искажает для вас реальность. Но личность - первый посредник, она перестает им быть только тогда, когда меняется направление влияния - не извне вовнутрь, а изнутри вовне. Останавливается ли на этом продвижение влияния Сущности? Насыщается ли Сущность, когда съедает личность? Или ее экспансия продолжается?
Глава 12. Второй цикл сознания
Стадия, следующая за переживанием Вопроса, характеризуется сиюминутным разрушением личности. Все переживания, имеющие какие-либо причины, распадаются и от человека остается в буквальном смысле пустое место. Иногда этому переживанию свойственны ощущения пространства, внутреннего холода. Словно образуется некая полость, огражденная прочными стенами, за которыми остаются все влечения, страдания, удовольствия. Внутри этой полости господствует покой и душевный холод, между тем эта видимая пустота имеет настолько ярко выраженную потенциальность, что никакого дискомфорта не ощущается.
Таким образом, "разрушенный" человек испытывает влияния двух видов. Влияние А - это влияние уплотнений. Влияние В - это влияние, проистекающее из сокровенной глубины покоя.
В процессе взаимодействия влияний А и В оказывается, что их неразрывная доселе связь отнюдь не вечна. Баланс - состояние неустойчивое. По прошествии некоторого периода, в течении которого противоборствующие стороны, так сказать, определяют себя с достаточной четкостью, обе стороны отдаляются друг от друга, связь рушится, и вместе с ней рушится "Я" мага. Так, вслед за разрушением личности следует разрушение "Я". Если личность можно назвать первым "Я", (вернее, тем, с чем человек отождествляет себя в первую очередь), то место стыка влияний А и В можно назвать вторым "Я". Когда разрушается второе "Я", а точнее, разрушается самоотождествление со вторым "Я", на арену выходит третье "Я",
Второй цикл сознания является последним рубежом, отделяющим человека от... от чего? Трудно сказать. Ясно лишь то, что Присутствие является первым состоянием, качественно отличающимся от всех предыдущих. Особенность первая заключается в особой стабильности. В состоянии Присутствия не требуется прилагать никаких усилий, чтобы оно продолжалось. Никакие влияния не мешают и не ослабляют. Более того, это состояние самоусиливающееся. Чем дольше в нем находишься, тем сильнее оно становится. Особенность вторая - впервые так явно состояние сознания продуцирует чисто физические ощущения. В состоянии Присутствия ощущается интенсивное горение на уровне выше груди, некий жар особого свойства. Если раньше маг боролся за устойчивость своих состояний, за пресечение ненужных влияний, то теперь все наоборот. Не так-то просто выдержать этот жар, интенсивность которого усиливается вместе с тем, как более отчетливым становится Присутствие. В некоторый момент маг вынужден прервать дальнейшее усиление, поскольку он не уверен в своей выносливости, а жар становится просто болезненным, и не всегда просто остановить это разрастание "температуры". . С другой стороны, это чисто физическое ощущение является прекрасным маяком сознания. Достаточно просто телесно вспомнить его, а тело привыкло с легкостью вспоминать свои ощущения, и Присутствие моментально приходит. Иногда возникает сомнение - насколько реален этот жар? Не есть ли он результат самовнушения? Я бы порекомендовал здесь не очень-то заблуждаться на этот счет. Впрочем, как правило, не к особой осторожности здесь требуется взывать, а к преодолению инстинкта жизни, формирующего натянутое и чересчур настороженное отношение к Присутствию. До тех пор, пока стадия Присутствия не появилась, маг лишь на краткие периоды времени погружался в измененные состояния сознания, большую часть времени оставаясь в маразме окружающей глупости и будучи пронизан ей, и это в общем не вызывало особого дискомфорта. Десять или двадцать минут, полчаса или час - этого было вполне достаточно и давало достаточно пищи. Однако Присутствие требует всего человека целиком. Оно не мирится с миром. Оно не признает компромиссов.
============ Когда нет музыки - тогда рождается мелодия самадхи, когда нет страсти - рождается страсть самадхи, когда нет ума - рождается ум самадхи Состояние ума, не пребывающего где-либо. Состояние ума, при котором мысль не рождается, чистая поверхность океана, проявленная глубина. Брошенный камень немедленно погружается вглубь и исчезает, а воды лишь схлопываются над ним и волн нет. Лицо человека, склонившегося над водой, встречает только свое отражение, за которым просвечивает бездонная глубь. В них безусловно есть по крайней мере одно общее - это само восхищение от того, что я воспринимаю мир иначе. Привычка к сдвигу восприятия подготавливает меня к тому, что я нахожу путь к тому, которое мне наиболее свойственно - к самадхи. Шум, мешающий сосредоточению и погружению в себя - он слышен только тогда, когда ум отягощен мыслью. Когда ум становится тем, что он есть в своей природе до возникновения мыслей - помех нет. Сама помеха - это нечто, что встает посреди потока и препятствует ему. Если потока нет, помехи тоже нет. Когда нет потока, нет и помех, тогда нет и отсутствия потока и нет отсутствия помех. Именно тогда осуществляется поток. Кто знает - тот поймет Открытость сердца к открытым сердцам порождает изумительный всплеск любви - он безумен в том смысле, что не принимает в расчет ничего, даже самого себя. Этот всплеск безвременен в том смысле, что каждый миг он возрождается заново и нигде больше не пребывает - ни в прошлом ни в будущем ни даже в настоящем - междувременье, отсутствие протяжения. Переход к чистому переживанию - это ощущается, как будто внезапно захватывает дух и ты проваливаешься в область какой-то особенной глубины и особой - невероятно насыщенной полнотой жизни. Главное качество этого переживания - полнота. Ты захлебываешься ощущением полноты, ты чувствуешь, что это есть предельная реализация. Мир раскрывает свою невероятную глубину.
Акутагава, Кобо Абэ, Кавабата, Фаулз, Кастанеда, Николл, Льоса, Фриш, Кришнамурти, Сузо, Таулер, Ошо, Ницше, Рамакришна, Газданов. Это гипнотический ряд имен, произнося которые я замираю и жаркая изморозь покрывает мое сердце - я чувствую себя внутри, я вижу бесконечную череду, я слышу громовое молчание, идущее от сердца к сердцу, я слышу, как этот гром раздается хрустальной тишиной и он кровавого цвета. Что останется после меня? Цветы - весной, Кукушка - летом, Чистый и холодный снег - зимой. . Я предпочитаю смотреть в бездну сквозь любовь - нет, сама любовь является бездной. Когда чувство достигает высшей точки, то замолкаешь. Но оказывается, что есть еще выше и еще и еще...
Дхи спросил у Бо: - Бо, ты мудр, скажи мне - что происходит, когда я испытываю любовь, которая просто струится из моего сердца к никому? Разве можно любить никого? - Любовь к никому? А кто это - "никто"? - Наконец-то я всех вас нашел! * * *
- Что такое секс, Бо? - Оргазм сердца. - Что же тогда любовь? - Различия отвратительны.
* * *
в том числе и применяя весьма своеобразные методы, поскольку выйти из самадхи непросто - это все равно, что выколоть себе глаза, отрезать руки и ноги, лишить себя всяческой душевной чувствительности и т.д. - вообще трудно подобрать сравнение.
Идем дальше. Следующее поразительное переживание - прикосновение к пустоте. В меня входит пустота. Она слишком реальна, чтобы назвать ее пустотой, и тем не менее она пуста в человеческом смысле. Эта пустота - это мир нерожденного, непроявленного, из которого рождается и проявляется то, что мы называем существующим и реальным. Между тем переживание этой пустоты обладает какой-то совершенно удивительной интенсивностью. Эта пустота обладает каким-то совершенно поразительным качеством, от которого все замирает внутри от сильнейшего восхищения. Нерожденное, непроявленное почему-то переживается как самое что ни на есть существующее, привкус вечности на губах... само существование входит в меня, наполняя меня своим качеством - вечным существованием. Для того, чтобы как-то охарактеризовать это переживание, мне хочется употребить слова "вечный", "неразрушимый", "существование", "непоколебимый". Помните третью "составную" часть переживания самадхи? Существование, бытие - это оно и есть. Таким образом, любовь, ведя меня в свои глубины, приводит меня к остальным двум потокам самадхи - знанию и существованию, или иначе - чувству истины и чувству бессмертия и неуничтожимости. Пока что эти три потока самадхи на данном этапе переживаются раздельно, хоть и параллельно - они не сливаются в один фантастический поток, который напрочь выбрасывает человека из предыдущей жизни, а стало быть - это еще не самадхи, это еще не конец книги. Несуществование
Переживание, которое согласно известной традиции я называю самадхи, переживается как бы тройственно: это переживание блаженства или экзальтации; переживание чувства истины - не какого-то предметного "знания", которому всегда сопутствует сомнение и напряжение, а именно истины; и переживание существования, или неразрушимости, или вечности - как угодно. Достаточно длительный опыт в переживании самадхи приводит к тому, что все желания и интересы и планы и цели и вообще все то, что связано с предпочтением - исчезает, растворяется. В результате теряется чувство личного "я" - возникает интересное ощущение проваливающейся педали - жмешь на нее - а она продавливается и все: говоришь себе - "я то", "я се" - а результата нет - нет никакой внутренней реакции, слово "я" раздается гулко в голове и вылетает напрочь. Возникает поразительное ощущение потери основы, ведь раньше все основывалось на "я" - все крутилось вокруг этого. И вот в результате переживания такого "проваливания "я" наступает понимание того, что гипотеза о существовании некоего личного "я" оказалась просто напросто ложной, как и многие другие гипотезы, культивируемые в обществе. Тогда накатывает переживание пустоты особого рода: вроде бы она и пуста постольку, поскольку нет ни эмоций, ни мыслей, ни страстей, и т.д. - но она тем не менее невероятно полна, поскольку переживанию этой пустоты сопутствует переживание предельной полноты переживания жизни. При определенной практике переживания пустоты ясно видно, как из нее словно пузыри могут подниматься мысли и эмоции - как пузыри в кипящей воде. Если эти пузыри достигают "поверхности", то они рождают мысли и эмоции и желания, но если их не "провожать" вниманием до "поверхности", то они растворяются и я остаюсь пребывать в самадхи. Таким образом эта пустота есть сама основа существования. Существования как совокупности мыслей, эмоций, желаний и вообще всего того, что дает человеку ощущение своего существования - совокупности всех способов жизнедеятельности того комка теней, который называется "личность". Созерцание или, иначе говоря, переживание этих лопающихся пузырей приводит к тому, что переживание "наполненной пустоты" становится устойчивым. И вслед за этим вскрывается новый пласт сознания. После того, как основа существования выявлена вполне, неожиданно вскрывается пласт сознания, который можно назвать "несуществование". Переживание "несуществования" фундаментально. Т.е. это переживание пограничное, оно разделяет "пропастью" тех, кто его переживает и тех, кто его не переживает. Примерно такая же "пропасть" разделяет тех, кто переживал самадхи и тех, для кого все это чушь и фантазии.