Не ошибусь, если скажу, что каждый наверняка наслышан о многочисленных проблемах нашего образования от дошкольного до высшего. Так же не ошибусь, если предположу, что этот вопрос заботит подавляющее большинство граждан и это понятно, ведь от качества образования напрямую зависит будущее сегодняшних школьников и студентов, а значит и будущее всей страны.
Я не буду перечислять явные проблемы, лежащие на поверхности, такие как недофинансирование, низкие зарплаты преподавателей, кадровый голод, пресловутый ЕГ и полное убийство творческого подхода к процессу обучения как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Это все видно, на эти темы идут дискуссии и, как мне кажется, в обществе есть более или менее общая позиция по этому вопросу.
Я бы хотел затронуть не настолько очевидные проблемы образования, однако не менее важные. А именно, формирование общественного мнения и отношения к образованию как к важнейшему процессу. На мой взгляд, если общество здорово, то у него есть четкое понимание добра и зла, что идет на благо, а что нет и относительно всех вещей, определяющих нашу жизнь, в таком обществе есть четкое мнение, принимаемое подавляющим большинством и элитой. В приложении к нашему разговору это выглядит так, возьмем пример СССР.
Там был создан культ образования со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как: возвышение профессии учителя, придание процессу обучения по-настоящему сакрального смысла, не побоюсь этого слова. Сам этот процесс был не просто чисто технической передачей знаний, а чем-то глубоким, наделением ученика возможностью строить будущее, причем светлое будущее, как ни банально это звучит, но это было так, именно такой смысл придавался процессу обучения. А так же не стоит забывать, что обучение и воспитание тогда были связаны нераздельно, детский сад, школа и ВУЗ не просто учили, они воспитывали Человека. Результат был очевиден - количественный и качественный рывок СССР в этой области, который позволил стране выйти в мировые лидеры по науке и технологиям.
Естественно, при таком подходе в обществе выработалось соответствующее отношение к образованию. То есть высмеивать учителя или представлять процесс школьного или ВУЗовского разгильдяйства веселым и забавным было немыслимо, тем более крутить это по ЦТ.
Сейчас же в обществе сформировано крайне поверхностное отношение к образованию вообще и к высшему в частности. Не последнюю роль в этом играют масс-медиа. Самый тиражируемый ими образ современного студента это - инфантильный придурок. А учеба в школе - вообще полный мрак и состоит только из решения подростковых проблем и приколов над учителями. Так чему удивляться, когда дети и подростки переносят образы, созданные телевидением и интернетом, в реальную жизнь. В лучшем случае, такой ребенок может усвоить только одну заповедь "учись,чтобы было больше денег". Но при таком подходе это "больше денег" становится доминантой на всю жизнь, а это очень опасная установка, наверно не нужно объяснять почему.
И пока у нас в стране слово "учись", в контексте высшего образования, будет красоваться на фоне задницы обтянутой джинсами и значка 16+ на всех билбордах страны, а школа и ВУЗ будут и дальше отстраняться от процесса воспитания, то уверяю вас, как бы мы не подняли зарплату учителям, сколько бы не выделили бюджетных денег, отношение общества к образованию останется прежним, значит и эффективность всех изменений будет иметь гораздо меньший КПД, нежле он мог бы быть при комплексном подходе, подобном подходу в СССР.
Казалось бы, что сложного создать этот комплексный подход, если и сам президент всегда подчеркивает важность образования для будущего страны? Но есть одна небольшая загвоздка, нельзя начать решать комплексно только проблему одного образования, она очень тесно переплетена с другими вопросами жизни, и если начать что-то делать в этом направлении именно комплексно, то это в итоге неминуемо приведет к противоречиям с самой системой политической власти в России в том ее виде, в каком она находится сейчас и, видимо, планирует существовать дальше. А я думаю, что большая часть элиты это все очень хорошо понимает и именно поэтому не стремится сделать ничего конструктивного.