КАМАЗ-63968: испытание огнем

Jan 16, 2015 15:40


Это новый этап в разработке автотехники для российских военных. Модульный КАМАЗ-63968 из семейства «Тайфун» проходит испытания на полигонах. Как разработчики методично пытаются взорвать свое детище, нам рассказал главный конструктор ОАО «КАМАЗ» по работе с силовыми структурами Юрий Кухаренко.



Модульный бронеавтомобиль КАМАЗ-63968. Фото: kamaz.ru

Мы продолжаем рассказывать о семействе унифицированных высокозащищенных бронеавтомобилей нового поколения для Сухопутных войск «Тайфун». На очереди модульный автомобиль КАМАЗ-63968.

ЗР: Каково предназначение «Тайфуна»? Перевозка личного состава?

Ю.К.: Сегодня в военном ведомстве по этому поводу споры идут. Для перевозки личного состава и его защиты, понятно. Как автомобили войсковой разведки, химической разведки, командно-штабные машины, санитарные машины, в конце концов. Но все это мы слышим не от военного ведомства, а от разработчиков. К нам идут разработчики из других российских компаний, которые хотят на базе этих машин создавать спецмашины. И мы от них узнаем, что на шасси этой машины они планируют поставить минометную установку, РСЗО «Град», минные заградители и так далее.

ЗР:  Есть информация, что вы уже провели испытания модульного автомобиля КАМАЗ-63968.

Ю.К.: В сентябре 2014 года мы завершили предварительные испытания автомобиля и вышли на полигоны в ЦНИИТОЧМАШ и в 3 ЦНИИ БТ. Впервые в России мы посадили в подрываемый автомобиль, вместо свиней и экранов «свидетелей», специальные манекены Hybrid III.

Провели обстрел по периметру, сделали более 200 выстрелов с разных расстояний и ракурсов. Потом произвели подрывы различными средствами поражения в соответствии с техническими требованиями заказчика и программы-методики. Пробитий не было, манекены с 37-ю датчиками (ускорения, перемещения, давления) показали нагрузки в районе 35-50% от максимально допустимых.

По результатам испытаний сделано заключение, что человек, находящийся в машине, не получил бы травм опасных для жизни.

Также были предусмотрены подрывы 152-мм осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 метров от автомобиля. Именно такое расстояние было заложено в требованиях к защите машины. Потом было принято решение сократить расстояние до 10 м, затем до 5 м, ну и, наконец, решили произвести взрыв на расстоянии 2 м. Взорвали. Осколками покрошило керамику, но пробития не было, и показания датчиков на манекенах не зафиксировали превышения допустимого уровня нагрузки. Нам, конструкторам, было очень приятно получить такой высокий результат.



Модульный бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 после обстрела из стрелкового оружия и подрыва 10 кг ВВ сбоку. Фото: kamaz.ru

Тем не менее, после снятия всех показаний с датчиков (на сидениях, на днище, на крыше, на рулевом колесе) мы обнаружили некоторые слабые места, над которыми сейчас работаем. Где-то меняем конструкцию с целью увеличения защищенности, а где-то, может быть и ослабим защиту, т. к. она избыточна. Также для оптимизации весовых параметров будем бороться за снижение массы.

ЗР:  По какому стандарту обстреливали и подрывали: отечественному или STANAG?

Ю.К.: Была так называемая временная методика, представленная министерством обороны России. Кроме этого, мы оценивали и по стандарту STANAG.

ЗР:  Расскажите подробнее о данной методике.

Ю.К.: Ранее согласованным количеством боеприпасов обстреливали технику под разными углами, обращая особое внимание на места, где возможность пробития наиболее вероятна. По STANAG же определяются конструктивно ослабленные зоны, где сам конструктор определял возможность пробития.

Подрывы производились под передним колесом со стороны водителя, под задним колесом, под днищем посередине десантного отделения.

Применение манекенов Hybrid III позволило дать всеобъемлющую оценку происходящего внутри автомобиля для формирования заключения специалистов.

ЗР:  Как выглядит процесс закладки взрывчатого вещества?

Ю.К.: Металлическую чашу с отверстием цилиндрической формы закапывают вровень с землей, песок вокруг поливают водой для его уплотнения. В чашу закладывается 6 кг тринитротолуола. Затем на нее наезжает автомобиль, и производится подрыв.

Пора приводить отечественную методику проведения таких специфических испытаний к единому стандарту. Иначе - как можно утверждать, что тот или иной образец нашей техники превосходит или уступает западным аналогам, если испытания проводились совершенно по-разному?

ЗР:  Автомобили КАМАЗ, когда разговор заходит о стойкости к подрывам, частенько ругают за бескапотную схему. Мол, наедет автомобиль колесом на мину, всю силу взрыва примет на себя кабина и люди, в ней находящиеся. Что показали испытания модульного «Тайфуна», когда взрывали 6 кг под передним колесом со стороны водителя?


Ю.К.: Испытания показали, что при возможном подрыве и водитель, и старший машины остаются живы, потому что конструкция кабины имеет обтекаемую форму и рассекатели, что перенаправляет основную энергию взрыва в сторону. Также не могу не отметить достаточно удачную компоновку силового отсека: на испытаниях взрыв разрушил колесо, но водитель смог запустить двигатель, и машина поехала. То есть ни двигатель, ни его системы не пострадали.

ЗР:  Эти подрывы были в рамках государственных испытаний?

Ю.К.: Нет. Это предварительные испытания, но программа была согласована с заказчиком в лице министерства обороны. Военные специалисты настаивали, что литеру «О» (РКД, откорректи-рованная по ре¬зультатам изготов¬ления и проведения предвари¬тельных испытаний опытных образцов) для рабочей конструкторской документации мы должны присвоить только после проведения специальных испытаний. Поэтому пришлось пожертвовать двумя машинами.

ЗР:  Планировалась некая защита от РПГ с помощью специальных матов. Что с ней?

Ю.К.: Действительно, такие навесные маты есть. И есть результаты испытаний, правда, не наших. Испытания проводились нашими партнерами.

ЗР:  Эти маты войдут в комплектацию «Тайфуна»?

Ю.К.: Они будут прикладываться дополнительно, в соответствии с требованиями контракта в ЗИП. Если машину направят в район боевых действий, то ее «обклеят» этими элементами, что обеспечит ее защиту от выстрелов гранатомета.

ЗР:  Каким образом маты крепятся к броне машины?

Ю.К.: Есть два варианта. Первый - на липучках. Сродни тем, которые мы привыкли видеть на одежде, на обуви. Примерно такое же устройство применяется и здесь, то есть двухсторонним скотчем приклеиваются эти липучки по всему периметру, в специальных секторах. Затем к ним крепятся маты. Второй - маты крепятся специальными ремнями, позволяющими их быструю установку и демонтаж.

ЗР:  Как эти маты защищают машину от воздействия кумулятивной струи?

Ю.К.: Все, на самом деле, просто: при соприкосновении с матом кумулятивная струя от РПГ не образуется, в том виде, в каком она задумывалась. Нельзя забывать о возможной установке дополнительной защиты внутри модуля - противоосколочного покрытия.

ЗР:  Вы сказали, что пока эти маты у нас в стране не испытывались?

Ю.К.: Нет, мы не испытывали пока маты, потому что в методике не была заложена такая проверка. Но когда настанет очередь государственных испытаний, я думаю, что мы ее проведем. На отдельных фрагментах матов испытания нами были проведены, но за рубежом. Были показаны хорошие результаты. Сейчас, чтобы не расстреливать весь образец, необходимо такие же испытания провести на фрагментах защиты в нашей стране. А через год попробуем на готовой машине.


ЗР:  Были образцы машины с дистанционным модулем вооружения. Он будет устанавливаться на каждую машину? Или это как опцион некий? Что заказчик хочет?

Ю.К.: Заказчик, конечно, хочет видеть его на каждой машине. Чтобы был модуль вооружения, чтобы была радиостанция Р-168. Дистанционно управляемая установка очень дорого стоит, радиостанция тоже. Мы готовим места установки для радиостанций и модуля, но сегодня эти изделия, установленные на автомобилях, не прописаны в контракте. В контракте прописано, что мы должны поставить машины в определенной комплектации, хотя в ТЗ указано, что по особому договору мы должны поставить с радиостанцией, дистанционной установкой, с вооружением. В дальнейшем, как в договоре пропишут, так и поставим.

По ДУМВ. Сегодня мы еще не испытывали эти машины вместе с установкой дистанционного боевого модуля. Предварительно, без стрельбы, в Кубинке испытали действие стабилизационного устройства ДУМВ, получены хорошие результаты. Стрельб в составе автомобиля мы не проводили, потому что в ТЗ их нет, и в программе испытаний не было этих условий. Для себя провели, убедились, что установка держится, работает нормально. Стрельбы в составе опытного образца предполагаем провести на государственных испытаниях.

ЗР:  Чьи модули были использованы?

Ю.К.: Модуль разработки ОАО «НПО «Электромашина». Кроме того, сегодня прорабатываются предложения от компаний ООО «Оружейные мастерские» и «Калашников»

ЗР:  Сиденья в «Тайфуне» отечественные?

Ю.К.: Пока зарубежные, с элементами энергогашения воздействия минного подрыва. Есть у них свое ноу-хау в этой сфере, которое они пока не рассекречивают. Но эти сиденья будут локализованы в России, по уже согласованной программе.

ЗР: То есть, не будет проблем с импортом?

Ю.К.: Именно так. Конструкция непростая, самое хитрое устройство-то, которое компактное, очень дешевое, но оно как раз гасит эту энергию. С учетом того, что в России есть и свои разработки похожих сидений, в дальнейшем проблем с импортом можно избежать.

ЗР:  Когда состоятся государственные испытания модульного «Тайфуна»?

Ю.К.: Государственные испытания начнутся в январе и продлятся до сентября 2015 года. За этот период запланировано провести полный цикл государственных испытаний и, при положительных результатах, принять автомобили на снабжение Вооруженных сил России.

А в 2016 году запланирована уже серийная поставка промышленных партий.

ЗР:  Ранее КАМАЗ анонсировал возможную линейку специальной техники на базе «Тайфуна».

Ю.К.: Эта линейка, конечно же, взята нами не с потолка, а по предложениям наших партнеров. Пока на бумаге прорабатываем, но многие бы уже не отказались закупить машины и делать на их основе специализированную технику. Надеемся, что начнется массовый спрос на эти машины после завершения государственных испытаний.



Модульный бронеавтомобиль КАМАЗ-63968. Фото: kamaz.ru

ЗР:  Автомобильный завод «УРАЛ» также работает над своим вариантом «Тайфуна». Не боитесь, что конкуренты могут оказаться успешнее?

Ю.К.: Конкурент-то всегда конкурент, поэтому опасения естественны. Для сравнения как отечественных, так и зарубежных образцов сегодня существует так называемый «показатель технического уровня», который рассчитывается по специальной методике, учитывает множество факторов и является наиболее достоверным. Например, очень удачной оказалась компоновка наших машин, при которой «Тайфун» 6×6 получил нестандартные два передних управляемых ведущих моста. И это оказалось правильным решением главного конструктора, потому что получилась сбалансированная нагрузка на оси. Из-за этого показатели проходимости, маневренности, управляемости, устойчивости гораздо выше, чем если бы на старой схеме остановились: два моста сзади, один управляемый передний. Передний мост бы все время тонул, изнашивалась резина, и рулевое управление тяжелее было бы. Это только один показатель, но еще есть много показателей, которые заложены в электронных системах бортовой автоматизированной системы управления и информирования, которые следят и облегчают работу водителя. Это ABS, системы автоматического горизонтирования, курсовой устойчивости, система автоматического выключения подвески при работе дистанционно управляемого модуля вооружения, системы автоматической блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, системы диагностирования и др.

ЗР:  Какова судьба 30 модульных «Тайфунов», изготовленных в рамках ГОЗ для войсковых испытаний в интересах Минобороны?

Ю.К.: В свое время мы не смогли сдать всю партию автомобилей заказчику по следующим причинам. Минобороны дополнительно потребовало проведения специальных испытаний (баллистических и т. д.), так как только после этих испытаний военные готовы были принять всю партию машин. Испытания мы провели этой осенью, после чего произвели некоторые доработки элементов защиты автомобилей. Например, переделали конструкцию решеток воздухозабора моторного отсека, поскольку во время испытаний стойкости к напалму через них произошло затекание горючей жидкости. Машины были переданы министерству обороны в конце декабря 2014 года. Кстати, часть из них планируется задействовать на юбилейном Параде Победы. Водительский состав из военнослужащих для этого мы уже подготовили весной 2014 года.

ЗР:  Как быстро можно освоить машину?

Ю.К.: Контрактники достаточно легко освоили. Сначала боялись, конечно, опасались нажать не ту кнопку, но с энтузиазмом взялись за процесс обучения. Инструкторов, водителей-испытателей привлекли. Военнослужащим машины понравились, они буквально без ума от них были, вечерами засиживались, не уходили, чтобы не только научиться ездить, но и понять, как эксплуатировать, как все устроено. И меня порадовало, что молодежь не считалась с мнением командиров, которые говорят: «Нам такая сложная машина в войсках не нужна пока, нам бы ЗИС-5, ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310. Рановато еще иметь нам эту «чудо-технику». Молодежь говорит: «Я знаю, что останусь живой, что домой вернусь». Радует, что воспринимают правильно.

Беседовал Денис Мокрушин
Источник

испытания, армия

Previous post Next post
Up