Кто же виноват?

Mar 03, 2013 15:32

Раз зашел разговор о качестве печатного издания (именно о качестве печати, я сейчас оставляю в стороне текст, дизайн и пр. составляющие), то могу высказаться, от чего, на мой взгляд, оно зависит), естественно беру иллюстрированные книги.

У нас бытовала такая шутка: если книга хорошо напечатана - молодец типография, если плохо - виноват верстальщик (ну или то, что сейчас часто называют красивым словом пре-пресс, т.е. допечатная подготовка). В типографии, наверное, шутят по-своему, уже в адрес издательства. На самом деле издание книги очень совместный процесс, факторов, влияющих на качество, много, попробую их кратенько перечислить:

1) качество исходного материала
- оригиналы. Тут все понятно, хотя можно (и нужно) обсуждать, насколько точно должна быть воспроизведена иллюстрация (об этом сейчас дискуссия у sergej_manit). Сюда же часто можем плюсовать нерастрированную печать.
- печатные оттиски. Это растрированные копии, но поскольку они были эталонными, утверждались в том числе и художником, то качество их сильно выше тиражных экземпляров
- с книги, т.е. растрированные. Тут все индивидуально. Воспроизвести, не смотря на цифровые технологии и нынешний уровень полиграфии, абсолютно все - невозможно, от чего-то издательство должно сознательно отказываться.
Очень часто бывает смешанная ситуация: сколько-то оригиналов, сколько-то оттисков, сколько-то с книги В этом случае именно уцелевшие оригиналы являются эталоном.

2) оцифровка. На этом этапе, на мой взгляд, колоссальные потери: дескать потом все фотошоп выправит. Ну, если кто хоть раз сравнивал снимки хорошей зеркалки и дешевой мыльницы, то понимает, что возможности корректировки небезграничны. Ровно тоже можно говорить и о сканерах.

3) принципиальное решение где и на чем печатаем

4) обработка. Тут все понятно. На этом этапе крайне желательно знать в какую типографию идет работа и на какие материалы.

5) подготовка и запись файлов для типографии. Сюда же можно отнести непосредственно цветоделение и запись под конкретную типографию. Чистую верстку сейчас практически никто не отправляет, а формат PDF такой многогранный (в т.ч. с точки зрения компрессии), что здесь запросто можно убить все, что было нажито непосильным трудом на предыдущих этапах.

дальше, собственно, шар на стороне типографии

6) изготовление форм. Сейчас практически все работают с CTP, т.е. печатная форма изготовляется с компьютерного файла, минуя процесс изготовления фотоформ, т.е возможности потери по качеству минимизирутся, но они есть

7) собственно печать. Тут все понятно.

8) сборка книги, переплетные процессы и тд.
Опускаю еще проблему с материалами, оборудованием и тд.

Если на всех этапах процесс прошел должным образом, то книга будет качественная, если нет, то возможно что-то нивелируется за счет других этапов: например оригиналы были так хороши, что их не смогло убить даже сканирование на 50-долларом сканере в формате JEPG. Или уровень работы типографии высок + дорогие материалы, то в результате плохо подготовленные файлы получились если не на "отлично", то хотя бы на "удовлетворительно". Или все сделано замечательно (подготовлено, напечатано), но плохи переплетные процессы: корешок плохо обжат, ниткошвейное оборудование не настроено на нужную толщину и нитки вылезают, картон крылатится и тд. Или все подготовлено замечательно, но для удешевления стоимости книга отдана черте куда, чуть ли не на однокрасочную машину в сопредельное государство и все...

Вообщем, еще раз - издание книг - процесс совместный.

ЗЫ я тут в магазине увидела очередную реинкарнацию Билибина, на этот раз издательство Астрель... Долго не могла понять с чего и как делали эту книгу, чтобы получить подобное качество.  Даже печально известное издание Терры 90-х и "Лукоморье" Профф-пресса после этого издания кажутся, если не эталонными, то очень даже ничего... Убеждаюсь, что качество печати - вещь относительная...

рабочее, кухня, наблюдательное

Previous post Next post
Up