Постапокалиптическая Снегурочка с рюкзаком из Большого

Jun 16, 2017 14:38

Когда я в марте покупала билеты на премьеру Снегурочки в Большом, намеченную на вторую половину июня, то шуток было много (они бы еще "Ночь перед Рождеством" на лето поставили), но никак не думала, что они окажутся пророческими... С вчерашними 9 градусами тепла "Снегурочка" со всеми излишками снега слишком актуально смотрелась на сцене. Настолько, что про погоду уже шутить не хотелось.


В марте про постановку было совсем ничего не известно (особенно персоналия), кроме имени дирижера и режиссера. Для меня этого было вполне достаточно. Если вы увлекаетесь оперой, то за те 20 лет, которые Александр Титель работает в московских оперных театрах (в основном в Немировичах) можно было бы вполне привыкнуть к его стилю. Принимать или не принимать - ваше право, но ждать чего другого было бы странно. По тому же Римскому-Корсакову уже был Салтан, была Майская ночь и Снегурочка вполне укладывается в тот же порядок.

Именно поэтому вчера на премьере я и не ждала чего-то иного, поэтому тем страннее сегодня читать рецензии или вспоминать вчерашнее обсуждение в театре.

На визуальный ряд прекрасно настраивал основной плакат.
Белый занавес, белое оформление сцены, падающий снег. Режиссер отталкивается от фразы Весны: шестнадцать лет тому назад Ярило, приревновав Весну к Морозу, оставил берендеев без лета, шестнадцать лет мороза, отсутствия тепла.

...знобит, морозит
меня, Весну, и берендеев. Солнце
ревнивое на нас сердито смотрит
и хмурится на всех, и вот причина
жестоких зим и холодов весенних.

Что станет с нормальной страной? Вот режиссер и показывает"Снегурочку" не привычным царством русского язычества с буйством природы, а картиной фанстастического постапокалипсиса, знакомого по фильмам катастроф. Солнце не греет, зимы холодные, весны нет, тепла нет, зелени нет, все погибло, кругом одни руины и все-все покрыто снегом, столь большим, что достигает верхушек линий ЛЭП, закрывает колесо обозрения, оставив лишь верхние кабинки, разрушив мосты. И лишь у царя Берендея, живущего в старом брошенном вагончике (купейном!), попивающем чай из стакана в железнодорожном подстанканнике, теплится маленькая оранжерея, где еще есть немного зелени. А так унылая картина природного катаклизма на фоне металлических бочек, в которых жгут костры для обогрева люди (на бомжей, кстати, совсем непохожих).

Берендеи, одетые в ватники, куртки, пуховики, закутанные в пледы. И рюкзаки... Рюкзаков много - все с поклажей: Весна, пришедшая с юга, Снегурочка, идущая на подселение к людям и даже Мизгирь - заморский гость-торговец, привозящий из дальних морей красные товары - банки тушенки, которыми он и выкупает свою невесту Купаву.
Как показать инаковость Снегурочки? Белыми косами, странным взглядом? А можно проще: пока все в ватниках и куртках, снегурочка будет в легкой футболке или в коротком белом платье - вот и чужачка...

И сама Снегурочка не похожа на своих предшественников. У Тителя это не лесная тихая красавица,а "бедная Снегурочка, дикарка" - угловатая, порывистая, так не сумевшая стать своей у берендеев, так и оставшаяся везде чужой...

Наверное действительно с внешней стороны такое прочтение ужас-ужас (как вчера возмущалась одна из зрительниц - "мы хотели праздника, а это что???"), но оно абсолютно органично и совсем не выпадает из самой оперы. Непривычно? Да. Но вполне имеет право. Я, например, смотрю уже свой третий вариант Снегурочки. Почему бы на этот раз не посмотреть на эту оперу с другой стороны?

В целом мне очень и очень понравилось - само решение, великолепная сценография, работа художников по костюмам. Я сидела высоко, на 3 ярусе, но по центру, и мне на наклонной сцене все было видно превосходно - великолепная "разводка" персонажей, людского скопления, организация массовых сцен. К режиссеру, пожалуй, лишь одно замечание: мне кажется, что в сравнении с более ранними постановками (та же уже упоминаемая Майская Ночь или Салтан) стало более провисать само действие. Раньше было много мелочей, все время с нетерпением ждешь разных находок, сейчас же с каждой постановкой их меньше-меньше-меньше, но это скорее замечания ко всем последним тителевским постановкам.

Сама опера прозвучала в какой-то непривычной редакции, что-то сократили - в частности сцену с цветком, из-за чего она стала менее понятной.

Очень понравилась музыкальная часть. Я люблю Николая Андреевича, то при плохом исполнении его музыка может звучать довольно занудно и скучно. У Тугана Сохиева получилась вполне нескучная "Снегурочка". По голосам и исполнению большее впечатление произвела женская часть, в первую очередь великолепная Ольга Селиверстова (Снегурочка), Алина Нечаева (Купава) и, конечно, Весна-Красна (Агунда Кулаева). Кто не понравился совсем - это Мороз. У Александры Кадуриной получился вполне убедительный и интересный образ Леля, но вот голоса, по-моему не хватило. В целом по составу это получилась опера молодых.

Римский-Корсаков
Снегурочка
15 июня, ГАБТ, Историческая сцена

Дирижер   
Туган Сохиев

Снегурочка, дочь Весны и Мороза   
Ольга Селиверстова

Лель   
Александра Кадурина

Купава   
Анна Нечаева

Мизгирь   
Эльчин Азизов

Царь Берендей   
Богдан Волков

Весна   
Агунда Кулаева

Мороз   
Глеб Никольский

Бобыль Бакула   
Роман Муравицкий

Бобылиха   
Марина Лапина

Бермята   
Владимир Комович

Леший   
Марат Гали

Дирижер-постановщик - Туган Сохиев
Режиссер-постановщик - Александр Титель
Художник-постановщик - Владимир Арефьев
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Главный хормейстер - Валерий Борисов
Хореограф-постановщик - Лариса Александрова

Большой театр, опера

Previous post Next post
Up