1 июля 2012 года вступил в силу федеральный закон ФЗ-№83, полностью меняющий правовое положение бюджетных учреждений, которые с этого дня начинают работать на рыночной основе. Государство теперь будет финансировать школы, больницы, библиотеки и другие бюджетные учреждения лишь частично, оплачивая некий госзаказ, размеры которого вовсе не определены, могут варьироваться, изменяться и, что более вероятно, в сторону сокращения. Остальные средства школам, поликлиникам, детским садам и другим бюджетным учреждениям придется изыскивать самостоятельно, а это значит - вводить платные услуги, увеличивая их количество и стоимость. Также в законе прописан процесс банкротства бюджетных учреждений, но не степень ответственности государства. Так, в случае «нерентабельности» учреждение ждет «реорганизация» - объединение с другим или закрытие. И то, и другое означает сокращение работников бюджетной сферы (врачей, учителей и т.д.), сокращение мест для школьников, студентов, числа больничных коек, приемных часов врачей и т. д. (В Архангельской области этот процесс идет полным ходом). Все это вкупе означает не только покушение на такие социальные права как полноценное бесплатное образование, медицинская помощь, но и влечет за собой дальнейшую деградацию страны, а также геноцид, который, глядя на высокие показатели сердечно-сосудистых, легочных заболеваний, более чем предсказуем.
Надо отметить, многие верят, что данные преобразования власть делает из благих побуждений, с заботой о качестве образования и здравоохранения, зарплатах педагогов, врачей, работников культуры. Это расхожее мнение подпитывается средствами массовой информации и, к большому сожалению, самими работниками бюджетной сферы, ставшими заложниками своего зависимого положения. Естественно, надо иметь огромное мужество и смелость, чтобы в условиях растущей безработицы и сокращений открыто признать антинародный характер проводимой реформы. Но делать это придется, и чем раньше, тем лучше. Пока топор рыночных преобразований не довершил начатое Ельциным - приватизацию того, что еще не приватизировано. Пока не «обанкрочена», не пущена с молотка и не подмята под чей-то бок огромная материальная база и объекты недвижимости медицинских, образовательных, спортивных и культурных учреждений. Стоит сказать, что люди начинают прозревать, и все чаще на пикетах, митингах можно услышать вопрос: "что нам делать?". Последний пикет в Северодвинске (см. фотографии), проведенный в день вступления в силу ФЗ-№83 1 июля 2012 года движением Гражданской инициативы за полноценное бесплатное образование, здравоохранение и доступное культурное просвещение при организационном участии «Другой России» и РОТ Фронта, показал, что назрела необходимость ответить на этот вопрос.
Первое, что нужно сделать, это отринуть иллюзии относительно того, что «бюджетная реформа» делается во благо граждан. 20-летие экономических реформ показало, как узок коридор рынка, в который не вписалось подавляющее большинство нашего народа, обреченного на бедность и нищету. Бюджетная реформа, переводящая «социалку» на коммерческие рельсы, сделает этот коридор еще уже, а при нынешнем материальном положении и вовсе закроет дверь для большинства населения страны, оставив за порогом надежды и перспективы на достойную жизнь и будущее. Нужно понять, что ФЗ-83 - не глупость или недосмотр правительства, а грамотные, осознанные шаги в направлении принятой властью собственников неолиберальной политики. Эти шаги отпечатываются во всех сферах нашей жизни. Образование не первый год планомерно перестраивается под нужды господствующего класса: Болонский процесс, ЕГЭ, религия в школе (Основы духовно-нравственной культуры с религией на выбор), теперь ФЗ-83. В сфере ЖКХ государство складывает с себя социальные обязательства и передает города, поселки на разграбление монополистам и управляющим компаниям, которые дерутся за содержимое наших тощих кошельков. Все аспекты жизни общества оказались затронутыми неолиберальной политикой властей.
Второе, нужно четко осознать, что легких путей не будет. Не получится просто прийти на митинг и «побузить», чтобы власть прислушалась к протестующим. 100-тысячные зимние митинги за честные выборы и разгон «Марша миллионов» 6 мая 2012 года в Москве наглядно продемонстрировали слабость стихийного протеста перед организованной карательно-репрессивной машиной государства. Эти же протесты показали бесполезность попытки изменения системы на неподконтрольных народу выборах, безальтернативных из-за невозможности реализации для большинства граждан права быть избранным. И уж тем более бессмысленно писать президенту и жаловаться в суды, наивно полагая, что этим можно предотвратить катастрофу. Пора понять, что мы сами, а не «эффективные менеджеры» должны решать свою судьбу. Мы - трудовой народ - по одну сторону, власть собственников - по другую. Класс на класс. И чья сторона окажется сильнее, та и выйдет победителем. От соотношения сил будет зависеть похоронят нас реформы или нет.
Третье, нужно ясно представлять, что все уступки в социально-расслоенном обществе будут носить временный характер. Это капитализм. Не меняя системы общественно-экономических отношений, мы можем выбивать права и уступки только силой. «Социальное партнерство», «симфония властей и народа» и т.п. - это мифы, призванные ослабить и распылить в самоуспокоении рабочий класс.
Хорошо, это понятно, что дальше?
Разберем поэтапно:
1 ЭТАП. Разъяснительная работа с помощью индивидуального убеждения и массовой информации (интернет, листовки, газеты). Налаживание связей между всеми, кто осознал последствия реформы и готов выступить против неё. На этом этапе важно найти хотя бы одиночек, хотя бы маленькие группы неравнодушных людей в своем окружении и вести работу вместе с ними. Полезно проводить и разные уличные акции, т.к. это привлекает внимание к проблеме. Эти акции точно не приведут к решению проблемы прямо сейчас, они именно привлекают внимание и помогают наращивать силы.
2 ЭТАП. Таких одиночек и маленьких групп становится много, благодаря общему информационному пространству и организационным связям образуется целая сеть, охватывающая множество трудовых и учебных коллективов разных предприятий, образовательных, медицинских и культурных учреждений. Пусть там будет 1-2 активных человека, лишь бы были! В это время среди масс людей пока еще господствует апатия, равнодушие, пессимизм. Люди слушают о реформе, но не реагируют, потому что слышать - одно, а прочувствовать на себе - уже совсем другое!
На этом этапе создается скелет будущей массовой народной организации: множество связанных между собой, но пока еще малочисленных активистов. Акции продолжаются, но власти пока не пойдут на принципиальные уступки. Они будут пытаться давить активистов, раскалывать силы, подкупать отдельные слои общества незначительными обещаниями.
3 ЭТАП. Коммерциализация бюджетной сферы происходит на практике. Закон начал бить людей по карманам. Вот здесь наступает переломный момент в настроениях широких масс народа. Оказывается, всё, о чем мы так долго говорили, не только оказалось правдой, но еще и задело практически каждого! Возможно, люди сами будут выходить на связь с вами и просить что-то сделать, но здесь важно дать понять, что именно они сами - главная сила. Возникающие стихийные протесты нужно переводить в организованное русло: люди не должны просто выпускать пар и расходиться, они должны сформировать постоянную структуру для защиты своих прав. На этом этапе уже созданный "скелет" наращивает "мускулы": вокруг отдельных активистов и маленьких групп собирается масса недовольных, готовых действовать.
Главная задача - собрать, объединить, организовать, убедить бороться как можно больше людей. Принципиально важно создать ячейки в учебных заведениях, на предприятиях промышленности, связи и транспорта. Раз уж мы беремся за дело серьезно, то необходимо учитывать перспективу всероссийской забастовки, такие ячейки - ядро будущих забастовочных комитетов. Вот это действительно заставит власть говорить с нами на равных. И мы еще подумаем, стоит ли с ней вообще говорить.
4 ЭТАП - РЕШАЮЩИЙ. Благодаря долгой и кропотливой работе собрана массовая народная организация со своей структурой, внутренними связями, активными ячейками в разных коллективах. Их задача - привлечь к общей борьбе свой коллектив. Движение выходит на финишную прямую. Готовятся, а затем проводятся всероссийские акции протеста в форме массовых демонстраций и забастовок. Наилучший вариант - ВСЕОБЩАЯ СТАЧКА, именно к нему мы и должны стремиться, даже если получится что-то более скромное.
Требование полной и безоговорочной отмены ФЗ-83 обязательно. Все бюджетные учреждения должны в полном объеме финансироваться государством. Никакие компромиссы неприемлемы, потому что их единственная цель - расколоть нас, заставить сомневаться, медлить, отступать. Власть просто выиграет время, чтоб затем воткнуть народу нож в спину, как уже не раз бывало. Прочие требования необходимо коллективно проработать уже непосредственно при подготовке акций, т.к. здесь сливается множество требований самых разных слоев трудового народа. Учителям необходимы человеческие зарплаты, как, впрочем, и всем другим. Школьникам и студентам - всеобщее и качественное образование с гарантией трудоустройства. И многое другое.
Чтобы движение было по-настоящему массовым, важно преодолевать отстраненность между учителями и родителями, между учащимися и преподавателями, между рабочими предприятий и работниками бюджетной сферы. Любой ценой, не взирая на возможные разногласия и личностные обиды, нужно преодолеть разобщенность: она все равно будет меньше той цены, которую всем придется заплатить, если мы не встанем на защиту друг друга.
ГЛАВНОЕ,
НЕ ЖДИТЕ ГОТОВОГО МАССОВОГО ДВИЖЕНИЯ,
НАЧИНАЙТЕ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СЕБЯ.
- Постарайтесь самостоятельно разобраться в сути и последствиях реформы, настолько, чтоб уметь объяснить это окружающим. Расскажите о реформе родным, коллегам, одноклассникам, сокурсникам, друзьям - всем, кому возможно. Старайтесь убедить в пользе отстаивания общих интересов. Не отчаивайтесь из-за равнодушия, а продолжайте работу: со временем она даст плоды.
- Распространяйте агитационные материалы о ФЗ-83. Скачивайте, распечатывайте, раздавайте листовки. На сайтах
netreforme.org,
rksmb.org (раздел ФЗ-83), есть готовые агитматериалы или статьи для их изготовления. Связывайтесь с активистами - они могут вас снабдить уже отпечатанными. Делайте листовки со своими текстами. Расклеивайте стикеры. Пробуйте трафареты. Публикуйте сообщения, ролики, картинки, демотиваторы и т. п. в социальных сетях, создавайте темы в группах и на форумах.
- Собирайте в своем коллективе или просто из знакомых группу неравнодушных, которая будет организованно вести с вами такую работу. Один Вы - хорошо, но группа активистов - куда лучше.
- Создавайте организованную структуру. Выходите на связь с уже имеющимися движениями. В Архангельске и Северодвинске после акций
19 мая и
5 июня были созданы группы Гражданской инициативы за полноценное бесплатное образование, здравоохранение, доступное культурное просвещение, связанные с общероссийским движением за отмену ФЗ-№83. Присоединяйтесь и вы. Также очень важно обмениваться с другими активистами и инициативными группами информацией, опытом, благодаря этому можно избежать возможных ошибок и применять более эффективные методы.
Нередко на призыв бороться с правительственными реформами можно услышать такого рода возражение: "Но ведь система образования явно прогнила. Менять ее необходимо!". Верно! Только нельзя столь ответственное дело поручать классовому врагу. Положительную программу изменений в образовании должно разрабатывать педагогическое сообщество совместно с родителями и, может, даже учащимися. В
резолюции Педагогического форума предлагалось сформировать систему "советов по образованию" из учителей и родителей, снизу доверху - от школы до уровня всей страны. И это правильно, и так во всех сферах. Именно наши советы должны решать, что и как менять, а не олигархи и их наемные управленцы.
Александр Брежин, Михаил Ковальский
Фото с пикета за отмену ФЗ-83