В неоправданном
пренебрежении сигналами игнорируется важный фактор: конкуренция. Портер анализирует в качестве сигналов рынка "любое действие конкурента, дающее прямое или косвенное указание на его намерения, цели или внутреннюю ситуацию" ("Конкурентная стратегия", С. 117). Справедливо и обратное: наличие таких действий-сигналов говорит о конкурентной ситуации, в том числе в политической среде. Если она однородна и монолитна, обратная связь отсутствует, потому что отсутствует необходимость ее получения. Значит, отпадает и нужда в обмене сигналами. Только при наличии нескольких сил (конкурентов) действия функционируют в этом качестве.
Портер различает "правдивые указания" и сигналы-блефы. Вторые, надо сказать, являются более сложными с точки зрения рефлексивного устройства. Предварительные объявления о действиях, например, могут служить тестами настроения конкурента (читай: противоборствующей силы). Однако они являются либо попыткой упреждения, либо попыткой примирения (если организация объявляет о намерении, которое значительно менее опасно для конкурентов, чем можно было ждать исходя из её возможностей). Характерно, что формой сигналов Портер считает любые публичные обсуждения отрасли, а в нашем случае: политической темы, повестки или её смены. Обсуждение может стать сознательной или неосознанной попыткой заставить других исходить из собственных представлений, а значит, минимизировать непонимание мотивов и вероятность столкновений. Реакции на сигнал вовсе не образуют ложные или деформированные представления у авторов сигнала, они рассматриваются именно как реакции и повод для коррекции действий. Но конкуренты делают то же самое. Это и есть политическое действие, идёт ли речь о "политике компании" или о поведении конкретной общественной группы. Портер (С. 129-130): "Исследование истории взаимосвязей между заявлениями фирмы и ее действиями или между различными вариантами потенциальных сигналов и последующими результатами может существенно улучшить качество восприятия сигналов. (...) Учитывая сложность интерпретации сигналов рынка, кто-то может подумать, что слишком большое внимание к ним может оказаться категорически непродуктивным. Согласно этой точке зрения, вместо отслеживания и угадывания запутанных слов и действий конкурентов, компаниям следует сосредоточить свою энергию и время на конкуренции.(...) Формулирование стратегии по своей сути содержит явно выраженные или скрытые представления о конкурентах и мотивах их действий. Сигналы рынка служат существенным вкладом в знания фирмы о конкурентах и, таким образом, улучшают качество этих представлений. Игнорирование этих сигналов подобно игнорированию самих конкурентов".