Продолжаю слушать запись конференции - доклад Катречки

Dec 12, 2006 22:23

Прослушал сейчас доклад Катречки С. Л. «Назад к…: от Канта к Гуссерлю" (part4, 1:33-1:53). Катречко выдаёт две оригинальные, необычные (ну по крайней мере для меня они необычные) идеи. Начну со второй. По Канту образы содержатся в сознании. Они сами часть сознания. А Гуссерль поправил Канта: дескать не прав ты, старший товарищ! Образы вовсе не ( Read more... )

конференция

Leave a comment

Comments 13

readership December 13 2006, 04:11:51 UTC
гм, по моим давним инетовским наблюдениям у Катречки оригинальности на порядок больше, чем ума. заметьте, я не утверждаю, что он не умен. но дисбаланс явный. типаж изобретателя...

Reply

rechi_k_bogu December 13 2006, 09:26:16 UTC
Мне у него понравилось, что мыслит и излагает он в высшей степени отчётливо. Так что если даже он в чём-то и не прав, то это сразу видно. Таковы же и две его выше воспроизведённые мысли - они вызывают сомнение в их верности, но чтобы действительно убедиться в этом, необходимо получше чем я знать Канта. Для меня же эти две его мысли - хороший ориентир для последующих моих вниканий в Канта, на что в нём обратить своё внимание.

Reply

readership December 13 2006, 16:36:16 UTC
а почему оно может познавать только внешнее себе? и зачем тут нужно знать получше Канта?

Reply

rechi_k_bogu December 13 2006, 18:51:03 UTC
а почему оно может познавать только внешнее себе?

предполагаю, что докладчик руководствовался той же установкой, какой руководствуется к примеру ономатодокс: глаз не может видеть сам себя.

и зачем тут нужно знать получше Канта?

дык чтобы определить насколько аутентично докладчик передаёт воззрение канта. тут ведь может быть и так, что хотя по форме (на поверхности) докладчик вроде бы и сильно отходит от канта, и даже будто бы сильно искажает его, но по сути, в глубине вещей, он может быть как раз очень близок к нему. ну то есть далёк по букве, но близок по духу, так сказать.

Reply


anderswerden December 13 2006, 15:32:11 UTC
Во-первых, "человек" и "волк" - понятия, а не чувственные образы. Равно как и роза. Вот если я скажу: "это - роза!" - это уже будет созерцание + понятие.
Во-вторых, ведь понятие "человек-волк" имеет, как мне кажется, нечто сверх простых понятий, его составляющий (например, некий "переход" от человека к волку). Т.е. тут мы имеем дело с образованием нового понятия, в который, однако, включается содержание двух других + некое новое содержание. А ведь то, как получается это новое, из ассоциативности не уяснишь. Опять приходится прибегать к предицированию: "вот это - новое".

Reply

rechi_k_bogu December 13 2006, 18:34:35 UTC
понятия, а не чувственные образы.

Согласен. Но почему-то докладчик назвал их всё-таки образами, в пику понятиям. Можно предположить, что это он использовал такую своеобразную терминологию, по которой эмпирические понятия (в отличие от понятий сугубо умозрительных, сугубо интеллегибельных) называются образами. Ты как думаешь? (сам доклад прослушал?)

Т.е. тут мы имеем дело с образованием нового понятия, в который, однако, включается содержание двух других + некое новое содержание.

Я понял так, что тут мы имеем дело с уточнением содержания старого понятия (в терминологии докладчика: образа) - понятия человека. Мы обнаруживаем, что образ человека подчинён образу волка. Так же как мы обнаруживаем, что человек - двуногое существо. Или так же как мы обнаруживаем что все тела имеют вес.

Reply

anderswerden December 14 2006, 19:53:05 UTC
сорри, я неправильно понял твою реплику про человека-волка - мне этакий мутант привиделся! :))

Reply

readership December 13 2006, 21:00:45 UTC
дело в том, что этот вопрос Кантом, действительно, не проработан. Дык, более 200 лет прошло. Сейчас бы мы сказали, что исходный - "чувственный" - образ явления, предмета это есть символ.

вообще, его созерцание как таковое чаще всего это то, что приводит к символизации. правда, здесь символизация понимается уже не по-кантовски, а по-современному. и тут опасность в том, что легко впасть в терминологическую путаницу.

"Роза" - символ. "это - роза!" - уже понятие, конечно. никакого созерцания тут может не быть. хотя, в принципе, можно созерцать и "эту - розу". но это уже искусство :) Ну, а Катречко говрит о метафоризации. тут можно наговорить с три короба, и о понятиях, и о новых символах. Абсолютно ничего принципиального. И Кант ни при чем. Точнее, очень даже при чем, тут все его :) Все, что вытекает из концепта одним-другим логическим ходом принадлежит тому же концепту. А Катречкины этого не понимают... ну, чего с них взять.

Reply


Аудио-запись конференции по философии сознания rechi_k_bogu December 14 2006, 13:57:25 UTC
Теперь здесь можно скачать аудио-записи отдельных докладов второго дня конференции по сознанию (средний размер файла 4 Mb). Поподробней здесь.

Reply


Leave a comment

Up