Прослушал сейчас доклад Катречки С. Л. «Назад к…: от Канта к Гуссерлю" (part4, 1:33-1:53). Катречко выдаёт две оригинальные, необычные (ну по крайней мере для меня они необычные) идеи. Начну со второй. По Канту образы содержатся в сознании. Они сами часть сознания. А Гуссерль поправил Канта: дескать не прав ты, старший товарищ! Образы вовсе не
(
Read more... )
Comments 13
Reply
Reply
Reply
предполагаю, что докладчик руководствовался той же установкой, какой руководствуется к примеру ономатодокс: глаз не может видеть сам себя.
и зачем тут нужно знать получше Канта?
дык чтобы определить насколько аутентично докладчик передаёт воззрение канта. тут ведь может быть и так, что хотя по форме (на поверхности) докладчик вроде бы и сильно отходит от канта, и даже будто бы сильно искажает его, но по сути, в глубине вещей, он может быть как раз очень близок к нему. ну то есть далёк по букве, но близок по духу, так сказать.
Reply
Во-вторых, ведь понятие "человек-волк" имеет, как мне кажется, нечто сверх простых понятий, его составляющий (например, некий "переход" от человека к волку). Т.е. тут мы имеем дело с образованием нового понятия, в который, однако, включается содержание двух других + некое новое содержание. А ведь то, как получается это новое, из ассоциативности не уяснишь. Опять приходится прибегать к предицированию: "вот это - новое".
Reply
Согласен. Но почему-то докладчик назвал их всё-таки образами, в пику понятиям. Можно предположить, что это он использовал такую своеобразную терминологию, по которой эмпирические понятия (в отличие от понятий сугубо умозрительных, сугубо интеллегибельных) называются образами. Ты как думаешь? (сам доклад прослушал?)
Т.е. тут мы имеем дело с образованием нового понятия, в который, однако, включается содержание двух других + некое новое содержание.
Я понял так, что тут мы имеем дело с уточнением содержания старого понятия (в терминологии докладчика: образа) - понятия человека. Мы обнаруживаем, что образ человека подчинён образу волка. Так же как мы обнаруживаем, что человек - двуногое существо. Или так же как мы обнаруживаем что все тела имеют вес.
Reply
Reply
вообще, его созерцание как таковое чаще всего это то, что приводит к символизации. правда, здесь символизация понимается уже не по-кантовски, а по-современному. и тут опасность в том, что легко впасть в терминологическую путаницу.
"Роза" - символ. "это - роза!" - уже понятие, конечно. никакого созерцания тут может не быть. хотя, в принципе, можно созерцать и "эту - розу". но это уже искусство :) Ну, а Катречко говрит о метафоризации. тут можно наговорить с три короба, и о понятиях, и о новых символах. Абсолютно ничего принципиального. И Кант ни при чем. Точнее, очень даже при чем, тут все его :) Все, что вытекает из концепта одним-другим логическим ходом принадлежит тому же концепту. А Катречкины этого не понимают... ну, чего с них взять.
Reply
Reply
Leave a comment