две теодицеи

Jan 27, 2017 10:09

В предыдущей теме проявились две линии теодицеи. Обе они, на мой взгляд, каждая со своим изъяном. То есть с психологически трудно принимаемым логическим следствием из каждой из них. Первая (теодицея через аннигиляцию зла и страдания, разумеется вместе с тем куском реальности с которым они были в плотной связке):

http://rechi-k-bogu.livejournal.com/164261.html?thread=2490021#t2490021
"Нужно было визуализировать меня-девочку, говорить с ней от имени меня-взрослой, утешать, объяснять что происходит - такое путешествие во времени. За счет этого достигался эффект примирения с теми на кого обижены - те эмоции всплывали как наяву, но разум их проживал а недетская сила поддерживала. Так что все это возможно прожить и исцелить уже здесь и сейчас."

Согласен. И по ссылке (сам заглавный постинг), я так понимаю, как раз про это же: http://rechi-k-bogu.livejournal.com/129481.html
Если исходить из того что того ребёнка (испытывающего ужас) уже нет в реальности - то это кажется вполне себе теодицеей. Ведь теперь (то есть в реальности) нет ужаса и зла - стало быть Бог добр. А что оно было раньше - ну так это не считается. Ведь "раньше" - это не реальность, это лишь мысль, лишь воспоминание. Даже можно сказать, лишь не прошедшее курс психотерапии воспоминание.
Правда, тогда получается, что и всё что теперь - тоже не совсем реальность. Ведь когда-то и оно станет лишь воспоминанием.

Вторая (теодицея через переосмысление зла как не-зла и страдания как приемлемого переживания):

http://rechi-k-bogu.livejournal.com/164261.html?thread=2490533#t2490533
+++ К примеру, Джеймс Алисон в свете этого движения мысли понимает наличие у воскресшего Христа ран. Он не думает, что это всего только опознавательный знак для учеников. Раны остаются, они не исчезли, но они наполняются новым смыслом. Ничто из бывшего не исчезает, но всё входит в новое единство синтеза и в свете этого нового единства приобретает новый смысл. +++

Это замечательно. Мне кажется, по сути это теодицея. Зло вместе с вызванным им страданиями и ужасами - они остаются, но становятся как бы приемлемыми, мы их принимаем, мы как бы говорим: зло, страдания, ужасы - это хорошо. Нам только кажется что это плохо. Кажется, пока мы не поняли их настоящего смысла.

я так понял, эту вторую линию реализовал (на 100%) в своём собственном мироощущении и бытии русский философ Карсавин Лев Платонович (умер в 1952 году от туберкулёза в сталинских лагерях):

http://kiprian-sh.livejournal.com/393104.html
Вечность адских мук не противоречит вечности и Божественности, т.е. единственности рая, спасенности всех и блаженству всех. Адское страдание включается в блаженство, которое, таким образом, есть не наслаждение, а наслаждение чрез страдание или жизнь чрез смерть. Всеблаженства Божьего не нарушает то, что Бог умирает, воплощается и нисходит во ад и в аду. А наше блаженство и есть наша обоженность. Так и в заповедях блаженства его нет, если не “было” страданий нищеты, плача, перенесенных с кротостью обид, неудовлетворенного алкания правды, жертвы собою, отказа от своего, гонений и злословий. Блаженные радуются высшею и чистейшею радостью, ибо смеются сквозь слезы. Они радуются, ибо вспоминают о минувшем горе; но для совершенного воспоминание о минувшем есть преодоление сущего.

теодицея, Карсавин

Previous post Next post
Up