Псалом 1

Mar 29, 2016 15:42

Мне так кажется, что за последние несколько месяцев, если не лет, я ничего равного по насыщенности новыми для меня идеями не слышал и не читал. А ведь всего лишь комментарий на 1-ый псалом, псалом который я раз 20 читал. Комментарий-лекция, Сорокин Владимир Владимирович. Попытаюсь кратко изложить основные, и для меня новые, мысли этого комментария. Сначала сам псалом (синод. перевод):

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Краткий пересказ комментария Сорокина на него:

1. Первые два стиха.
1.1. Трём категориям людей противопоставляется праведник. Первая из них : нечестивый. Что имеется виду под нечестивым? В еврейском тексте это слово буквально означает: насмешник, циник. То есть праведнику противопоставляется не атеист, атеист это буквально одержимый (=безумный, безумствующий). Циник это человек у которого никакой системы ценностей нет, и которая ему не нужна. Становление человека как "живой тОры" - это выработка в себе практической системы ценностей и организация внутреннего мира, а затем и всей своей жизни вообще, не только внутренней но уже и внешней, в соответствии с этой самой системой ценностей. А циник это человек который с самого начала от этого отказался, потому что она ему не нужна. И тогда понятно что это состояние прямо противоположно праведности.
1.2. Единственная высшая цель для циника это он сам. Да и то не всегда (пример циников-самоубийц Свидригайлов, Ставрогин). Ещё циники: образ лишнего человека в русской литературе, например Онегин. Внутрення пустота. Может быть жажда богатства (это не система ценностей, это инстинкты полуживотные).
1.3. Праведник противопоставлен кроме циника ещё грешнику и тому кого можно было бы назвать легкомысленным (в синодальном переводе "развратители", в церковно-славянском "губители"). Легкомысленный - кто ничто не додумывает до конца. Человек может даже какую-то систему ценностей теоретически и принимает, но именно из-за непоследовательности, может даже из-за нежелания эту самую последовательность, последовательное отношение к собственной жизни, в себе выработать, - в конце концов этой системе не следует. Распространённое явление.
1.4. Легкомыслие это не только неспособность додумать до конца то что начал, здесь ещё и легкомыслие на уровне принятия решений. Когда решения принимаются, но довольно-таки безотчётно. Вот они вроде принимаются, а вот почему я поступил так а не иначе - толком объяснить не можешь: как-то так вот получилось так. Куда кривая вывезла. Для некоторых эта "кривая" есть "воля божья" (в себе так мыслят). Что было бы, если б Иаков такую позицию занимал (риторический вопрос).
1.5. Путь грешника это как раз путь который предполагает эти две вещи. Цинизм и легкомыслие. Отсюда собственно и всё остальное. Так что первые два стиха это действительно противопоставление двух путей.

2. Третий и четвёртый стихи.
2.1. Это противопоставление двух итогов: итог пути праведника и итог пути грешника. "Древо у источника вод" - оазис - символ мессианского царства. Противопоставленный пустыне, всему остальному миру. Праведник заканчивает свой путь в мессианском царстве.
2.2. С другой стороны, нечестивцы превращаются в некую такую мякину, шелуху, пустую оболочку. То есть если праведник наполняется жизнью и в конце концов обретает её во всей полноте, то нечестивец в конце концов просто её теряет и превращается в нечто наподобие вот такой пустой скорлупы. Которую любой ветер уносит.
2.3. Тут есть ещё такая аллюзия. Вы наверно знаете, в Шеоле, в мире теней, в подземном мире в царстве мёртвых - живут не люди, а тени людей. Если не знаете про Шеол, то вспомните про Аид - аналогично. Там действительно от человека ничего не остаётся. Тень это некая такая оболочка, скорлупа человека. Но не физическая, а другая. Другой природы скорлупа, но вобщем скорлупа. И даже память о собственной жизни человек в этом состоянии теряет. Он перестаёт быть человеком, потому что самосознание тоже утрачивается. Полу-бессознательное состояние. Полу-жизнь - вот что такое Шеол, мир теней. Помните у Гомера и Данте: подземный ветер несёт, уносит эти тени. Они постоянно как бы носимы каким-то бесконечным вихрем. Пустая скорлупа, уносимая ветром.
2.4. Вот это два итога: один это полнота жизни, а другой - практически её утрата, какая-то полу-жизнь которую даже жизнью не назовёшь.
2.5. Библия не разделяет одну жизнь от другой. Если она есть в полноте - она есть и там и здесь. Если её нет - её нет ни там ни здесь. Не то что: её здесь у меня нет, а где-то там она у меня будет. Если нет здесь - не будет и там. Если есть здесь - то будет и там.
2.6. Представление о мессианском царстве, о воскресении - было. Я думаю, в эпоху плена оно уже было. Разумеется, в Шеоле никто Бога не славит. Но с другой стороны, было понимание того что в конце концов на последнем суде из Шеола вытащат. В воскресение конечно верили. Причём не только евреи, те же самаряне даже верили.

3. Пятый и шестой стихи.
3.1. Нечестивые не выдерживают суда, и грешник не может остаться в собрании праведных. Такой перевод. Суд как момент встречи с Богом, лицом к лицу. И тогда становится понятно почему нечестивец (=грешник) не может устоять на суде. Собственно, а с чем устоять? Человек приходит к Богу, встаёт перед Ним, и прежде всего встаёт вопрос: а с чем пришёл? И начинается оценка того с чем человек пришёл. Ну и по результатам этой оценки определяется место.
3.2. И вот если учесть что грешники связаны с этими нечествцами и легкомысленными, то становится понятно что не с чем на суде выстоять-то. Бог может оценить всё, даже порывы воинствующего атеиста. Хотя бы по тому насколько они искренни, и почему они такие а не другие. Но оценить то чего нет, я говорю о нечестивцах, - невозможно. Если никакой системы ценностей нет, то оценивать нечего.
3.3. Точно так же с легкомысленными. Там вроде бы теоретически система ценностей есть, но для Бога то важна не теория, а практика. А практика такая что полная каша в жизни. То есть грубо говоря невозможно оценить человека который не в состоянии принять никакого решения. Помните в Откровении: кто-то может быть холодным, кто-то горячим - но хоть бы каким-нибудь ты бы был.
3.4. Вся проблема в том что отказ от выбора это тоже выбор. Он принял решение ничего не выбирать и катиться куда придётся. Только проблема в том что катишься-то под уклон, то есть не вверх а вниз. Человек который принял решение никаких усилий не делать и никуда не двигаться - реально покатится вниз.
3.5. Лучше пусть даже ошибиться, но принять решение. Но человек который отказывается принимать решения - в некотором смысле перестаёт быть человеком. По крайней мере образом Божиим. Обычно Бог этого не допускает - ставит человека в ситуацию, достаточно однозначную, когда он не может не принять решения, не определиться.
3.6. Такому человеку в собрании праведных делать нечего. И по большому счёту этот самый путь нечестивых исчезает не потому что Бог его уничтожает, а потому что пути-то собственно нет. Богу не на что смотреть когда у человека нет никакой системы ценностей, когда он не принимает решений.
3.7. Тогда человек начинает существовать грубо говоря так как существуют другие животные. О которых Бог знает, но скорее на уровне вида, подвида и т.д. Судьба отдельной особи обычно уже не интересна в этой ситуации. Человек в принципе может опуститься до этого уровня. Это не значит что Бог человечество при этом забудет. Но в планах Божьих относительно самого себя такой человек уже не может поучаствовать.
3.8. И тогда Бог будет сохранять человечество (как другие виды животных), но если люди при этом будут понемножку друг друга вырезать - ну это то же самое что бывает когда животные друг друга поедают. Тогда механизмы будут работать на этом уровне. Так тоже бывает.
3.9. Суд это не только суд над отдельным человеком, но это ещё выделение общины праведников. Община праведников формируется в процессе такого суда. Бог строит свою общину верных.

Сорокин Владимир Владимирович, Псалтирь

Previous post Next post
Up