Вчера крутил в голове какую-то интересную мысль, но случайно раздавил её неосторожным движением извилины. Моя неловкость стоила мне дурного настроения, а мировой литературе очередного шедевра от очередного автора. Мне хотелось написать что-то светлое и куртуазно-изысканное, но в итоге речь пойдёт про моего приятеля Пашу Зуева - поэта и театрала.
Дело в том, что Паша не простой театрал, а очень даже уникальный. Он театральный скорострел! Именно так я называю тот редкий тип людей, которые испытывают катарсис примерно за полчаса до окончания спектакля. Подобная любовь к Мельпомене, безусловно, пылка, но по-юношески скоротечна и неопытна. Паша это понимает, но ничего с собой поделать не может. Любовь к сигарете для него важнее любви к искусству. Так за три года своей активной театральной жизни он не досмотрел до конца ни одной постановки. Умудрился, однако.
Антракт не спасает, а рюмка со знакомым осветителем только разжигает табачные аппетиты моего товарища. За полчаса до занавеса Паша начинает ёрзать лицом и нервничать попой. Затем со словами, что ему и так всё понятно, поднимается со своего места и с извинениями протискивается через ряды сидений, отыгрывая интеллигентно-матерные гаммы на длинной клавиатуре зрительских ног.
Каждый раз обещает вернуться, но слово своё не держит. Во всём винит гримёров, монтёров и билетёров, которые расхватывают Пашу на тосты и анекдоты, стоит только тому покинуть зрительный зал.
Паша тусовщик и балагур. Его знают все. Театр он любит за премьеры, эклеры и провинциальных актёров, с которыми можно брататься, пить водку и закусывать реквизитом. Вот почему театр у него начинается с вешалки, а заканчивается рвотой.
Любовь к спектаклям и выпивке у Паши наследственная. Его отец в третьем классе сыграл Ленина, а в сорок семь умер от кровоизлияния в мозг, когда в очередной раз делал мучительный выбор между водкой и портвейном. От напряжённой умственной работы сосуды не выдержали. Мыслитель умер, не отходя от кассы и не приходя в сознание.
Сам Паша, будучи когда-то студентом иняза, выпивал с представителями самых разных этносов. Поэтому географию изучил по своей печени, которая у него со временем приняла форму глобуса и стала основным органом чувств. Она же символизирует Пашин космополитизм, широту интересов и тягу к богемным обществам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что между Пашей и театром разыгрался бурный и долгий роман.
Но однажды случилось вот что
Шла примерно двадцать пятая премьера «Идеального Мужа». Двадцать пятая за месяц.
За это время актёры окончательно утратили человеческий облик, а бедняга Оскар Уайльд устал крутиться в гробу. Всё было скверно, но, по крайней мере, бесплатно. Благодаря Пашиным контрамаркам и его бесстаршной печени.
Настало четвёртое действие. Паша по привычке засобирался в уборную. Пока он обдумывал, как бы выбраться, не разбудив зрителей, на сцене впервые произошло нечто действительно стоящее. Пьяный лорд Кавершем так увлёкся беседой с пьяной мисс Мейбл, что утратил всякую бдительность. Сделав пару нетвёрдых шагов в направлении своей собеседницы, его Благородие споткнулся о какой-то толстый провод, которых на сценах провинциальных театров больше, чем змей в Индии.
Раздался электрический треск, затем русская брань лорда Кавершема, затем снова треск. Полетели искры, замигал свет, и началась форменная дискотека со спецэффектами и разнузданным танцем мисс Мейбл, которая пыталась увернуться от взбесившегося провода, намотанного на ногу несчастного лорда. Один за другим стали просыпаться зрители. Захлопали спинки кресел, затопали ноги. Людской поток вынес двери зала и разлился по спасительным коридорам в поисках выхода и буфета
Так продолжалось около минуты, пока мисс Мейбл не выбилась из сил, а свет не погас окончательно.
Искромётное выступление! - восторженно шепнул Паша и зааплодировал.
Затем достал сигарету, блаженно потянулся, откинулся на спинку кресла и закурил.
В темноте пустого зрительного зала, в стыдливо-красноватом свете затяжек, в уютной тишине горького дыма и долгожданных объятий музы
Я смотрел, осуждал, но молчал, ведь это был священный момент.
Они, наконец, встретились
Паша и окончание спектакля.
Тсссс… не будем им мешать
Дмитрий Поплавский ©
https://www.facebook.com/dvoytik