Бейрут

Aug 05, 2020 04:33

image Click to view


04 августа 2020 года в порту Бейрута произошёл мощнейший взрыв. Как утверждает ливанская сторона, взорвавшееся судно перевозило пиротехнику. Почти во всём Бейруте взрывной волной были выбиты стёкла в домах. Многие дома в районе порта были разрушены и под обломками погребли людей. Число жертв пока точно не установлено, хотя уже известно о 30 погибших.

Что касается Бейрута, то очень интересно, какую "пиротехнику" везло судно? 2.5 тонн селитры, которое хранилось в порту Бейрута, не могли вызвать такой взрыв, поскольку селитра окислитель, а не взрывчатое вещество. Кроме того, наваленная в кучу селитра не опаснее кучи угля. Вот если смешать селитру, уголь и серу, то получается дымный порох. Но! Опять-таки, взрывоопасной смесь становится только в замкнутом пространстве, где во время горения смеси создаётся большое давление.

Взрыв произошёл в результате пожара, столб дыма от которого был виден издалека. Для такого взрыва нужно взорвать не меньше 200 тонн ВВ категории "A" (особо опасное), о чём свидетельствует видимая ударная волна, а так же история взрыва в Бомбее 14 апреля 1944 года. Ударная волна была настолько сильной, что ещё на расстоянии примерно километр сбивала с ног. Как правило такая ударная волна образуется при взрыве ВВ бризантного действия. Возможно пластида. Хорошая "пиротехника"...

Этот взрыв почти один в один повторил взрыв 14 апреля 1944 г. в порту Бомбея парохода "Форт Стайкин". Пароход вёз взрывчатку, тюки с хлопком-сырцом и несколько тонн золота. Вот тюки с хлопком и загорелись ещё в море, после Адена. В порту Бомбея почти сразу же после швартовки в доке Виктория пришлось вызывать пожарных. Но было уже поздно. Необходимо было срочно выводить судно из дока на внешний рейд и на небольшой глубине его затапливать, чтобы погасить пожар, но из-за пожара сделать это уже было невозможно. Судно везло 187 тонн ВВ категрии "A" (особо опасное ВВ), 167 тонн категрии "B" (обычное ВВ, динамит), 768 тонн хлопка-сырца и 573 тонны ГСМ. Контакт ГСМ и хлопка является наиболее частой причиной пожаров. Половина золота так и не была обнаружена, некоторые слитки улетали почти на 5 километров. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек.

Сегодня власти Ливана сообщили, что взрыв в порту Бейрута произошел из-за детонации 2750 тонн селитры, выгруженных с ходившего под флагом великой морской державы Молдавии судна "Rhosus" в 2014 году. Нитрат аммония (селитра) является лишь окислительным компонентом взрывчатых веществ. Для взрыва нужно нитрат аммония смешать с различными видами углеводородных горючих материалов, чтобы получилось взрывчатое вещество. Например с мукой, которая хранилась в порту. Но смешивать надо в пропорции примерно 1:1, а иначе как специально это сделать невозможно, ибо хранение муки производится в специальных ёмкостях, защищённых от возгорания мучной пыли. Судя по силе ударной волны, почти такой же как в Бомбее, необходимо было смешать не меньше 200 тонн муки с селитрой. Если не перемешать селитру с мукой, то мука просто сгорит без взрыва. Гореть будет ярко, но без взрывов. Для взрыва необходимо тщательно ПЕРЕМЕШАТЬ муку и селитру, да ещё поместить смесь в герметичную ёмкость, в которой продуктами горения создаётся высокое давление. Это крайне маловероятно. Судя по ударной волне взорвалось 500 тонн настоящего взрывчатого вещества, вроде аммонала. Для приготовления аммонала нужно использовать тротил и алюминиевый порошок в пропорции 1:1:1. Просто так, в открытом складе, селитра не взрывается. Может гореть, но не взрываться.

Кто-то очень сильно постарался незадолго до взрыва смешать 200 тонн муки с селитрой. Это означает, что в порту Бейрута был произведён террористический акт.

В промышленности нитрат аммония производится из безводного аммиака и концентрированной азотной кислоты. Реакция идёт с большим выделением энергии, в виде тепла. Поскольку вся лишняя энергия из нитрата аммония удалена ещё на этапе синтеза, то не может быть самоподдерживающейся химической реакции. Поэтому чистый нитрат аммония взрывобезопасен.

Сам нитрат аммония окислитель. Для того, чтобы был взрыв, необходимо смешать его с топливом. Взрыв - цепная реакция горения (окисления). Обычно в качестве топлива для нитрата аммония используют углеводороды. Например дизельное топливо (солярка), которой пропитывается нитрат аммония. В результате получается взрывчатое вещество АСДТ (аббревиатура от Аммиачная Селитра/Дизельное Топливо, игдани́т) - смесевое взрывчатое вещество (ВВ), состоящее из аммиачной селитры и углеводородного горючего вещества, чаще всего, дизельного топлива. В англоязычном варианте - ANFO (Ammonium Nitrate/Fuel Oil). Игданитом названо в честь Института горного дела АН СССР (ИГД).

Что было в Бейруте, откуда там взялось ВВ. Не знаю какой двоечник это придумал, но в этот раз нитрат аммония везли в мешках из полипропиленовой нити. Полипропилен - это углеводород, такой же как и дизельное топливо (солярка). Если бы груз нитрата аммония не был арестован и помещён на склад на 6 (шесть) лет, то никакого взрыва бы не произошло. Чистый нитрат аммония взрывобезопасен. Нитрат аммония гигроскопичен. Во влажном воздухе нитрат аммония набирает воду. Растворённый в воде нитрат аммония выдавливается из тюка на тару, на полипропиленовую (углеводородную) нить. После высыхания воды углеводородная нить тары превращается во взрывчатое вещество игданит. Остаётся только инициировать получившуюся взрывчатку.

При всех инцидентах (катастрофических взрывах) с участием нитрата аммония реагирует не больше 10% нитрата аммония. Именно столько весит тара - полипропиленовая нить. В порту находилось 2700 тонн нитрата аммония. Однако, по сейсмограммам энергии выделилось эквивалентно взрыву 450 тонн ТНТ. Эффективность игданита 0,8 ТНТ. Получаем (2700/10)*0.8=218 тонн ТНТ. При взрыве выделилось в 2 раза больше энергии, чем должно было бы выделиться.

Вопрос: откуда взялись лишние более 100 тонн углеводородов, кто и как их перемешал с нитратом аммония?

Игданит - ВВ бризантного действия. Для его подрыва нужно произвести другой взрыв. Обычным капсюлем-детонатором сделать это нельзя. Нужно сначала взорвать хотя бы тротиловую шашку. А ещё, и это очень важно, дополнительные 100 тонн углеводородов нужно было смешать с нитратом аммония. Как это можно было сделать? Например, поместить в этот же склад цистерну со 100 тоннами солярки. Цистерна на 120 кубометров. Это не 1-2 бочки, а минимум 600 бочек солярки вылить на нитрат аммония. Возможен вариант, что эти лишние 100 тонн углеводородов были в грузе, поэтому нитрат аммония и углеводороды попали вместе в один склад. Только на судне они были в разных трюмах, а на складе оказались рядом.

морские перевозки, Бомбей, Бейрут

Previous post Next post
Up