Тибетский буддизм на зеландской почве: зарисовки из жизни

Oct 17, 2012 17:43

В буддийском монастыре ребята были вполне славные. Ввалилась я туда наобум и говорю: «А можно мне здесь у вас пожить?»
- А тебе зачем? - поинтересовался Джон (кивиец лет около 60, который был на тот момент за старшего).
- Да вот, в тишине и уединении пожить захотелось, смысл жизни поискать.
Ну поговорил он ещё со мной, убедился, что я вполне в своём уме и не буйная («А то знала бы ты какие типы к нам иногда приезжают!»), и велел написать письмо попечителям фонда с просьбой пожить в монастыре - мол, такие вопросы попечители решают.

Попечители подумали и разрешили: за 15 долларов в день с условием 3-х часовых общественно-полезных работ («О, давно здесь женщины не жили, хоть кто-то окна помоет!» - обрадовались мне мужики в день моего заезда) и непременным посещением утренней и вечерней службы («А то человек ты незнакомый, мало ли что, а так мы хоть будем видеть каждый день, что ты жива-здорова и с катушек не съехала», - пояснил мне потом Джон). Без общественно-полезной деятельности «пожить» стоит 35 долларов в день - нехило так, учитывая, что можно снять комнату за 100-150 в неделю - причём с удобствами!



Храм стоит на горке, здесь виден только второй этаж, где живут ламы - со всеми удобствами (эта и все прочие фотки - с сайта монастыря)

Приехала я туда в понедельник днём, опоздав на пару часов: до западного моторвея я ухитрилась доехать правильно, а вот на моторвей съехала не в том направлении и пришлось ехать через центр города - совсем не по тому маршруту, по которому планировалось. Так что утреннюю «огненную пуджу» я пропустила - в тот день как раз праздновался день рождения (и одновременно просветления) Будды и служба была особая.
«Ну ничего, - утешили меня, - через часик начнётся ещё одна!»


За этот часик я как раз успела перетаскать шмотки в выделенный мне домик и немного оглядеться. Этот домик (как и все остальные в количестве около 6 штук) построили на заре буддизма в Зеландии - в 60-70-е годы. Самостоятельно и из подручных материалов - обычно тот, кто в этом домике жил длительное время. Я тоже намеревалась долго пожить и мне показали пригодный для этого и ещё незанятый домик: когда-то первый владелец там то ли теплицу, то ли оранжерею соорудил, сделав её практически частью дома. В таких хижинах для длительного проживания рядом есть туалет (обычный дощатый нужник), кухня с водой (из стоящего рядом огромного бака, куда набирается дождевая вода) и с маленькой газовой плиткой от газового баллона. Света обычно нет. Хотя рядом со моей, всего метрах в 50, была хижина, где был свет, зато не было ни туалета, ни кухни - видимо, потому, что от неё до общинного дома было всего-то метров 200. Жил там Дэвид - кивиец лет чуть за сорок, садовник по профессии, который учился в колледже и потому был весьма стеснён в средствах. Вот и жил в монастыре - я так понимаю, бесплатно, в отличие от меня, потому что ходил туда давно, а главное, занимался всеми хозяйственными делами, то есть вроде как завхозом монастыря работал. Вот с этим Дэвидом я в основном и общалась.

В моём же домике (кстати, у каждой хижины своё название и эта называлась... Zopa Hut) из удобств не было вообще ничего, кроме четырёх стен и крыши над головой - газовый обогреватель не считается, он всё равно не работал. Но было начало июня, комната выходила на север и за день отлично прогревалась, так что ночью можно было спать спокойно - если б не бешеные оппосумы, которые скакали всю ночь по крыше и орали дурными голосами. Жутковато, я вам доложу. Особенно когда в окно пялится огромный глаз полной луны, а вокруг буш,  и в радиусе полукилометра народу раз-два и обчёлся. Впрочем, днём из окна открывался приятный вид на заросшую бушем долинку и противоположный холм, где ночью светились окна фермерского дома - это вам не семидесятые, нынче все окрестности Окленда активно расхватали и застроили, подумаешь, километров 60-70 от центра города! Для Окленда это вообще не расстояние.



Zopa Hut - с мужской стороны

В общем, затащила я свои шмотки в домик, выбрала одну из имевшихся в наличии трёх кроватей, распаковалась в первом приближении и пошла на службу. По поводу праздника приехали человек 5 китайцев и ещё трое-четверо кивийцев; плюс «монахи» - всего человек 12 набралось. Меня усадили на подушку и дали текст «чего петь будем», но там было по-тибетски, правда, с транскрипцией для англоговорящих, а местами даже и совсем по-английски, но я очень быстро потеряла нить «чего поём» и потому в пении не участвовала, а больше разглядывала алтарь и косила глазом по сторонам. На алтаре было много красивых штучек (как потом оказалось, chant master их сам сделал и раскрасил), горело много свечей и лежали фрукты - которыми угощалась мышка, ничуть не смущаясь дневным светом, присутствием двуногих и громкими звуками пения и ударов гонга. Как мне потом объяснили, фрукты приносят прихожане (нынче в основном китайцы), сначала ими угощают мышку их ставят на алтарь, а через пару дней относят в общинный дом, где угощаются уже все желающие.



в храме (в красном одеянии слева - кажется, тот самый юный chant master)

После службы пришло время ужинать. В общинном доме есть 2 холодильника, электрическая плита, микроволновка, куча посуды и даже запас продуктов. Предполагается, что в монастыре живёт лама, но я попала в “пересменку”, когда старый лама уже уехал, а новый ещё не приехал, так что над храмом жил только юный chant master (с каким-то непроизносимым именем, так что я его буду именовать «тибетцем», хотя строго говоря, он из Ассама, то есть индиец). Так вот, продукты (и прочие нужные вещи) в монастырь в основном приносят прихожане - для ламы, которого монастырь полностью всем обеспечивает. В тот день китайцы принесли мыло-моющие средства, туалетную бумагу и непременные фрукты. И монастырь даже делится своими запасами - при мне приходили двое мальчишек лет 10 и просили сахар для выпечки. Дэвид им отсыпал сахара и объяснил мне, что мальчишки из бедной китайской семьи буддистов, живут по соседству и часто обращаются за помощью.
Остальные «монахи» заботятся о себе сами. В холодильнике у каждого своя отдельная полка. Молоко, чай, сахар общие - покупаются за счёт «фирмы», как это вообще принято в Зеландии. Мясо не запрещено, так что напрасно я переживала, что захватила с собой рыбные консервы.



Хижина со всеми удобствами рядом с храмом на склоне холма. На переднем плане - типичный бак для дождевой воды, на заднем плане -  типичный буш

В общинном доме ещё есть офис (с компом и телефоном), беспроводной доступ в интернет, горячая вода, душ, туалет и стиральная машинка. И ещё библиотека с буддийскими книжками - на английском. Для обогрева зимой используется большая печка, которая на самом деле ни черта не греет, потому что предназначена для угля (coal range), а топят её дровами как какую-нибудь wood furnace. Как мне объяснил Дэвид, дров она жрёт немеряно (а колка дров входит именно в его обязанности), а в результате собачий холод сменяется бодрящей прохладой и не более.

Из разговоров с Дэвидом я вообще много интересного узнала. В частности, о склоках в руководстве: менеджер фонда (юридического владельца монастыря) подала в отставку, а нового найти или выбрать никак не могут, потому и бардак. Прежняя менеджер так и живёт в монастыре, точнее, на монастырской земле: построила себе домик (рядом с дорогой, со светом, удобствами и гаражом) и будет там жить забесплатно до самой смерти, а потом домик отойдёт монастырю. После такого рассказа у меня даже мелькнула шальная мысль, а не выдвинуть ли мне свою кандидатуру в менеджеры? А что, офис-менеджером я уже работала, так что опыт есть. Зато построю себе домик в монастырских угодьях, а то другими способами покупка даже самой хилой хибары в такой близости от Окленда мне ну никак не светила. Но кто ж меня прям с улицы возьмёт? Да и имея некоторый опыт вращения в «высших сферах» в айкидо, я примерно представляла, что там в самых «верхах» творится, и мне не хотелось во все эти склоки и интриги окунаться. Неофиты никогда не видят того, что происходит внутри системы, а когда начинаешь расти в ранге... то бишь, погружаться в это всё поглубже... Ну, в общем, буддисты тоже люди, так что ничего удивительного.

Во вторник вечером после службы меня, Дэвида и ещё одну девушку (кажется, её звали Джинни) тибетец пригласил к себе поужинать. Под сочного барашка и жгучий перчик пошли разговоры разные, в том числе за жизнь. Стали меня пытать, откуда я и как там народ живёт. Обычно я просто говорю, что русская, поскольку про гордо независимый Кыргызстан а) никто не слыхал; б) постоянно путают с Курдистаном, который пользуется гораздо большей известностью. А про Россию все, разумеется, слышали, и неизменно следует реплика, что здешняя зима вам, наверное, кажется очень тёплой - при этом в уме собеседника рисуются картины снежных сугробов выше крыши и кровожадных медведей на улицах. Приходится объяснять, что да, зимой действительно снег лежит и температура ниже -20 опускается, но при этом в доме тепло! А не так, как здешней зимой, когда в солнечный день выходишь из дома на улицу, чтобы погреться! Потом я им рассказала про бесплатное жилье при Союзе (это они поинтересовались, есть ли у меня свой дом), про центральное отопление с горячим водоснабжением, про бесплатное образование и медицину.
“И что, ты совсем не платила за колледж?” - удивился Дэвид, для которого этот вопрос стоит особенно остро.
“Ни копейки. Это мне государство платило - за хорошие отметки стипендию”.
“Да-а-а, - задумчиво сказала Джинни, - а неплохо жилось в Советском Союзе…”

Это к вопросу о том, что на Западе представления о России, русских и Союзе действительно часто укладываются в стереотип “снег-медведь-водка-балалайка”. Эти тоже очень удивились, что я водку не пью. “Как, совсем?!”
Да, совсем. Ни капли ни разу в жизни не выпила. Ну не тянет меня на спиртное - и не одна я такая.

Ну а потом разговор как-то перешёл на английский язык, тибетцу захотелось похвастаться, как он читает, и он попросил не подсказывать. Прилежно водя пальцем по строчкам, он старательно выговаривал слова, иногда спрашивая, где тут ударение и что это слово значит.
Славный парень этот тибетец, приехал года полтора назад, не зная ни слова по-английски, а тут вот уже буддийские тексты вовсю читает (надо полагать, в английском переводе). С другой стороны, а чего ему ещё целыми днями делать? Монастырь стоит на отшибе, без машины не доберёшься, машины у него, естественно, нет, и если куда-то нужно поехать, то кто-то должен его катать - кстати, девушка Джинни как раз и взяла на себя все хозяйственные заботы для тибетца, пока руководство на верху выясняет между собой, кто, что, кому и как.

В общем, хорошо мы так посидели, пора было и честь знать, а то вставать к половине седьмого утра на службу - лично для меня рановато. Да и со слов Джона я поняла, что тибетец и сам не прочь поспать подольше - иногда будить приходится. Говорю же, нормальный отличный парень. И как я его понимаю - после собственного опыта ведения занятий по айкидо!

Анекдот знаете?
- Сынок, вставай! В школу опоздаешь!
- Ну мам, ну ещё пять минут!
- Вставай, пора уже!
- А можно я сегодня в школу не пойду?
- Нельзя! Ты ведь директор!

реальный мир, бытописательство, Зеландия

Previous post Next post
Up