Сказала я себе вчера и... не стала делать задание по курсу рисования. А вместо этого села рисовать тыковки линером )))
Потому что мне надоело рисовать не вообще, а именно учебные задания. Передоз у меня немножко: 30-го сентября начался второй курс по академ рисунку в школе Калачёвой, доступ к нему до 15-го ноября, а курс сложный, заданий довольно много, и поначалу я прям ошалело их делала.
Потом вдруг поняла, что ой, ещё даже октябрь не закончился, а до конца курса осталось не так уж много заданий. Впрочем, некоторые я хочу переделать, но и на это времени должно хватить, так что тпруууу, лошадей не гоним, хорошо бы немного и отдохнуть.
К тому же, я жду посылочку с Озона с угольными карандашами Дервент, которые хочу попробовать для этого курса, а то мои Фабер-Кастел ведут себя как-то не так, как у преподавателя на видео (а она как раз Дервентами рисует).
Блин, шесть угольных карандашей стоят 738 рублей - и это СО СКИДКОЙ!!!Без скидки они под штуку стоят. Но я уже на собственном опыте поняла, что плохими материалами хорошо рисовать не научишься... А уголь как раз мне очень нравится, я прям тащусь, поэтому и после курса однозначно буду рисовать. При этом угольные карандаши расходуются с какой-то космической скоростью, так что при активном использовании этой упаковки не так уж надолго и хватит...
Кстати, про художественные материалы. Встречалось мне в тырнетиках мнение, что на Западе не рисованию учат, а фигнёй занимаются, не дают настоящую, понимаешь, академическую базу, как это было при Союзе! И у нас тоже туда же народ скатывается, всякие упрощалочки, развлекалочки, типа "рисование портрета - это просто! учиться в художке сто лет не надо! париться не надо, мы вас быстро и весело всему научим! платите ваши денежки".
И я тут подумала, что да, разумеется, знание перспективы, пластической анатомии, пропорций, светотени и прочей мутотени теории есть штука безусловно полезная, НО!!! А в этом ли цель рисования? Так ли обязательно уметь рисовать реалистично?
Я ж всё грозилась рассказать, что я про рисование думаю, и вот, кажись, сподвигло меня ))
Но сначала всё же про материалы. Ибо за державу обидно - вот просто до слёз обидно!
Если мы тут все такие изобразительно продвинутые, с Эрмитажами, художественными академиями и прочая, а также ракеты в космос запускаем, и даже в области балета впереди планеты всей, то почему, массаракш и массаракш, мы не можем делать нормальные художественные материалы?!
Почему импортные лучше отечественных? Мы что, ракеты делать можем, а, например, акварельную бумагу не можем? Мозгов не хватает? Или руки не из того места растут?
Сдаётся мне, что отчасти причина в том, что у нас физики по факту победили лириков - по крайней мере во времена СССР так точно.
Ну кто такие эти художники? Мазюкают там что-то, аморальный образ жизни ведут, какой от них прок для народного хозяйства, а?! То ли дело физики! Молодцы какие, атомную бомбу сделали, атомные электростанции сделали, ракету в космос запустили, работают ведь, не покладая рук!
А что эти художники могут?! Толк с них какой? Ну разве что портреты членов Политбюро для чиновных кабинетов и демонстраций рисовать они могут. Ах да, ещё агитационные плакаты и карикатуры в "Крокодил" на загнивающий Запад. Ну ладно, ещё мультики, тоже штука для молодого поколения полезная в воспитательных целях. Ну и всё. Маловато будет!
И вот если посмотреть на систему обучения рисованию/живописи, то в Союзе она и была такая, очень сатурнианская: суровая, шаг влево-шаг вправо - а ну вернись в строй! Что за отсебятину и ахинею ты тут порешь? Что это за мазня непонятная и с явным буржуазным уклоном? СОЦРЕАЛИЗМ, ребятушки! И для начала ставим навык штриховки, а для этого берём рулон обоев и штрихуем - отсюда и до конца семестра!
Тогда как на Западе в этом смысле куда больше то ли демократии, то ли индивидуализма, то ли пофигизма ))
Этакое "я художник, я так вижу!" - и пофиг, что рисунок больше похож на детские каракули. Зато самовыразился! Проявил индивидуальность.
Не могу сказать, что одна система вот прям однозначно лучше другой. К примеру, я в недавнем скетч-замесе в школе Калачёвой участвовать не стала, потому что в первом же занятии нужно было работать с этаким шЫдевром... Ну, в общем, я в такое не играю. Да и вся идея этой движухи на этот раз мне не зашла. И баллами за выполнение заданий меня тоже на этот раз не соблазнить, ибо нафик мне не сдались эти баллы, мне бы с уже купленными курсами разгрестись...
Самовыражение - это прекрасно, но попытки сделать из этого шедевр искусства меня напрягают. Впрочем, я вообще в шедевры не верю и существование музеев, а также рисование картин на продажу не одобряю, но это совсем другой разговор, причём из параллельного мира ))
А в этом мире я в частности вижу, что некоторые со всех ног бегут продавать свои шЫдевры... Попалась мне как-то в ленте ФБ реклама: типа, рисую чуть больше года, но мои картины уже участвуют в выставке союза художников! Не хотите купить вот эту и эту и эту?
И к каждой картине минимум абзац текста с описанием, что это такое... о_О
Знаете, я всё же думаю, что если картине требуется целый абзац текста, чтобы зритель понял, что это вообще такое, то какбээээ... Обычно всё же наоборот бывает: картинками текст иллюстрируют, для большей доходчивости. Хотя ещё лучше, если в картинке и без слов всё понятно, причём каждому понятно что-то своё.
В ФБ была у меня подписка на пару групп, где желающие могут продавать свои картины "по дружеской цене" - от 1 рубля, а дальше аукцион, так что иногда картина за 1 рубль на самом деле уходит за несколько тысяч. И некоторые картины вполне себе этого стоят.
Но иногда там тааааакое выкладывают, да ещё с ценником этак в две с половиной штуки, что я смотрю на это и чувствую себя Микеланжело, не меньше. И ведь не смущаются авторы, что их произведения никто не покупает. Хотя нет, иногда всё же покупают - и вот это для меня ещё удивительнее.
Ну что ж, все фломастеры на вкус разные! Пост-модерн и всё такое.
Кстати, знаю тут один пример (просто видела работы в интернете и чуточку в курсе личной истории), когда человек учился и учится рисовать в разных школах, причём уже несколько лет, но продолжает рисовать на уровне школьника... Ну какбээээ... ну и чё? Зато человек доволен же! Делом занят, не бухает, не колется, ибо нептунианские энергии уходят в рисование.
И я даже вижу, что преподы старались, как могли, но вот не заходит человеку этот ваш реализЬм... Вообще ни с какого боку не заходит, причём сам человек этого даже не понимает и искренне уверен в своём хорошем прогрессе.
Ну, и так тоже бывает. Этот человек хотя бы не пытается свои шедевры продавать.
Что касается рисования вообще и обучения ему в частности, то цели и мотивы у каждого человека могут быть свои. Поэтому не стала бы я всех загонять в художку и пытать соцреализмом, и не стала бы смотреть сверху вниз на тех, кто этот ваш реализм рисовать не умеет.
Кто захочет научиться, тот научится - и очень здорово, что сейчас есть возможность учиться онлайн и без вот этой вот жести, как в художественных училищах/вузах: каждый от учёбы возьмёт столько, сколько готов взять сейчас - а потом, может быть, придёт за добавкой. И может быть, таки научится реализму )))
И да, я вижу, как люди учатся в этих онлайн-школах. Судя по работам, многие не удосуживаются особо выходить за рамки курса и учебных заданий, а кто-то и вовсе, похоже, рисует не с референса, а повторяет рисунок за преподавателем по видео.
Плохо ли это? Ну, учитывая, что, привыкнув копировать преподавателя, такой человек вряд ли сумеет что-то нарисовать самостоятельно, да ещё и с натуры, то, пожалуй, это плохо, ибо цель "научиться рисовать самостоятельно с натуры" не достигнута.
С другой стороны, если человеку просто нравится рисовать, он тащится от процесса, и его вполне устраивает результат, то почему бы и нет? Есть куча курсов и мастер-классов, как платных, так и бесплатных, рисуй не хочу! Всем хорошо, все довольны - и потребители этого контента, получившие удовольствие от процесса, и производители, получившие свои денежки (ну или просмотры и лайки).
Короче, все люди разные, у каждого может быть свой резон в изучении рисования, и важно не столько, каков этот резон, сколько ваше ОСОЗНАНИЕ этого.
Если уж вы рисуете, вам это нравится, а особенно если вы хотите развиваться и учиться, то стоит сесть и подумать: а зачем оно мне? Что мне это даёт? Чего я на самом деле хочу достичь?
Просто такое понимание целей позволяет определиться со средствами их достижения. Выбор всяческих обучалок нынче велик, а как выбрать, не имея критериев выбора? Нельзя прийти к цели, если не знаешь, куда идёшь.
Лично для меня рисование - это способ научиться видеть окружающий мир, расширить и углУбить восприятие, так сказать. Нейронные связи нарастить ))
Для чего необходимо научиться входить в другое состояние сознания, отличное от привычного нам, в наше время и в нашей культуре. Наше воспитание и особенно образование, вся наша культурная среда навязывает нам по сути пребывание во вполне определённом состоянии сознания - а оно не самое кристально ясное! Мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что нас научили видеть. Нам фильтры на восприятие поставили, понимаете? Тут вижу, тут не вижу. Чё вижу, сам не знаю.
Фильтры у нас, конечно же, есть в любом случае, но у каждого свои собственные - вот это и называется "собственный взгляд на мир". Но он именно СОБСТВЕННЫЙ, понимаете? А не стриженный под общую гребёнку.
Именно собственный взгляд и есть самое ценное в искусстве. Более ценное, чем чисто техническое совершенство, которое есть лишь ремесленный навык по сути.
Хотя и ремесленный навык тоже очень ценный!!!
Именно реалистичное рисование с натуры, набивание руки и тренировка глаза, и позволяет научиться эту натуру ВИДЕТЬ. Вы сейчас, скорее всего, даже не понимаете, о чём я - я и сама этого не так давно не понимала, пока восприятие не поменялось на столько, что стала заметна разница. В рисунках прежде всего )))
А поскольку самой сложной из доступных нам натур является само человеческое тело, то и умение нарисовать его реалистично служит показателем достаточно высокого развития ваших ремесленных навыков.
Теоретически, по ходу дела вы и способность видеть по-другому тоже сумели развить до заметно другого уровня. Но это не точно, ибо навык есть навык, его по-разному нарабатывать можно - в том числе тупо количеством, не всегда переходящим в возможное качество.
А вот когда вы понимаете, что через набивание руки и тренировку глаза вы по сути учитесь работать в другом состоянии сознания, то весь процесс обучения может идти более осознанно, более целенаправленно - и потому, скорее всего, быстрее ;-)
И тогда всякая там теория про перспективу и анатомию перестаёт быть мукой и скукой и обретает смысл.
Что я вижу, как я вижу, почему я так вижу, как это всё устроено - это же очень увлекательные вопросы.
Рисовать, чтобы лучше видеть. Видеть и понимать, как оно всё устроено, взаимосвязано, переплетено.
Ваши рисунки - это отражение вашей картины мира.
Чем они изощрённее и изящнее, тем более сложная и красивая картина мира у вас в голове, понимаете?
Если вы можете что-то нарисовать "как живое", то вы разобрались в этом объекте, вы его действительно ЗНАЕТЕ. Обычно же мы знаем всего лишь СЛОВА, обозначающие объекты.
Причём мы знаем даже такие слова, с которыми у нас вообще никаких образов не связано. Например, вы можете знать, что коростель - это птица, но при этом вы его в глаза не видели, а потому, увидев, не узнаете.
Сколько вообще видов животных и растений вы можете нарисовать? Опознать при встрече?
Велосипед нарисовать можете? Чтобы это сделать, надо разобраться, как он устроен ))
И в каком-то смысле это НЕ нормально, потому что мы не знаем окружающий нас мир, мы знаем только слова, которые кто-то придумал, чтобы обозначить и описать этот мир.
Рисование - это способ перестать думать словами и начать думать образами, картинками. Рисуя, мы осознаём мир и себя самих.
А это штука потенциально опасная, ибо если все будут такие осознанные и уникальные, то стада баранов из них уже не получится. Может, это и есть настоящая причина, почему в наших школах рисование (и музыка!) в загоне. Слишком трудно с этими лириками/художниками, неуправляемые они какие-то, всё витают непонятно где, не знаешь, чего и ожидать от них...
Уф, что-то как-то очень многА букоФФ получилось... Много и, боюсь, невнятно. Ну уж как получилось, я старалась. Возможно, с развитием навыка мыслить образами способность внятно выражаться словами несколько ухудшается ))
И раз уж я тут про уголь рассказывала, то покажу вам вот такого ворона углём, а то как же без картинки-то? Без картинки столько букоФФ уж совсем скучно будут выглядеть!
Кстати, как у вас прошли четверг и прочие выходные? У меня - фееричненько так ))
В четверг поколбасило, хотя и не так сильно, как в прошлом месяце на проходе Луны по троице в Козероге: проснулась с головной болью и весь день ходила с этой перемежающейся головной болью, но хоть не до состояния "лежим лапками кверху или обнимаемся с белым другом".
Зато суббота была что-то с чем-то )))
Я наконец сподвиглась на разбор (некоторых) завалов и ударную уборку в доме, выкинула ковёр из спальни - и внезапно задышалось гораздо легче. Похоже, ковры не только пыль на себя собирают, но и прочую хрень. Нафик, нафик, пусть лучше голый пол!
Вообще, похоже, эти дни меня прицельно развернули в сторону дома и его обустройства. Присвоения себе своего жизненного пространства ;-)
Важная штука на самом деле, даже наиважнейшая, но это совсем отдельный разговор.
И да, в продолжение разговора об обучении рисованию: хотите узнать про мой опыт с разными школами/курсами и прочими ресурсами? Куда идти стоит, а куда не стоит? Ну или точнее, куда стоит идти за чем?
А то вдруг вы сподвиглись учиться рисовать видеть мир ;-)