Красивая картинка, да? Впечатляет? )))
Если вы подумали, что я вас тут магии учить собираюсь, то ошиблись: жаб варить и заклинания читать не будем, делать кукол вуду и наводить порчу тем более )))
На самом деле я вам хочу дать отрывочек из книги по... психологии!
Но магам тоже полезно будет, ага ;-)
Товарищи участники курса, читаем особенно внимательно, вам это пригодится!
________________________________________________
взято из книги Гиллигена "Наследие Милтона Эриксона"
Ритуалы, возможно, являются старейшей формой терапии. Фактически в каждой культуре есть свои разработанные ритуалы для основных социально-психологических событий.
Ритуалы перехода - такие как крещение или конфирмация, свадьба и похороны - всегда использовались как переходные мосты с одного этапа жизни на другой: при рождении, окончании учебы, продвижении по службе, достижении зрелости, вступлении в брак, выходе на пенсию, смерти и т.д.
Последовательные ритуалы, такие как юбилеи и праздники, подтверждают и воспроизводят ценности системы и принадлежность к ней. Ритуалы исцеления помогают восстановиться пос ле травмы и вернуть отделившегося человека в социально-психологическое сообщество. Ритуалы искупления служат для получения прощения и возмещения нанесенного вреда.
С современной точки зрения, ритуал можно рассматривать как сильную, чувственно-символическую структуру, которая воссоздает и преобразует тождественность человека. Сила его состоит в том, что участники входят в состояние сильной погруженности, исключающей все другие системы восприятия.
Он чувственный, поскольку аналитические и другие «одношаговые» процессы депотенциализируются, оставляя участников глубоко поглощенными такими первичными процессами, как телесные ощущения, внутренние образы и автоматические (спонтанные) процессы.
Он символичен, потому что мысли, чувства и поведение приобретают иное значение. (Например флаг, накрывающий гроб, означает большие заслуги покойного перед родиной, обручальное кольцо означает священную связь и т.д.)
И наконец, ритуалы играют важную роль на мета-уровне идентичности человека. Они подтверждают или трансформируют, говоря глубинным языком культуры, место человека в сообществе. Другими словами, они представляют собой мета-общение между индивидом и обществом.
Ритуалы - это больше, чем церемонии, и они отличаются от норм обычного поведения. Церемония становится ритуалом только тогда, когда участники полностью погружаются в нерациональный и архаичный язык, а пока этого не произошло - это просто традиционная последовательность действий, несущая мало терапевтической ценности. (Например, ребенком я рос в ирландской католической семье,
и я совершенно определенно не входил ни в какое ритуальное пространство во время ежевечерней церемонии, в продолжение которой вся семья стояла на коленях и молилась!)
Подобные же характеристики отличают ритуалы от норм поведения.
Ритуалы включают в себя заранее определенную последовательность действий, входе осуществления которой практически не требуется сознательно принимать решения. Не допускается никаких мета-комментариев (например, разговор про себя или оценивание), так что ни одна часть системы не отделяется в качестве «внешнего наблюдателя», тем самым позволяя проявиться целостным свойствам системы.
Ритуальное пространство отмечается специальными символами: место проведения, особая одежда, определенные слова, определенное поведение и предмет, который используется, чтобы подчеркнуть особенность, уникальность ситуации.
Предварительная и заключительная фазы используются как введение в ритуальное пространство и выход из него.
...Конечно, не все ритуалы являются терапевтическими. На самом деле многие симптомы пациентов терапии можно рассматривать как проявления дисфункциональных ритуалов, в которых индивиды воссоздают негативный образ Я, характеризующейся самораз рушением и беспомощностью. Например, сексуальное насилие можно рассматривать как травматический ритуал, в ходе которого биологические и психологические границы человека нарушаются и раз рушаются. Это запускает немедленное автоматическое нарушение принадлежности человека к остальному миру, порождая своего рода негативный транс, для которого характерны такие гипнотические явления, как искажение времени, отчуждение отдела, регрессия, амнезия и т.д.
Это состояние разобщенности может продолжаться неопределенно долго (годы и даже десятилетия), приводя к отгораживанию от остального мира и ложному отождествлению себя с «сутью» травматического события.
Такое ложное отождествление включает в себя свод определений, например: «Мое тело нужно насиловать», «У меня нет границ», «Моих собственных потребностей не существует», которые приводят в действие последующее саморазрушительное поведение (включая еду, наркотики, отношения и т.п.).
______________________________________
Собственно, подход автора книги, Стивена Гиллигена, психотерапевта, занимающегося эриксоновским гипнозом, состоит в том, что если симптом/проблему пациента можно описать как ритуал, то и "вылечить" её тоже можно ритуалом - позволяющим человеку перейти в другое состояние сознания, оставить позади своё старое Я.
То есть, ритуалы очень часто связаны с неким переходом из одного состояния в другое - что позволяет не застревать где-то "между", не зависать посередине между "было" и "стало", как это нередко у нас теперь получается, ибо мы перестали чётко обозначать точки перехода, осознавая, что и зачем мы делаем (хотя на бытовом уровне обрядовые действия нередко сохраняются, вот только смысл уже утрачен, а без смысла оно... без-смысленно!).
Однако, эти переходы не обязательно про что-то глобальное, типа замуж или ребёнка родить, они могут быть и чисто "бытовые" - например, смена сезонов, поворот Колеса Года, как это называется.
Наши предки всегда ритуально праздновали эти события: например, Масленица была праздником прихода весны, весеннего равноденствия (пока не вмешалось христианство, из-за которого пришлось увязать дату Масленицы с Великим постом).
В это время состояние окружающего мира меняется, и если мы не подстраиваемся под это состояние, то выпадаем из потока, из резонанса с миром - и тушке может быть хреново...
Поэтому если вы ещё не отпраздновали Масленицу, то стоит это сделать 20-21 марта, ну или в выходные после них, а для информации и вдохновения на этот счёт вот вам интересное видео ;-)
Click to view
UPD Вчера в городе праздновали Масленицу. Во время праздника пошёл дождь. Ночью подморозило, до слоя инея на крышах и на земле. Сегодня снег пошёл... Зима вернулась???
Похоже, организаторы праздника что-то там попутали в сценарии %-D