Что такое ритуалы?

Mar 11, 2019 10:37



Красивая картинка, да? Впечатляет? )))

Если вы подумали, что я вас тут магии учить собираюсь, то ошиблись: жаб варить и заклинания читать не будем, делать кукол вуду и наводить порчу тем более )))

На самом деле я вам хочу дать отрывочек из книги по... психологии!
Но магам тоже полезно будет, ага ;-)

Товарищи участники курса, читаем особенно внимательно, вам это пригодится!
________________________________________________
взято из книги Гиллигена "Наследие Милтона Эриксона"

Ритуалы, возможно, являются старейшей формой терапии. Факти­чески в каждой культуре есть свои разработанные ритуалы для основных социально-психологических событий.

Ритуалы перехода - такие как крещение или конфирмация, свадьба и похороны - все­гда использовались как переходные мосты с одного этапа жизни на другой: при рождении, окончании учебы, продвижении по служ­бе, достижении зрелости, вступлении в брак, выходе на пенсию, смерти и т.д.

Последовательные ритуалы, такие как юбилеи и празд­ники, подтверждают и воспроизводят ценности системы и принад­лежность к ней. Ритуалы исцеления помогают восстановиться пос­ ле травмы и вернуть отделившегося человека в социально-психоло­гическое сообщество. Ритуалы искупления служат для получения прощения и возмещения нанесенного вреда.

С современной точки зрения, ритуал можно рассматривать как сильную, чувственно-символическую структуру, которая воссозда­ет и преобразует тождественность человека. Сила его состоит в том, что участники входят в состояние сильной погруженности, исклю­чающей все другие системы восприятия.

Он чувственный, посколь­ку аналитические и другие «одношаговые» процессы депотенциализируются, оставляя участников глубоко поглощенными такими первичными процессами, как телесные ощущения, внутренние об­разы и автоматические (спонтанные) процессы.

Он символичен, по­тому что мысли, чувства и поведение приобретают иное значение. (Например флаг, накрывающий гроб, означает большие заслуги по­койного перед родиной, обручальное кольцо означает священную связь и т.д.)

И наконец, ритуалы играют важную роль на мета-уровне идентичности человека. Они подтверждают или трансформиру­ют, говоря глубинным языком культуры, место человека в сообще­стве. Другими словами, они представляют собой мета-общение между индивидом и обществом.

Ритуалы - это больше, чем церемонии, и они отличаются от норм обычного поведения. Церемония становится ритуалом только тогда, когда участники полностью погружаются в нерациональный и архаичный язык, а пока этого не произошло - это просто традиционная последовательность действий, несущая мало терапевтической цен­ности. (Например, ребенком я рос в ирландской католической семье,
и я совершенно определенно не входил ни в какое ритуальное про­странство во время ежевечерней церемонии, в продолжение которой вся семья стояла на коленях и молилась!)

Подобные же характеристики отличают ритуалы от норм пове­дения.
Ритуалы включают в себя заранее определенную последова­тельность действий, входе осуществления которой практически не требуется сознательно принимать решения. Не допускается ника­ких мета-комментариев (например, разговор про себя или оцени­вание), так что ни одна часть системы не отделяется в качестве «внешнего наблюдателя», тем самым позволяя проявиться целост­ным свойствам системы.

Ритуальное пространство отмечается специальными символами: место проведе­ния, особая одежда, определенные слова, определенное поведение и предмет, который используется, чтобы подчеркнуть особенность, уникальность ситуации.
Предварительная и заключительная фазы используются как введение в ритуальное пространство и выход из него.

...Конечно, не все ритуалы являются терапевтическими. На самом деле многие симптомы пациентов терапии можно рассматривать как проявления дисфункциональных ритуалов, в которых индиви­ды воссоздают негативный образ Я, характеризующейся самораз­ рушением и беспомощностью. Например, сексуальное насилие мож­но рассматривать как травматический ритуал, в ходе которого био­логические и психологические границы человека нарушаются и раз­ рушаются. Это запускает немедленное автоматическое нарушение принадлежности человека к остальному миру, порождая своего рода негативный транс, для которого характерны такие гипнотические явления, как искажение времени, отчуждение отдела, регрессия, ам­незия и т.д.

Это состояние разобщенности может продолжаться неопределенно долго (годы и даже десятилетия), приводя к отгораживанию от остального мира и ложному отождествле­нию себя с «сутью» травматического события.
Такое ложное отож­дествление включает в себя свод определений, например: «Мое тело нужно насиловать», «У меня нет границ», «Моих собственных по­требностей не существует», которые приводят в действие последу­ющее саморазрушительное поведение (включая еду, наркотики, от­ношения и т.п.).
______________________________________

Собственно, подход автора книги, Стивена Гиллигена, психотерапевта, занимающегося эриксоновским гипнозом, состоит в том, что если симптом/проблему пациента можно описать как ритуал, то и "вылечить" её тоже можно ритуалом - позволяющим человеку перейти в другое состояние сознания, оставить позади своё старое Я.

То есть, ритуалы очень часто связаны с неким переходом из одного состояния в другое - что позволяет не застревать где-то "между", не зависать посередине между "было" и "стало", как это нередко у нас теперь получается, ибо мы перестали чётко обозначать точки перехода, осознавая, что и зачем мы делаем (хотя на бытовом уровне обрядовые действия нередко сохраняются, вот только смысл уже утрачен, а без смысла оно... без-смысленно!).

Однако, эти переходы не обязательно про что-то глобальное, типа замуж или ребёнка родить, они могут быть и чисто "бытовые" - например, смена сезонов, поворот Колеса Года, как это называется.

Наши предки всегда ритуально праздновали эти события: например, Масленица была праздником прихода весны, весеннего равноденствия (пока не вмешалось христианство, из-за которого пришлось увязать дату Масленицы с Великим постом).
В это время состояние окружающего мира меняется, и если мы не подстраиваемся под это состояние, то выпадаем из потока, из резонанса с миром - и тушке может быть хреново...

Поэтому если вы ещё не отпраздновали Масленицу, то стоит это сделать 20-21 марта, ну или в выходные после них, а для информации и вдохновения на этот счёт вот вам интересное видео ;-)

image Click to view



UPD Вчера в городе праздновали Масленицу. Во время праздника пошёл дождь. Ночью подморозило, до слоя инея на крышах и на земле. Сегодня снег пошёл... Зима вернулась???
Похоже, организаторы праздника что-то там попутали в сценарии %-D

Путь к себе 2019, Магия, Психология

Previous post Next post
Up