Непридуманные истории - 3. Тянь-шаньская пленница - полвека спустя

Jan 17, 2013 15:07

Если уж в советские времена невест крали, то с наступлением полного беспредела независимости совсем страх потеряли. Дошло до того, что несколько украденных девушек сожгли себя заживо в знак протеста. Причём крадут даже старшеклассниц чуть ли не прямо с выпускного бала.

По статистике, за 4,5 часа в республике похищаются 6 девушек, за сутки - 32, за неделю - 227, за месяц - 1 000, за год - 11 800, из них практически каждая шестая подвергается сексуальному насилию. При этом за 2009 год возбуждены уголовные дела: 3 - по статье 154 (принуждение к вступлению в брачные отношения с лицом до 16 лет), 14 - по статье 155 (принуждение к вступлению в брак). Итого 17 уголовных расследований, или 1 из 700 случаев. А приговоров по этим делам вынесено 8, или 1 из 1 500.
В 2007 году в рамках гуманизации уголовной политики в статью 155 УК КР были внесены поправки: лишение свободы до пяти лет на ограничение свободы до трех лет либо штраф в размере 100-200 расчетных показателей. При том что по статье 165 УК, ч. 1 за скотокрадство предусматривается наказание до трех лет.



Проблема эта широко обсуждается, и многие признают, что виноваты и сами родственники девушки: вместо того, чтобы защитить свою дочь и сестру, они начинают на неё давить, укоряя позорностью уже самого факта ночёвки в чужом доме. Но даже если украденная девушка возвращается домой, то заявление в милицию практически никогда не пишется.

Надо заметить, что у киргизов женщина пользуется достаточно большой свободой и уважением в обществе. Например, выходя замуж, брать фамилию мужа не принято. С другой стороны, полно  случаев, когда невестка в семье мужа находится на положении фактически рабыни и делает всю домашнюю работу. То есть, как это всегда бывает, реальность не белая, и не чёрная, а как минимум в полосочку.

Лично я думаю, что правы те, кто считает, что кража невесты не является "красивым старинным обычаем", а появилась во времена, когда баи и манапы стали умыкать понравившихся девушек силой (чему способствовало и проникновение ислама с его терпимостью к многожёнству). Основой "обычая" стали случаи, когда молодые люди решались на брак вопреки воле родителей (например, парень был беден и не мог выплатить калым), и тогда девушку "похищали" - по предварительной договорённости и с её согласия.

Сейчас это происходит это примерно так: девушку обманом или силой привозят в дом "жениха". Там ей предлагают "надеть платок" - то есть добровольно согласиться на брак. Если она отказывается, женщины из родни "жениха" начинают её стыдить, говорить, что теперь она всё равно опозорена и никто её замуж не возьмёт. Если девушка пытается уйти, на порог кладут лепёшку, а переступить через хлеб нельзя - всю жизнь счастья не будет. Или вообще поперёк порога ложится старушка и грозится проклясть негодницу, если та через бабушку перешагнёт. Ну и нередко просто насильно устраивают бедняжке "брачную ночь" - для верности, чтоб не трепыхалась. А родителям девушки дарят подарки, чтобы откупиться.

Историй таких (с концом разной степени «счастливости») пруд пруди, но одну мне довелось узнать что называется из первых рук.

[непридуманная история]Когда я училась в Японском центре, рядом со мной сидела девушка-киргизка по имени, ну скажем, Гуля. Приехала она из Нарына, училась в Университете на 3-м курсе и заодно изучала японский на курсах. Славная такая девчушка, неглупая и старательная, но учиться ей было нелегко, потому что занятия велись в основном на русском (и немного на японском), а русский она пока плохо понимала, несмотря на пятёрку в школьном аттестате.

«Ну а что пятёрка? Учительнице кто крышу перекрыл, кто огород вскопал - вот и пятёрка. Я когда в город приехала, по-русски совсем не понимала, только теперь хорошо понимать начала. Даже в университете в русскую группу перевелась. Давай с тобой по-русски говорить будем?» - сказала мне как-то Гуля.

Ну что ж, почему бы и нет - по-русски я хорошо говорю, в отличие от японского. И за всякими разговорами помимо всего прочего рассказала мне Гуля такую историю:


«Я тогда в общежитии жила, на втором курсе уже училась. Позвали меня как-то девчонки погулять, а тут он с дружками - затолкали меня в машину и увезли. А девчонок, оказывается, специально подговорили. Я его даже не знала, так, видела несколько раз в общежитии. Я ему понравилась, а я и не знала. У меня и парня никогда не было.
Привёз он меня к себе домой, а там какое-то совсем глухое село. Дом разваливается, семья бедная. Мои родители, когда узнали, приехали за мной, сначала вроде забрать хотели, потом уговаривать стали: мол, не позорься, три дня прошло, смирись, что теперь поделаешь, оставайся.
А как оставаться? Я учиться хотела, а в этой деревне что? Но родители настояли. Я замуж за него вышла. Он тоже учёбу бросил, мы с его родителями жили.
Я всю работу по хозяйству делала. Потом забеременела. И как представила, как я здесь всю жизнь вот так жить буду. И дети мои тут тоже вот так же жить будут.
И тогда я поняла, что не хочу такой жизни. Аборт сделала. Ушла от него. Сказала, что если попытается меня вернуть, в милицию на него заявлю. Пусть посадят. Испугался.
А я обратно в город уехала. Восстановилась в университете. Год из-за него потеряла, подружки уже на четвёртом курсе учатся, а я только на третьем. Но не жалею. Если б там осталась, хуже было бы. Ничего бы у меня не было. А так ничего, наладится всё. Сестрёнка вот тоже учиться приехала. Родители нам комнату сняли, я больше в общаге не живу. Хорошая комната, тут недалеко, на занятия пешком хожу.»

А однажды в мае, когда в воздухе стоял густой аромат сирени и близились экзамены, заявилась моя Гуля на занятия в возбуждённо-счастливом состоянии духа.
- Кажется, я влюбилась! - смущённо призналась она, сияя от счастья. - Я всю ночь не спала, мы бродили по бульвару и целовались! И это было так здорово!

А я смотрела на неё и думала, что она очень сильная девочка и всё у неё в жизни непременно получится.

Непридуманные истории, Киргизия, бытописательство

Previous post Next post
Up