Продолжение.
Начало здесь... -Раз уж зашла речь о впечатлениях, сегодня в Штатах многие гуру говорят о том, что мы живет в экономике «впечатлений», и предпочитаем новый магазин старому просто потому что он новый, мы там ещё не были, и это гарантирует нам получения нового впечатления. И это происходит независимо от того, что мы собирались приобрести. Можно ли считать подобное поведение неотъемлемой частью идеального общества?
RJ: Да.
-Это очередная ступенька на пути к нему?
RJ: Нет, этот аспект будет центральным звеном. Следующим шагом будет определение того, о каких впечатлениях мы говорим. Вы предпочтете один торговый центр другому из-за качества обслуживания? Или потому что там собраны последние новинки? Или потому что вы ощущаете себя первооткрывателем? Или вы чувствуете себя «крутым» просто находясь там?
-С впечатлением всё понятно, но к нему прилагается история. С недавнего времени компании и маркетологи постоянно говорят нам о том, что невозможно увлечь людей не рассказав им истории. Очевидно мы восприимчивы к историям. Почему?
RJ: Ну, моя следующая книга именно об этом. Она называется «Штурм сердца» (Heartstorm) по аналогии с мозговым штурмом. Она о сторителлинге, но на английском пока не вышла. Потребность в историях стара как мир, в этом нет ничего нового. Но за последнее столетие мы слишком увлеклись фактами и рациональным поведением. И, чтобы восстановить баланс, нам фактически нужно заново открыть то, что мы уже когда-то знали и делали. Когда я говорю о своей книге « Общество Мечты» я подчеркиваю, что это цель, тогда как сторителлинг- средство достижения этой цели. Чтоб понять это, вспомните о книге «Кто трогал мой сыр?». По сведениям издательств, было продано более 15 миллионов экземпляров этой книги. Это история. Это метафора. Она обращается прямиком к вашему сердцу, к вашим эмоциям. Она о том, как быть готовым к переменам в компаниях. В этой книге нет ничего рационального. Она о мышах в лабиринте (смеётся). Странно, что можно убедить менеджеров и сотрудников компаний приготовиться к изменениям с помощью маленькой глупой истории. Но именно это и происходит. Потому что эта история минует разум, она воздействует на другом уровне. Когда вы читаете её, вы думаете ну разумеется, мы должны быть готовы к переменам. Это просто пример. С другой стороны, у вас есть книга Гарвадской Бизнес Школы о менеджменте изменений. Она разговаривает с вашим разумом. Автор книги пишет о том, что 75% начинаний неуспешны из-за отсутствия достаточной мотивации к изменениям. И поэтому она не работает. Пожалуйста, обращайтесь лучше к сердцу. Мы должны заново открыть сторителлинг, потому что это более эффективное средство общения чем любое другое. И, разумеется, нас очаровывают истории.
-Вы встречаете людей и можете сказать им: «Расскажи мне свою историю. Какова твоя история?» Таким образом мы ожидаем, что люди формулируют и запоминают свои истории. Возможно, мы находим людей интересными ровно настолько, насколько хорошо они поработали над своими историями.
RJ:Именно так. Когда вы смотрите «Крестного отца» вы действительно надеетесь на то, что его семья победит. После этого если вы спросите людей что они думают по поводу организованной преступности, они, разумеется, ответят, что ненавидят её всеми фибрами души. Но они всё равно будут надеяться, что семья крестного отца победит.
-Это правда. Как раз сейчас мы в Америке смотрим «Клан Сопрано», это что-то вроде современной версии «Крестного отца». Но во главе семьи стоит очень гуманный Дон, который ходит к психотерапевту. Это очень непростая история, и, уверен, именно этим она и нравится зрителям.
RJ: Мы, конечно, сочувствуем им, несмотря на то, что они нарушают закон.
-Мы вроде как берём у реальности таймаут. Мы в ловушке своих эмоций. На экране мы видим человека, который пытается понять что-то в себе, и этим он привлекателен для нас.
RJ:Это лишний раз демонстрирует силу сторителлинга.
-В какой-то момент вы сказали: «Визуальный образ будет самой важной формой коммуникации в будущем, или в « обществе мечты»».
RJ: Во-первых, это происходит уже сейчас. С телевидением, с мобильными телефонами. Они постепенно становятся визуальными. Потом видео. Если вы знаете факты, вы можете привнести эмоции в картинку для более сбалансированного общения. Хорошая картинка и хорошее видео способны передавать больше материала, как фактического, так и эмоционального, чем печатное слово.
-Вы говорите о Гренландии как о месте назначения/цели «общества мечты». Почему? Лично я интересуюсь Гренландией, потому что огромный кусок льда в Северном Атлантическом океане звучит очень заманчиво. Но почему вы упоминаете её в своей книге?
RJ: На самом деле причин несколько. Во-первых, природа величественна. Во-вторых, есть огромное количество историй, связанных с Гренландией. Истории путешественников пересекающих Гренландию на лыжах. Сказки, мифы и легенды. И они умеют их рассказывать. Поэтому я предположил, что это идеальная страна для «идеального общества».
-То есть места, где люди помнят свои мифы и пересказывают их, помогут другим местам вернуться к своим собственным мифам?
RJ: Да. Коренные американцы на западном побережье и в Канаде делают большие деньги на
сторителлинге, создавая различные маски и тематические парки. То есть это уже началось. И Гренландия может стать еще одним таким местом.
-Мы говорили о рынке. Потом вы говорили о человеке в «обществе мечты». Вы говорили об этой концепции. Вы можете кратко сформулировать, что вы имеете в виду?
RJ: У нас есть старая концепция работы, которая заключается в том, что мы работаем, чтобы прокормить семью. Но мотивация работы меняется. Мы работаем ради признания, это важная часть нашей жизни, мы выражаем себя через то, что мы делаем. Работа должна быть в радость, и не важно насколько она тяжела, если вы воспринимаете её как часть своей жизни. Меняется само определение работы, данное еще «голубыми воротничками» социалистами. Поэтому я говорю, что работа перестает быть тяжким трудом, и становится тяжким весельем (hard fun), появляется позитивное определение работы. В Штатах существуют контртренды в этой области, но считаю, что это все же происходит в северных странах.
-Мне это напоминает одного из наших друзей Сэлли Хельгесена, которая много сделала на поприще изучения рабочего места и женщины на рабочем месте. Её последняя книга называется «Процветание на рабочем месте», и в ней она говорит о тех же тенденциях- понятия рабочее место, работа и развлечение смешиваются. И она рассказывает о модели, когда у вас больше нет выходных, вы просто делаете то, что вы обычно делаете в своей жизни, но каждый день. То есть я могу проснуться, немного поработать, потом пойти и заняться делами, например сдать вещи в химчистку, хотя раньше я делал это по воскресеньям, мы просто больше не утруждаем себя разделением личной и рабочей жизни.
RJ:Я думаю это могло бы привести к позитивным результатам. Хотя на сегодняшний день большинство людей испытывают конфликт между личной жизнью и работой. Это изменится. Всё большему количеству людей нравится то, чем они занимаются. Работа может быть тяжелой, но это не мешает им наслаждаться ею. Это как играть в шахматы. Вы же получаете от этого удовольствие, не правда ли? Но вы не смеётесь. Я до сих пор люблю играть сам с собой. Или игра в карты. А если вы играете в Монополию? Тогда вы много смеётесь (смеётся). Может быть, Монополия станет метафорой для работы будущего.
-Что касается моих друзей и коллег, им нравится то, что они делают, и они погружаются в свою работу на 100%, тогда как мой отец уходил с работы в 5, и, кажется, ненавидел каждую минуту своего восьмичасового рабочего дня.
RJ: И разве прямо сейчас мы ни работаем? Что-то вроде того. Но, с другой стороны, разве мы не беседуем на интересные темы? Безусловно. С точки зрения работника прошлого, мы занимаемся ничегонеделаньем, мы просто разговариваем по телефону. (смеётся)
Спасибо.
Email:
rj (at) dreamcompany.dk Web site:
www.dreamcompany.dk ГИД ПО СТОРИТЕЛЛИНГУ...