Rainaldo продолжает мой
рассказ об истории создания "Персея" Челлини рассказом о его, "Персея", реставрации.
В середине 90-х годов эта скульптура срочно потребовала серьёзнейшей реставрации - а заодно и исследования, к которому были привлечены научные силы и аппаратура с передового края наук конца XX века. Всего лишь пустой фанерный куб, оклеенный изображениями статуи с разных сторон, красовался в Лоджии Ланци, сохранившей это название с XIV века, когда вместо задуманной крытой площадки для процессий Синьории получилась лишь большая караульная будка для наёмных ландскнехтов; кстати - уже через 2 века за ненадобностью тот самый Козимо I Медичи отдал лоджию в полное распоряжение скульпторам. Как и многое другое во Флоренции, кажущееся порождённым на потребу туристам позднейших времён, на деле часто обнаруживает гораздо более укоренённую в культуру этого города историю.
Попутно следует упомянуть и о неком невольном "идеологическом противостоянии" (давно уж для нас не актуальном) Персея Челлини с героем другого рассказа - Давидом Микеланджело (
http://realcorwin.livejournal.com/166004.html).
Как ни странно, и то, и другое творение в значительной мере обязано существованием "социальному заказу". Но если юный Микеланджело исполнил заказ Синьории на символ победы Республики, избавившейся от голиафов-Медичи (за что, вкупе со строительством новых оборонительных стен, и поплатился затем на долгие годы, вынужденный скрываться от расправы в церковке св. Николая под нынешней обзорной Пьяццале Микеланджело, а затем бежать в Рим "замаливать грехи" под крылом Папы, тоже из рода Медичи)... То на долю Челлини досталась прямо противоположная "задачка". Поквитаться с уже всеми признанным шедевром Микеланджело рука Козимо Первого не поднялась (в отличие от руки самого Давида, опустившейся тогда на голову повинного лишь в излишних восторгах путешественника) - хотя всё иное прекрасное оформление Дворца Синьории, также прославлявшее победы Республики, было по его приказу в одночасье уничтожено и затем подменено более помпезным и менее талантливым. Но сохранилось более чем достаточно свидетельств, что под новоявленным Персеем Козимо подразумевал именно себя, отрубившего голову республиканской гидре.
Но вернёмся к реставрации.
Искусные флорентийцы и её превратили в грандиозный туристический аттракцион. Производилась она в помещении-ангаре внутри здания Уффицы, под потолком которого была сделана галерея для туристов, а на десятке мониторов можно было наблюдать текущие и уже проделанные исследования и работы. Даром, что интернета тогда ещё в широком ходу не было, а очередь "к Персею" подчас конкурировала с очередью в Уффицы по противоположной стороне.
Что же касается мест во Флоренции, связанных с личностью Бенвенуто Челлини, то по ним можно было бы провести отдельную запоминающуюся экскурсию (даром, что само имя этого скульптора и знатока флорентийских искусств и нравов - весьма "туристическое": Benvenuto по-итальянски означает Добро пожаловать!), скажем, от воздвигнутого ему бюста на Старом Мосту (Понте Веккио), по кварталу Дворца - и с апофеозом в музее Барджелло (тоже, кстати, для меня более гармоничном и вдохновляющем для новых визитов, чем Уффицы).
Если же снизить под конец "интеллигентность" разговора и вспомнить обсуждение одного из "достоинств" Давида, то можно отметить любовь туристов и фотографов к некоторым "проекциям" меченосного силуэта Персея, - как, впрочем, и фигуры Нептуна работы Амманнати в фонтане вблизи них обоих (тоже не блещущего "мужскими размерами" напрямую, зато сжимающего на рискованном уровне некий торчащий жезл), и даже Геракла с побеждённым Какусом (по другую сторону крыльца от Давида) - по впечатлениям развращённой публики, принуждающего беднягу к сомнительным действиям. Да простят мне великие эту немудряще-плотскую улыбку. А библейскому Давиду на момент битвы - и вправду ведь всего лишь, по разным "источникам", от 14 до 17 лет, и негласный канон того времени на изображения этого угловатого и щуплого подростка примерно соответствовал вот такому:
http://www.krugosvet.ru/articles/32/1003294/0010095g.htm Что столь же справедливо, кстати, и для челлиниевского Персея.