.
Давно обещал своему ЖЖ-френду дать иное прочтение одного из произведений величайшего русского поэта А.С.Пушкина.
Понимаю, что предложенный взгляд является неклассическим прочтением, но так же знаю, что по-настоящему вся поэзия Пушкина по сути своей многопланова, а потому заранее приношу свои извинения за "корявость" слога или некоторую нелогичность. Ведь даже "Сказка о рыбаке и рыбке" - это гораздо больше, чем развлекательное чтиво или даже житейская мораль. Арина Родионовна передала своему воспитаннику великую мудрость веков! Эту мудрость нам оставил в наследство и сам А.С.Пушкин.
Итак, начинаю...
Александр ПушкинПеснь о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе,
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся - однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся - да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите:
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…
«А где мой товарищ? - промолвил Олег, -
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г. В этом небольшом произведении, как любила говорить мне о моих литературных "талантах" моя учитель литературы, "мыслям тесно, словам просторно".
Ну, истины для, а не забавы ради, отмечу, что, согласно "Повести временных лет" преподобного Нестора Летописца, князь Олег после передачи своего княжеского поста сыновьям довольно-таки долго еще жил в Великом Новгороде и умер своей смертью. Так что "Песнь..." имеет совсем другой смысл нежели простое поэтическое описание трагической истории жизни князя Олега.
Тогда о чем же речь?
А речь здесь идет о великом переломе в славянской истории!
Само прозвище князя Олега «Вещий» уже дает главный ключ прочтения «Песни…». И это прочтение - совсем не «гражданское».
Вот что мы читаем в справочниках по современному языку о синонимах: провидческий, прозорливый, ведающий, пророческий, предрекающий, мудрый, хранитель мудрости. И вот он, пророк, идет на совет к волхву. К кудеснику. Парадокс, который довольно-таки просто объясняется, если отойти от «житейского» прочтения…
И так по каждому четверостишию, коих набралось аж целых 17. (Призываю нумерологов поупражняться с этим числом, а также с его разложениями и «корнем». Очень интересно получается.)
В общем, как ни крути, но если читатель заинтересуется не просто поэтическими формами, а еще и поищет глубокий смысл «Песни…», то он может увидеть следующее:
В эпоху вершины расцвета славянской ведической цивилизации, когда утихомирены и природные, и рукотворные крепости и силы, великие воители, защищающие неприкосновенность границ (географических, материальных, духовных) всего славянского «царства-государства», принесли вместе с боевой славой «змия» других верований. Вот и Вещий Олег по итогам походов на хазар был поражен змеёй, якобы выползшей из черепа его боевого коня.
Здесь опять же нужно сделать отступление и внести некоторую ясность с аналогиями. Издревле символами духовной связи и вместилищами мудрости считались черепа тотемных животных. Чаще всего традиции древней философии экзотеризма такими животными назначали лошадей, ослов, быков, а символами совращающих и коварных идей - разных гадов, чаще всего - змей. В Библии использованы те же аналогии: змий-искуситель в Эдемском саду; входящая в ворота Иерусалима ослица, везущая на своей спине Христа. Но и символом особого взаимодействия с высшими силами назначены колени, голени. Опять же дополнительным примером может служить и описанное в Торе поражение прародителя еврейского народа в левую коленную чашечку, что стало зароком его служения и посвящения всего иудейства именно богу Израиля. Ну, а смерть в любом смысле - это окончание до сих пор существовавшего порядка, тела и зарождение новой жизни, нового устройства.
Если теперь сложить эти аналогии, что «Песнь о Вещем Олеге» выглядит совсем иначе нежели просто поэтическое повествование.
Теперь это - иносказательная форма философско-исторического плана относительно очень значительного момента, а именно: окончание эпохи славянской ведической цивилизации (презрительно именуемой чуть ли не «дикой языческой культурой» недоразвитых славян, коих Кирилл и Мефодий сняли с деревьев и отрубили им хвосты) и замена её на хазарский (иудейский) духовный миропорядок, называемый монотеистической религией. Вот о чем «Песнь…»…
Но народ, занятый пирами и тризнами, не заметил, что на смену прежней вековой традиционно-славянской мудрости пришла новая. Олег (настоящий, исторический Олег, доживающий свой век в Великом Новгороде), конечно же, понял свою ошибку. Почему и самоустранился от власти, т.е. "принял смерть от коня своего". Кстати, "
Сказка о золотом петушке" тоже о том же. Правда, в несколько ином ключе.
Одни философы считают, что такой переход был во благо русичам, другие - что на горе и беду, и волхв был прав в своих предсказаниях Олегу. Я отношу себя ко вторым…
Пока всё.