re3

Лироническое, психиатрическое

May 22, 2008 04:48

Вот уж поистине сумасшедший текст обнаружился
на «Правда.Ру» Сумасшедший - звучит гордо?

В последнее время в США повысилась активность всевозможных движений за права психически больных людей. Цели их различны. Некоторые участники подобных организаций (например, «За гордость сумасшедших») просто стремятся снять клеймо позора с психически больных людей. Другие призывают товарищей по несчастью (или наоборот - раз дело дошло до гордости) отказаться от традиционных методов лечения психических отклонений и ищут альтернативу методам, предлагаемым медицинскими учреждениями.
Многие представители таких движений готовы к общественному обсуждению их борьбы за свои права и готовы привлечь в свои организации все больше людей с психическими отклонениями. Организации способствуют раскрутке мемуаров и блогов людей со всевозможными психическими отклонениями - и, в первую очередь, - самыми «популярными» маниакально-депрессивным психозом и шизофренией. В результате бурной деятельности борцов за права сумасшедших даже люди, не принадлежащие к числу психически больных либо психиатров, уже зачитываются автобиографией страдающей МДП Кэй Рэдфилд Джемисон «Неспокойный ум: мемуары настроений и безумия», а фильмы под названием «Сияние» и «Прекрасный ум» открыли в Интернете дискуссию о шизофрении и родственных ей заболеваниях. Деятельность активистов привела даже к тому, что правительства отдельных штатов призвали молодых людей поддерживать друзей с психическими отклонениями.
Члены интернационала «Свобода ума» протестуют против фармакологических компаний и участвуют в голодовках с целью доказать, что психотропные препараты в действительности никак не способствуют излечению больных. Его руководитель - Дэвид Оакс, которому во время выпускных экзаменов в Гарварде поставили диагнозы «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз» утверждает, что сам он добился стойкой ремиссии с помощью специальных физических упражнений, диеты, а также обсуждений своих проблем и путешествий в уединении. Правда, трудно сказать, насколько поможет его стратегия, сильно отличающаяся от мэйнстримовской психиатрии, другим пациентам с теми же заболеваниями.
Идеи Оакса разделяют группы поддержки психически больных - Чайный клуб сумасшедших в Чикаго и Центр свободы в Нортхемптоне, Массачусетс. Эти организации предлагают больным теоретическую подготовку в области психологии и психиатрии, а также акупунктуру, йогу и взаимное обсуждение проблем в группах из 100 участников.
Достаточно популярен портал для людей с психическими отклонениями «Икарус», имеющий отделения в Нью-Йорке, Портленде (Орегон), Сент-Луисе и Ричмонде (Вирджиния). На этом сайте участники рассказывают о своих чувствах и переживаниях, делятся идеями, как сохранять навыки социальной адаптации и даже договариваются о совместной готовке и посещении магазинов.
Идеолог проекта - Саша Альтман ДюБрюль, более известный как Саша Скаттер, 33 лет. Успех пришел к нему в тот момент, когда он написал о своем маниакально-депрессивном психозе в еженедельник San Francisco Bay Guardian. И получил потрясающую реакцию читателей, которые имели подобный опыт, но чувствовали, что им не с кем его обсудить. В одном из интервью ДюБрюль признался, что он и его единомышленники хотят создать новый язык, который резонирует с их внутренним опытом…
На первый взгляд большинство акций движения «За гордость сумасшедших» выглядят неплохо, но есть и тревожные тенденции - и они связаны не с взаимопомощью или попытками найти какие-то альтернативные методы лечения, а именно с идеей гордости. Некоторые участники проекта «Икарус» утверждают, что они «балансируют между гениальностью и сумасшествием». Они убеждены, что их состояние - не заболевание, а скорее «опасный дар», который требует внимания, заботы и бдительности. Сам ДюБрюль утверждает, что принимает психотропные препараты для контроля над своими сверхспособностями.
Увы, гордиться своими недостатками людей на Западе подчас приучают в первую очередь психиатры и психоаналитики, не уловившие «золотой середины» между негативным отношением к людям с психическими отклонениями и идеализацией всех необычных состояний сознания. Например, директор Мэрилендского психиатрического исследовательского центра Роберт Бьюкенен и его коллеги однозначно, без каких-либо комментариев, поддерживают движение «За гордость сумасшедших». Свое одобрение действий пациентов они объясняют тем, что у людей, не испытывающих стыда по поводу своей болезни, легче наступают ремиссии.
Тем не менее, борьба психически больных часто ведется против психиатров, и большинство медицинских работников это понимают. Однако правда в борьбе за права любыми физическими недостатками - в том, что каждый из нас - человеческое существо, и именно за это заслуживает уважения. И на это уважение и самоуважение, разумеется, не должны влиять какие-либо психические отклонения. Психически больной вправе потребовать уважения в первую очередь у врача, и если врач не может ему его дать, он, наверное, и не должен работать психиатром.
И при всем при этом искать основания для гордости в самом «опасном даре» - неразумно. Человек - нечто гораздо большее, чем невроз или депрессия, так что должен гордиться высшим в себе - например, своими талантами и творческими достижениями, которые, разумеется, есть у каждого. Только при такой позиции «гордость сумасшедшего» уместна - она поможет ему повысить качество собственной жизни и при этом избегнуть искушения сделать свою проблему ее целью и смыслом.
Если же человек начнет самоутверждаться как «безбашенный псих» либо пытаться манипулировать другими своей непредсказуемостью, то он может не улучшить свое состояние, а напротив, заболеть еще сильнее - причем не только психически, но и физически. Именно на это обращает внимание директор Медицинского исследовательского института Стэнли в Чеви-Чейсе (Мэриленд) Фуллер Тори. «Должен ли я разрешить человеку, страдающему болезнью Альцгеймера, гулять по снегу без ботинок и носок?» - спрашивает он.
По его мнению, борьба за права сумасшедших может не только повредить здоровью его пациентов, но и иметь опасные социальные последствия. Подобно гомосексуалистам, избавившимся от «клейма» психически больных в середине семидесятых, люди, страдающие шизофренией и МДП, могут попытаться навязать свои идеи, стандарты и стиль жизни остальной части общества. Они могут потребовать себе прав ездить за рулем, работать на ответственных работах (например, операторами АЭС) и даже усыновлять детей. Судя по всему, психиатры и общественность должны осторожно относиться к провозглашению людей с психическими отклонениями нормальными, и даже «сверхнормальными», и не допускать распространения чрезмерно негативного отношения к традиционной медицине.

В связи с прочитанным, нахлынули бурные воспоминания о размышлениях - или размышления о воспоминаниях... Когда-то этой теме я целую книжку посвятил (Почему наша жизнь такая сумасшедшая, 2004). Привожу фрагмент одной из глав (самый многобуквенный и малосмысленный, подробнее на psihi.ru)

Весь мир - дурдом, или рецепт выживания в современной российской действительности
М.Cандомирский
Весь мир - дурдом,
И люди в нем - клиенты.
Одни - врачи,
Другие - пациенты.
(Не.Шекспир)

В этих несерьезных строчках заложена неизмеримо серьезная вещь. Конкретно - провозглашена основная декларация нашего сайта. То ГЛАВНОЕ, что мы хотим донести до читателей. А именно: нелогичность, нецелесообразность, несуразность, неадекватность, неправильность и порой нестерпимость нашей жизни связаны с тем, что во многих отношениях ее можно уподобить бо-о-o-ольшому Всеобщему Дурдому. В котором мы все с вами и живем. Дурдом - это наше ВСЕ. Многие обитатели просто не знают об этом, некоторые смутно догадываются... мы же знаем это наверняка.
Что пользы в таком многообещающем утверждении, спросите вы? Зная об истинном положении вещей, "пациенты" начинают меньше беспокоиться, не тревожиться понапрасну о пустяках и не ломать голову из-за ерунды... Постепенно перечень окружающих их пустяков и ерунды (раньше, до осознавания своего положения как пациента, представлявшихся важными проблемами, требовавшими безотлагательного решения), РАСШИРЯЕТСЯ. И так, повторяя известное изречение, "жить становится лучше, жить становится веселее". Для пациентов дурдома мы несколько его перефразируем: Жить становится лучше, жить становится здоровее. Вначале - психически, в мире внутреннем, в мире идей. А затем уже и физически, в мире внешнем, в мире вещей...
Легче, когда человек понимает, что нелогичность и непредсказуемость его жизни - всего лишь "кривая" бредовая логика шизофренических психушки. Психов, которые поменялись местами с психиатрами и начали диктовать свои правила, перекраивать мир по своему глючному образцу. (Вспомните "Матрицу"!) Неуверенность в завтрашнем дне, смутные тревоги и мрачные прогнозы - бредовые порождения депрессивных больных, завладевших думами и душами остальных пациентов. Непорядочность, предательство, холодное равнодушие общества и государства - всего лишь шизо-эпилептоидная "окрошка", в которой моральные и этические принципы перемешаны с болезненным цинизмом и патологической злопамятностью.
И когда человек, психически здоровый, но просто волею судеб оказавшийся под крышей дурдома, это понимает, то весь этот бред он может с легкостью отбросить.
Не забывайте, что в наших прикольно-психиатрических рассуждениях, как и в любой шутке, есть доля истины. ("In humor veritas", как говорили древнеримские психиатры, от которых их сегодняшние колеги унаследовали навязчивое стремление к использованию мудреных латинских терминов.) Постарайтесь эту истину извлечь для прaктического использования! Как сказал академик Ухтомский, и из самых умных вещей глупец извлечет лишь повод для продолжения глупостей, и из самых нелепых глупостей умный извлечет умное.
Мы называем подобное "очищение мозгов" ПСИХОтерапей в чистом виде, или психоПСИХОтерапией. В смысле общения с ПСИХами, их воздействия на "нормальных" людей. Психотерапии, в которой общение "нормальных" пациентов с реальными ПСИХами используется кк лечебное средство для первых и как развлечение - для вторых (главное, не перепутать...) Общения, в результате которого "нормальные" пациенты задумываются о том, что раньше им казалось само собой разумеющимся, раз и навсегда данным и не подлежащим сомнению - и прозревают, открывая для себя новую точку зрения. Так происходит выход за границы обыденной реальности - расшатывание этой самой реальности, раскачивание стереотипов, ломка привычных убеждений и перестройка психики сверху донизу. И тогда на самом деле в жизни что-то меняется. К лучшему.

ограничение прав одних нужно для защиты прав других (с)

Если и дальше так пойдет, слова Кокса станут уже не шуткой, а гениальным прогнозом: "Когда психбольные захватят власть в больнице, пациентами станут врачи".

За ссылки спасибо mirr_nova, alla2008

психиатрия, антипсихиатрия

Previous post Next post
Up