Nov 12, 2015 15:47
Вероятно, нам сейчас следует подумать над тем, какие меры принимать для организации государственной власти и как организовать работу государственных органов в тех странах, где у России есть свои интересы. Речь может идти о следующих ситуациях:
1. Оккупация российскими войсками (в случаях, предусмотренных международным правом).
2. Союзное, дружественное государство, нуждающееся в укреплении власти.
3. Восстановление государственной власти после освобождения территории дружественного государства от оккупации враждебной станой или террористами, или после освобождения от враждебного марионеточного режима.
Для перечисленных выше и других подобных ситуаций желательно заранее разработать несколько готовых общих типовых моделей, которые будут применяться, с учетом местных особенностей, для нескольких категорий стран - европейских, исламских, латиноамериканских, стран ЮВА, а также для горных стран, которые следует выделить в дополнительную категорию; для стран как с низким, так и с высоким уровнем грамотности населения; для стран промышленно развитых и для отсталых, аграрных; для стран с высоким и низким уровнем урбанизации, и др..Они должны предусматривать способы организации и /или восстановления власти на территориях, где она отсутствовала, меры по восстановлению общественного порядка, ликвидации банд и партизанских групп, предотвращению поставок оружия, боеприпасов и переброски подкреплений для партизан из-за границы, предотвращению враждебной пропаганды. Эти меры должны быть двух видов - а) осуществляемые только российскими войсками и специалистами, и б) осуществляемые независимо собственными силами государства, без участия российских войск, путем реализации мер, предусмотренных готовой, разработанной для данной страны моделью.
Конечно, советская, а затем и российская армия и государство имеют немалый опыт такой работы (послевоенная Германия, восстановление советской власти в областях СССР, освобожденных от немецкой оккупации, страны соц. содружества, Афганистан, Северный Кавказ), но необходимость в подробной разработке новых готовых моделей представляется все же необходимой. Нужна глубокая проработка специальных мер, основанная как на классических методах, на обобщении и изучении соответствующего отечественного и иностранного опыта, так и на последних научных достижениях в различных областях знания - психологии, социологии, демографии, экономики, права, военного дела, медицины, спец. техники и средств контроля.
Скорее всего, речь не идет о построении государства "с нуля", т.е. начиная с формы государства, написания новой конституции и законов, формирования правовой системы, создания новой экономики и инфраструктуры, и т.д., хотя в некоторых ситуациях может возникнуть и такая необходимость. Речь идет прежде всего о том, как с наименьшими затратами военных, финансовых и других средств, с минимальными потерями собственных войск и минимальными жертвами местного населения, в максимально короткие сроки подавить сопротивление враждебно настроенного, озлобленного населения на освобожденной или оккупированной территории, и что для этого нужно делать. Или, в более широком смысле, как сделать страну дружественной, или хотя-бы нейтральной. Или, в другом случае, как сделать сильной государственную власть в стране, не имеющей глубоких военных традиций, опыта построения сильного государства; в бедной, коррумпированной стране.
Представляется желательным также выделить наработки в этой сфере в отдельную область знаний, для ее разработки и изучения и подготовки указанных государственных моделей создать в каком-либо НИИ отдельное направление, и даже готовить небольшое количество кадров на отдельной кафедре в каком-либо военном или другом специализированном ВУЗе. Эти специалисты и будут потом направляться в соответствующие страны, когда там возникнет необходимость в принятии указанных выше мер.
Пример действий советских войск в Афганистане, и тот факт, что поддерживавшийся режим после ухода советских войск продержался не более двух лет, показывает, что у нас были серьезные пробелы в этой области знаний. В чисто военном отношении победа была достигнута, но подавить сопротивление и прекратить партизанскую войну так и не удалось. Приходилось постоянно проводить военные операции с участием крупных военных сил по подавлению все новых и новых очагов сопротивления, отбивать вновь и вновь завхваченные области и уже не раз особожденные ранее населенные пункты, тратя огромные средства. Это значит, что закономерностей хода партизанской войны и ведения враждебной пропаганды мы как следует не знали. Если в стране, где военная победа уже достигнута, приходится вновь и вновь задействовать крупные военные общевойсковые оккупационные силы, авиацию, бронетехнику - это означает провал организации местной дружественной власти, провал специальных, разведывательных и полицейских мер, провал контроля границ, провал контроля за оборотом оружия и взрывчатки, провал работы уголовно-правовой, уголовно-процессуальной и пенитенциарной систем, и провал идеологии.