Mar 18, 2017 07:32
Сегодня встал пораньше в рассуждении навести некоторый порядок: не полноценный ПХД, а так, приборочка по мелочи.
Руки заняты, зато голова свободна и даже задумалась. Разумеется, о судьбах отечества - о чем же еще может думать в полшестого утра промывающий раковину и плиту пенсионер.
Мысли не очень веселые. Природный оптимизм заставлял с большим сомнением относиться к плохим предсказаниям. И особенно к тому, что народ в России настолько своеобразен, что эту своеобразность можно считать дефектностью. И что ни смена руководящей верхушки, ни реформы существенно не повлияют на эту особенность народа, и что Россия будет, если еще не стала, примерной Азиопой. Разумных оснований для оптимизма становилось все меньше, оставались по большей части основания эмоционального порядка: ну не может же такой народ впасть в такой моральный, этический и общественно-политический упадок. Оказалось, что может. Ну хорошо, думаю, впал. Другие народы тоже впадали, а сейчас вон какие молодцы, отчего же наш-то не сможет воспрянуть? Забыл я об одной исторической детали: те народы изживали свои недостатки среди руин, в которые были обращены многие их города. Россию же никто не победит - это очевидно, и этот путь преодоления народных недостатков, к счастью, не для нее. Но и других путей у нее нет.
Никакого алармизма: ни завтра, ни послезавтра Россиия не превратится в Дикое поле, ну если только на отдельных, известных всем территориях. Она будет существовать долго, правда не очень счастливо. С союзниками типа Южной Осетии и Приднестровья. С огрызухами МИДа. С экономикой, куски которой розданы выходцам из политической полиции. С морально, этически, да и просто умственно одичавшим населением. При всем том в Кремле будут вручаться награды выдающимся музыкантам и актерам, не будут пустовать ни Большой, ни Мариинский, будет процветать Эрмитаж и есть надежда, что не оптимизируют ни Ленинку, ни Публичку (впрочем, за оптимизацию Публички, кажется, уже взялись). Но деградация будет продолжаться. Залогом тому состояние образования и здравоохранения и склонность руксоса к внешнеполитическим авантюрам. Без приличного образования не может быть приличного здравоохранения. Без него вообще ничего не может быть, в том числе и приличной жилищно-коммунальной сферы. Но и образование, и здравоохранение оптимизированы уже так крепко, что оправиться им будет трудно. А без подготовленных кадров просто невозможно. И никакие внешнеполитические авантюры, никакие покупки правых и левых в Европе, никакие военные городки на арктических островах не остановят дальнейшей деградации страны. Хорошо, если после Путина найдутся те, кто сумеет замедлить упадок, но это вряд ли: вся полнота власти так или иначе останется у политической полиции. А как оказалось, в словах "Мы пришли к власти", сказанных свежеизбранным президентом на расширенной коллегии ФСБ в 2000 году, не было даже доли шутки.
руксос