Чего не достает нашим кинематографам?
Социология провинциального балагана, 1912 год. Часть 1.
Социология провинциального балагана, 1912 год. Часть 2.
Цветные осколки (фельетонная рубрика газеты - Р.Б.). 100.
"Слово Урала", 29 августа, № 148, 1912. Псевдоним автора - Никто-не.
Прежде всего (как и огромному большинству русских кинематографов) не достает им сознательной, чуткой аудитории с определенным идейно-эстетическими симпатиями и требованиями.
Это - во-первых.
Во-вторых, того же самого не достает и хозяевам екатеринбургских кинематографов.
Их, в первую голову, интересует вопрос:
- Что касса?
Делом управляют не культурно-художественные соображения, а только коммерческие.
Никто у нас не думает о том:
Как бы произвести определенное, яркое впечатление на публику. Бросить в душу и мозг зрителя "зерна" "разумного, доброго, вечного".
Всех занимает другой вопрос:
- Как бы всеми правдами и неправдами битком набить аудиторию?
Отсюда сантиментально-слезливые, лубочно-поучительные мелодрамы; отсюда балаганные комедии", с бесконечными "массовыми" кувырканиями, отсюда Франкарди, Арнольдини, лилипуты, безголосые певицы, бездарные куплетисты, ловкие фокусники.
Обывателя не могут, и не хотят, научить чему-нибудь - его хотят только поймать (выделено в оригинале - Р.Б.).
Его наперебой выманивают, как ленивого карася из тины:
- Не на горох, так на отруби - авось клюнет.
Но, в защиту содержателей и распорядителей наших кинематографов надо сказать, что этот массовый "карась"-обыватель жадно "клюет" преимущественно на самую скверную "приманку".
Никакими настоящими, художественными "перлами кинематографического дела, если они не нашумели, его не поймаешь - подавай ему или "знаменитого разбойника Зигомара", или какую-нибудь паточно-Раздирательную немецкую размазню со всеми всевозможными несчастиями в начале и счастливым концом.
Сколько раз приходилось спрашивать:
- Почему редко ставите исторические ленты?
- Не нравятся публике.
- А видовые, научные, бытовые?
- Тоже не нравятся.
"Нравится" (судя по количетсву посетителей) только винигретная бурда, где куски дешевого смеха плавают в настоящей патоке и поддельных слезах.
Содержатели наших кинематографов, снова повторяю, и не стараются создавать из своих предприятий "кафедры".
Откровенно считают их:
"Коммерческим делом".
А во всяком "коммерческом деле" на первом плане, конечно:
- Дешевле купить, дороже продать.
Но и эти "до мозга костей" коммерсанты с некоторой печалью говорят:
- Все самые лучшие ленты берем в убыток. Стараемся идти бок о бок со столичными синематографами, а здешний посетитель не ценит.
И это не только
"Коммерческая словесность".
"Городской театр", например, и на самом деле старается давать (конечно, с коммерческой целью):
"Все самое свежее".
Его хозяева с гордостью могут похвастаться:
- К нам пожалуйте! Самые модные фасоны, самые последние рисунки!
Администраторы этого кинематографа изо всех сил стараются:
"Не отстать от столиц".
И действительно, во многом -
"Не отстают".
Про "Городской театр" можно сказать (подражая словам былины: "На небе солнце и в тереме солнце, на небе звезды и в тереме звезды") -
"В столицах новинки и в "Городском театре" новинки, в столицах сенсации и в "Городском театре" сенсации".
Конечно, не всегда эти "новинки" и "сенсации" удачно выбраны, со вкусом скомбинированы.
Но это тогда, когда их много и приходится выбирать.
Когда же появляется какая-нибудь одна нашумевшая лента, какой-нибудь кинематографический "слон", за которого надо только дорого заплатить, "Городской театр" охотно развязывает мошну.
Даже не особенно кряхтит:
- В коммерческом деле без этого нельзя...
Пример на лицо:
"12 год".
Эта "юбилейная" лента, о подготовке которой давно писали чуть ли не все московские газеты, обойдется нашим кинематографическим "коммерсантам" почти по 500 руб. в день.
Кончено - не окупится.
Пройдет "в убыток"...
И они это знают, но покорно готовы претерпеть:
- Нельзя-с! Конкуренция!
Надо признать такой прием конкуренции самым выгодным для аудитории.
Пусть конкурируют качеством товара, а не количеством, раздутого рекламами мишурного хлама.
Когда "Лоранж" давал "Одиссею",
Варьетэ" - Падение Трои, Севастополь, Путешествие к юному полюсу,
когда Городской театр ставит теперь "12 год" - им можно аплодировать и от души пожелать успеха.
В этом направлении".
К сожалению, аплодировать приходится не часто.
Редко встречаешь в репертуаре наших кинематографов программы, которые остаются в памяти даже два-три дня. Большинство превращается в серый сумбур едва успеешь выйти из театра.
- Не из чего выбрать! жалуются администраторы кинематографов, отвечая на упреки - Фирмы такой хлам присылают - смотреть не хочется...
Я им, по правде сказать, не совсем верю.
Мне кажется:
Скорее не "не из чего выбирать, лень или некогда выбирать.
Все больше гонятся за названиями и длиной, чем за содержанием ленты.
"Потрясающая жизненная трагедия в 3-х больших отделениях", да еще если она называется как-нибудь вроде "Пучины порока" или "В водовороте страсти и отчаянья", всегда окупается, а какой-нибудь "Эпизод жизни Линкольна" - кого он привлечет:
- Это какой же такой Линкольн? Вместо Макса Линдера у них, што-ли?
Стремление приладится ко вкусам аудитории создает "Глупышкиных", а "Глупышкины" притупляют потом вкусы аудитории.
В представлении большинства истинно-комическое на экране все более поглащается балаганным.
В "Лоранже" недавно шла изящная "комедия" Амброзио "Шути любя, но не люби шутя".
Ни пощечин, ни кувырканий через голову, ни обливаний помоями, и вот среди зрителей слышутся недоумевающие голоса:
- Какая же это комедия?
Не дай Бог если наша кинематография начнет "развиваться" в этом направлении, а при безвольной податливости натиску невежественного большинства создающего "битковые" сборы, это возможно:
Из "театра будущего" кинематография может превратиться тогда в грубый немой балаган нестоящего.
Надо, пока еще не поздно, ввести в огромное (по своей сути и возможностям) высококультурное дело не только энергичные руки, но и умные, образованные головы.
Торопитесь! Жизнь не ждет!
Никто-не.
Примечания.
Франкарди
"Русь", 16 (03) мая 1908 года. СЦЕНА.
В Петербург приезжает на несколько гастролей известный трансформист О.Франкарди - интересный подражатель жанра Фреголи. Артист исполняет посредством моментальных переодеваний и чревовещаний целые фарсы и показывает всевозможные фокусы.
Первая гастроль назначена на воскресенье, 4 мая, в театр «Пассаж».
"Раннее утро" (Москва), 30 (17) октября 1908 года. Интернациональный театр.
Вчера здесь состоялась первая гастроль трансформатора Франкарди, имевшего прошлой весной большой успех у московской публики. Вчера артист выступил в новой, собственного сочинения пьесе, в которой исполнил целый ряд самых разнообразных ролей. Затем г. Франкарди удачно одновременно проводил роль профессора, ученика и ученицы в музыкальной картинке и интересно и ярко воспроизвел ряд лиц в дивертисменте. У публики артист имел заслуженный успех.
"Южные ведомости" 27 (14) октября 1912 года. ФЕОДОСИЯ.
Гастроли известного итальянского трансформатора Уго Уччелини, идущие теперь в „Театре Иллюзий", проходят с большим успехом. Правда, быстрота и ловкость частенько посещавшего Феодосию сих дел мастера г. Франкарди еще у всех в памяти, но г. Уччелини является виртуозом в своей области и проделывает все свои номера безукоризненно. Приятно звучит голос сеньоры Уччелини, с симпатичным итальянским акцентом исполняющей русские народные романсы и цыганские мотивы. Гастроли семейства Уччелини продлятся до пятницы, 18 октября.
"Ивановский листок" 07 ноября (25 октября) 1912 года. Горе артисты.
Гастролировавшая здесь труппа Франкарди из несколько горе-артистов оказывается не заплатила типографии даже за набор афиши (2 р. 50 к.) заказанной управляющим, который «честным словом» уверял, что в день отъезда обязательно уплатит и, конечно, носа не показал.
Арнольдини
не идентифицировал
"знаменитого разбойника Зигомара"
«
Зигомар» (фр. Zigomar, 1911) - французский художественный фильм
Викторен Жассе. Первый фильм, в серии трёх фильмов, снятых Виктореном Жассе о похождениях Зигомара. «…Картина имела большой успех и оказала огромное влияние на постановку сериала „Фантомас“ Фёйада…»[1] В рассказывается о противостоянии детектива Полена Броке и банды уголовников «Дзета». В продолжение этой серии Жассе снимает ещё две картины: «Зигомар противника Картера» и «Зигомар ускользает».
Вскоре в России появится своя героиня: интересная статья -
Аркадий Бернштейн. "СК-Новости", номер 73. От Рокамболя до Соньки Золотой ручки.
12 год
Одиссея
"Руль", 20 (07) ноября 1911 года. Синематограф окончательно становится конкурентом театру.
В субботу в театре «Миньон» перед приглашенными демонстрировалась «Одиссея» Гомера в исполнении итальянских артистов. В постановке «Одиссеи» принимали участие видные профессора итальянских университетов. Постановка поражает грандиозностью и выдержанностью. Очень эффектен «Пожар Трои», картины у «Циклопа Полифема», картина когда Одиссей плывет на корабле и сирены прельщают его пением. Постановка картины стоила больших денег. 6 декабря она пойдет во всех московских кинематографах.
Падение Трои
Падение Трои / La caduta di Troia (Италия) - Режиссер: Луиджи Романо Борньетто / Luigi Romano Borgnetto, Джованни Пастроне / Giovanni Pastrone
В ролях: Джулио Вина, г-жа Давеснес, Ольга Джаннини Новелли, Луиджи Романо Борньетто и др.
Описание: Когда смотришь фильм «Падение Трои», вышедший на экраны в 1910 году, тобой овладевают чувства, схожие с теми, с которыми стоишь перед знаменитым Пергамским алтарем - восхищаешься величием замысла и талантом скульпторов, но увы! - сколь многое повреждено и еще больше - безвозвратно утрачено...
Картина Луиджи Борньетто (в недалеком будущем - одного из создателей серии фильмов о Мацисте) и Джованни Пастроне (будущего автора великой «Кабирии») занимает промежуточное положение между ранними историческими «живыми картинами» - типа «Нерон и падение Рима» и полномасштабными эпическими кинополотнами, такими, как «Последние дни Помпеи», «Quo vadis» и самый знаменитый фильм довоенного периода - «Кабирия».
От «кинопримитивов» в «Падении Трои» - статичность главных персонажей и чрезмерное вздымание ими рук (в чем-то призванное заменить отсутствующие крупные планы), но грандиозные декорации и впечатляющие массовые сцены штурма и разрушения Трои - это уже предвестие будущих шедевров.
Если верить афише, полное название фильма «Осада и падение Трои», и снят он по «Илиаде» Гомера. Но мы безуспешно будем искать в сохранившихся кадрах «Ахиллеса, Пелеева сына» или «шлемоблещущего Гектора», чье противоборство составляет основное содержание бессмертного эпоса - их там нет… Вероятнее всего, утеряна вторая из трех частей картины, и потому, сразу после сцены с объявлением войны, мы видим эпизод ложного отступления греков и сюжет с Троянским конем.
Остается только посетовать на то, что и уцелевшие фрагменты представлены в далеко не лучшем качестве - и включить свое воображение, пытаясь представить, как это смотрелось и воспринималось 100 лет тому назад.
Доп. информация: В исходном видео отсутствовало музыкальное сопровождение. Я счел возможным составить свою музыкальную композицию, используя для этого музыку Габриэля Яреда, написанную им для фильма «Троя», которую режиссер В. Петерсен в последний момент заменил музыкой Дж. Хорнера.
Я старался как можно бережнее обращаться с музыкальным материалом, чтобы не нарушить первоначального замысла композитора. Насколько это получилось удачно, судить вам. Посвящаю свою работу столетнему юбилею этого фильма.
Перевод: Субтитры, перевод:
иван7805 - на rutracker.
Севастополь
Путешествие к юному полюсу
Пучины порока
В водовороте страсти и отчаянья
Эпизод жизни Линкольна
"Глупышкиных"
Амброзио "Шути любя, но не люби шутя"
О фильме ничего не нашел. А вот...
Огромная популярность картины Амброзио «Последние дни Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1908) в Америке фактически открыла заокеанский рынок для итальянской кинопродукции. (постер в статье
Кинопробегом по Италии. Ранние годы и эпоха немого кино)