Приложения. Золотари и Осветители Екатеринбурга

Dec 09, 2012 15:21

О высоких и светлых помыслах отцов города легче всего судить по отхожим местам и по освещению города, впрочем, в последнем всё же выдаёт себя некоторый стыд, стыдно жить грязно - стоит ли это освещать, нескромно как-то получается. Непримирим и удивителен и русский язык, что ж он так с золотом-то обошёлся: где золото - вонь там невыносимая, где вонь - там деньги, а деньги, как известно, запаху и сраму не имут, однако же, крепок зело характер у русского языка.
Представляемые документы являются приложением к двум заметкам:
1917-1918 годы. Екатеринбург: бешеные собаки, дома терпимости и вонь. Черновик.
Зороастр и Меркурий. Часть 2. Ленин о "нефтяном голоде".
1. Ассенизация.
1894. На содержание городского ассенизационного обоза израсходовано 2684 руб. 86 коп., а от операций его в 1894 году получено 2530 руб. 75 коп. и следовательно город затратил по этой статье из своих средств 154 руб. 11 коп. Обоз этот был временно организован в 1892 году, когда существовали опасения холерной эпидемии, а затем Городская Дума, в заседании 2 декабря 1893 года, признала необходимым постоянное содержание его при городском хозяйстве. Сумма 2684 руб. 86 коп. употреблена: 360 руб. на жалованье смотрителю обоза; 752 руб. 81 коп. на фураж для 10 лошадей, 1341 руб. 50 коп. рабочим обоза и 230 руб. 55 коп. на разные потребности по ремонту и содержанию обоза. (с.116)
А вот почему расходы превысили доходы?
... в течение 1894 г. нередко по недостатку рабочих рук, из 10 лошадей обоза работало постоянно только 5-6 лошадей, а остальные оставались без работы, от чего заработок обоза не мог достигнуть (но ведь количество, так сказать, необходимого к вывозу по этой причине само уменьшиться не может? - Р.Б.) достаточной цифры для покрытия расходов по содержанию его. Недостаток же рабочих рук обуславливается тем, что исполнение работ по обозу предоставлялось исключительно служителям пожарной команды, в свободное от пожарной службы время, которые будучи наряжены на те работы, часто произвольно отказывались выходить на работу по лености и др. причинам и таким образом лошади обоза оставались до следующих суток незанятыми. (с.85)
Вот интересно, пожарные должны чистить выгребные ямы! Да легче что-нибудь поджечь самому!
1914. 13 июня на очередном заседании Думы будет рассмотрен вопрос о "расширении операций" городского ассенизационного обоза. Городская Управа представит следующий доклад:
Екатеринбургская Городская Управа, исходя из чисто практических соображений в целях поднятия санитарного состояния города Екатеринбурга, а также считаясь со все увеличивающимися требованиями жителей города Екатеринбурга на городской ассенизационный обоз, находит не только своевременным, но ипрямо необходимым просить Екатеринбургскую Городскую Думу дать нужные средства не только на увеличение вышеназванного обоза, но и на те постройки, кои необходимо будет или возвести вновь, или расширить старые, раз обоз будет увеличен.
Сумма ассигнования, необходимая для того, чтобы численный состав лошадей в обозе довести до 100, считая стоимость лошади в среднем 80 р., будет равна 3760 р. т.к. нужно будет к прежним прикупить ещё 47 лошадей.

2. Освещение.
Освещение города в отчетном году, как и ранее, производилось керосиновыми лампами разных систем; в течение года зажигалось от 380 до 390 фонарей, из коих 6 фонарей были с горелками "молния", 73 фонаря с горелками "соляр", а остальные с горелками Кумберга и обыкновенными 10-ти линейными. Освещение сдавалось с подряда по условию, на срок с 15 августа по 1 мая, за годовую плату 8 руб. 50 коп., а с 15 августа 1894 г. из платы 8 руб. 25 коп. При расчете с подрядчиком фонари с лампами системы "молния" принимались каждый за три обыкновенных, т.е 10-ти линейных, а с лампами системы "соляр" каждый за полтора, по каковому расчету общее число горевших огней определялось от 425 до 430.
На освещение города в отчетном году было назначено по смете 3500 р., израсходовано же 3601 р. 19 к., из коих: уплачено подрядчику, согласно договора, 3490 р. 84 к., израсходовано на перестановку и ремонт фонарных столбов 39 р. 80 коп. и на исправление фонарей 70 р. 55 коп.
Кроме керосинового освещения, некоторые центральные места г.Екатеринбурга освещались в течение ноября и декабря месяцев электричеством, в числе 8 фонарей по 1200 свечей каждый. Это освещение со стороны городского управления не потребовало, так как Товарищество электрического освещения А.Елтышев и Ко, испрашивая согласия Городской Думы на устройство им в Екатеринбурге центральной и вспомогательной станций, с правом постановки по улицам города столбов и подвешивания по ним проводов электричества, предложено городу бесплатно освещать, при каком бы ни было количестве ламп городские площади, по указанию Городской Управы, 4000 свечами. (Эх, разучились чиновники взятки брать, сколько бы пользы городу было, брали не одними борзыми, о городе радели, "Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки?.. Это совсем иное дело." - Электричеством! Свечами, иными словами! Вопрос очень интересный: история взятки... Впрочем, так, фантазирую, думаю, в те времена все чиновники были кристально порядочными людьми... - Р.Б.) По произведенному опыту освещение городских улиц электричеством признано вполне удобным и городское управление предполагает в будущем число электрических фонарей увеличить, если Товариществом А.Елтышев и Ко будет предложена за это более или менее подходящая плата (Будем обсуждать величину "местного косвенного налога" на предпринимательство. - Р.Б.)

Отчет представлен 14 марта 1896 года. Долг города на 1 января 1895 г. составил 199471 рубль, расходы города 299200 руб. 58 коп.

Ну, и в заключение о программе электрификации города без социализма:
На экстренном совещании Екатеринбургской Городской Думы было доложено заявление распорядителя Товарищества электрического освещения "А.Елтышев и Ко" А.Д.Елтышева, возбуждающего вопрос о допущении в принципе устройства в Екатеринбурге электрического городского трамвая, для перевозки по городу пассажиров и грузов.
Дума, как вы догадываетесь, единогласно, постановила: ответить г.Елтышеву, что устройство передвижения пассажиров и грузов по г.Екатеринбургу силою электричества вообще желательно.
Трамвай в городе зазвенел рельсами только силою Советской власти (1929), иногда бывает и так.
Мне помогал Городской Секретарь Н.Гуняев.
Заметка составлена по: Журналы Екатеринбургской Городской Думы за 1-ю половину 1896 г. - Екатеринбург. Типография В.Н.Алексева, Колобовская ул, д №21. 1896 г.

- 25 апреля 1894 г. в Екатеринбургскую городскую управу поступило прошение от «Товарищества электрического освещения в Екатеринбурге А.Елтышев, инженера Н. Панфилов и Ко » об устройстве центральной электростанции. 16 (4) мая была создана особая комиссия в городской Думе, а 8 сентября (27 августа) уже был заключен первый договор с электростанцией о концессии на электрические провода. Первый ток был дан в 1895 г. - Уральская региональная общественная организация по развитию связей с земляками.
- В 1894 г. на территории бывшей Харитоновской усадьбы появился одноэтажный кирпичный корпус электростанции с большой восьмигранной трубой. Электростанция строилась Товариществом электрического освещения в Екатеринбурге А. Елтышева, Н. Панфилова и К° по проекту инженера-механика, выпускника Екатеринбургского реального училища, а затем Московского высшего технического училища, сына местного купца Н. Я. Панфилова. Свою работу электростанция начала в 1895 г., в течение которого в городе были установлены первые восемь электрических фонарей. К концу января следующего года их было уже 42. Электростанция проработала до 1927 г., получив в советское время название «Луч». В начале века директором ее был инженер-электротехник, известный в городе политический деятель (один из руководителей екатеринбургской организации партии кадетов) Лев Афанасьевич Кроль, который некоторое время жил при электростанции (здание сохранилось). - Улицы Екатеринбурга / Горького улица. Публикуется по книге Л.И. Зорина. В.М. Слукин. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург, 2005.

30 марта 1908. Весной текущего года будет приступлено к расширению здешней электрической станции, будет возведен в добавление к существующему особый пристрой, в котором имеет быть помещен недавно приобретенный газогенераторный двигатель мощностью в 600 лошадиных сил. Газы для этого двигателя предположено получать путем сжигания в особо приспособленной печи древесных опилков, хвои и т.п. Расширение станции вызвано значительным возрастанием числа абонентов электрической станции и усиливающимся спросом на новые установки. До настоящего времени станция обслуживалась машинами общей мощностью в тысячу лошадиных сил.
18 декабря 1908. Новое применение электричества. В открывшейся недавно в Екатеринбурге фотографии Беляева впервые здесь электрический свет при фотографировании дает возможность делать снимки и вечером.
13 февраля 1909. По соглашению с городом директор местной электрической станции Л.А.Кроль изъявил желание произвести за счет станции, без всяких затрат со стороны города, опыт замены нынешних уличных дуговых фонарей обыкновенными лампочками накаливания силою в 50 свечей, укрепляемыми на невысоких кронштейнах на расстоянии 20 саженей один от другого. Для опыта избрана Тарасовская набережная городского пруда, лишенная вообще какого-либо освещения. Если опыт этот удастся, то все существующие в центральных кварталах фонари будут перенесены на окраины, а на место их установится новый способ освещения, могущий, как показывает опыт г. Перми, дать превосходные результаты. Нынешние фонари силою света в 350 ─ 400 свечей расположены, экономии ради, на столь большом друг от друга расстоянии и к тому же так высоко, что освещают сравнительно ничтожную часть улиц и площадей, оставляя громадную часть их в полном почти мраке. По предположению, переход к новому способу уличного здесь освещения вызовет сравнительно ничтожный добавочный расход и избавит даже станцию от необходимости постоянной смены углей в дуговых фонарях, кои с течением времени могут быть совсем упразднены, как не отвечающие своему назначению.
8 августа 1909. В городскую управу поступило заявление от комиссионного дома Ошуркова об устройстве освещения улиц г. Екатеринбурга керосино-калильными фонарями «Континенталь». В настоящее время один из таких фонарей демонстрируется при входе в здание городской управы.
- О чем писали местные газеты в начале XX века. Газета «Уральский край». Сайт -  Свердловский областной краеведческий музей.
А также из - http://amnesia.pavelbers.com/Ekaterinburgskaja%20gazeta.htm

3. Двигатели внутреннего сгорания.
10 января 1914 года Городская Дума рассматривает вопрос "постановки" в черте города двигателей внутреннего сгорания и приходит к следующему решению:
1) поручить Городской Управе и Санитарной Комиссии, в целях защиты здоровья жителей города, выработать обязательное постановление об ограничении права устройства в городе промышленных заведений, действующих нефтяными, керосиновыми и иными двигателями внутреннего сгорания и
2) в частности, по поводу ходатайства разных лиц о разрешении им устройства в городе Екатеринбурге промышленных заведений с постановкой нефтяных двигателей, как-то И.С.Выбрину, Г.В.Перетц, братьям И. и А.Эстрович и В.И.Певину, Дума решила остаться при прежнем своем постановлении, т.е. за 19 июля 1913 года, и разрешения им не давать, о чем и сообщить как Пермскому Губернскому Правлению по строительному Отделению, так и самим просителям.
Источник: Сборник постановлений Екатеринбургской Городской Думы за 1914 год. - Екатеринбург, 1915.

Трамвай.
- ЦГИА СПб. Фонд 1352 Русское акционерное общество "Сименс и Шуккерт". Опись 8. Дело 13. Дело о разработке проектов устройства трамвая и городской электрической станции в городе Екатеринбурге, 1915-1916)
ЦГИА СПб. Фонд 1367. Русское общество "Всеобщая компания электричества". Опись 8
№ 61. Материалы к проекту электрического трамвая в городе Екатеринбурге 1907
№ 986. Екатеринбургский трамвай 1916
№ 1043. Проект Екатеринбургского трамвая 1916 1916
- Уездный город Екатеринбург. 1863-1917 / Беркович А.В. Из истории общественного транспорта в Екатеринбурге. Музей истории Екатеринбурга.

Золотари, Екатеринбург, Электричество, Русский язык, Архивы Петербурга, Нефть, Дума

Previous post Next post
Up